Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах

Тема: Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.
Цель: 1. Закрепить сформированные понятия «родственные слова», «корень
слова», продолжить осмысление этих понятий на основе разграничения
родственных слов и слов тех же семантических групп, работать над
способом действия по нахождению в слове корня; на основе
сопоставления звучания и написания корней в родственных словах
«открыть» «секрет» письма.
2. Продолжить формирование умения учащихся видеть красоту родной
природы, научить бережному отношению к лесу; развитие внимания,
зрительной и слуховой памяти.
3. Воспитывать взаимовыручку, аккуратность при работе на доске и в
тетради; интерес к русскому языку.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):
Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: картина о лесе, карточки со словами, сюжетные рисунки подберёзовика, животных и лесника, презентация.
План урока:

Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Слайд 1.
- Много на нашей земле разных чудес; и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную чащу и сколько же всего услышишь и увидишь. Листья зашелестели, птицы поют, кто – то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн! Слайд 2.
Постановка темы и целей урока:
- Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши лесной таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем тайны леса!
- А тайны леса сегодня нам помогут закрепить умение находить однокоренные слова и умение выделять корни слов. Слайд 3.
- А какие цели урока мы поставим?
- Повторить
- Закрепить умение
- Учиться отличать и подбирать
( Дети сами сформулируют цели урока )
Анализ тетрадей
Чистописание.
Изучение темы:
1)Отгадывание загадок: Слайд 4.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не волос.
Что это? (Берёза.)
2) Ответы на вопросы и письмо слов: Слайд 5-6.
- Напишите слово «берёза».
- Рядышком стоит тоненькая и маленькая берёза. Мы как её
называем? (Берёзка.)
- Напишите слово «берёзка».
- Каким ласковым словом можно назвать берёзу? (Берёзонька.)
- Напишите слово «берёзонька».
- А теперь разгадайте другую загадку:
Я родился в день дождливый
Под берёзой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
-Что это?
- Подберёзовик.
- Напишите слово «подберёзовик».
- В какой лес мы вошли?
- В берёзовый.
- Напишите слово «берёзовый».
- А как называется берёзовый лес?
- Березняк.
3) Чтение написанных слов:
Берёза, берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый, березняк.
4) Ответы на вопросы:
- Как называются эти слова?
- Эти слова называются родственными. Слайд 7.
- Какие слова называются родственными?
- Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются
родственными.
- Как по-другому их можно назвать?
-Однокоренными.
- Почему их называют однокоренными?
- Потом, что у них один и тот же корень.
- Что такое корень?
- Общая часть родственных слов называется корнем.
4) Обозначение корня в написанных словах.
5) Ответы на вопросы: Слайд 8.
- Кокой секрет корня мы знаем?
- Корни родственных слов пишутся одинаково.
- Что можете сказать про «е» и «ё»?
- Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж
заменяют друг друга?
7) Работа над деформированным текстом.
В рощу приходят ребята. За нашим селом есть берёзовая роща. Летом берёзоньки весело шумят. Они собирают подберёзовики и поют песни.
8) Озаглавливание текста.
Роща.
За нашим селом есть берёзовая роща. Летом берёзоньки весело шумят. В рощу
приходят ребята. Они собирают подберёзовики и поют песни.
9) Письмо текста учащимися.
10) Физкультминутка для глаз. Слайд 10.
11) Самостоятельная работа с последующей проверкой. Составление предложений.
С братом мы пошли в лес на лесной опушке встретили лесника он охраняет лес от
вредителей.
12) Озаглавливание текста.
13) Нахождение и письмо однокоренных слов и выделение в них корня:
Лес, лесной, лесника.
14) Ответы на вопросы:
- Что называется корнем?
- Общая часть родственных слов называется корнем. Слайды 11-14.
15) Подбор родственных слов к словам: волк, заяц, медведь, сова. Слайд 15.
17) Физкультминутка:
Есть в лесу три полочки: (Хлопают в ладоши.)
Ели – ёлки – ёлочки. (Руки вверх, в стороны, вниз.)
Лежат на елях облака. ( Руки вверх.)
На ёлках – птичьи голоса. (Руки в стороны.)
Внизу на ёлочках – роса. (Дети приседают.)
18) Нахождение однокоренных слов и выделение в них корня.
Ели, ёлки, ёлочки.
18) Ответы на вопрсосы:
- Что можете сказать про е и ё?
- Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё
заменяют друг друга?
Итог урока. Рефлексия. Слайд 18.
Всё понял. Всё понравилось.
Не всё понял. Всё понравилось.
Не всё понял. Ничего не понравилось
Домашнее задание: упр. 290, стр. 12.
















15