Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.


МОУ «Основная общеобразовательная школа № 53»
пгт. Изъяю г. Печора
Урок русского языка в 3 классе.
Учитель: Носова О.С.
2014 г.
Урок русского языка в 3 классе. «Школа России», учебник русского
языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Цели: Способствовать развитию умения правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с разделительным твердым знакомПланируемые результаты (предметные):
Знают и применяют орфограмму «Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком
Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор;
2. Компьютер;
3. Проекционный экран;
4. Карточки для работы в группах
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.
В классе сразу стало уютней от улыбок.
- Откройте тетради, напишите сегодняшнее число. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
II. Чистописание 1) - Пропишите буквы, отметьте те, которые получились особенно красиво.
ьъ ьъ ьъ
2) - Замените сочетание слов одним словом, запишите слова в нужном порядке:
Мать, отец, дети;
Снежная буря;
Домики для пчёл
( вьюга, ульи, семья)
- Устно разделите их для переноса.
- Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему?
Выполняют письмо по образцу
Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов
Семья, вьюга, ульи
IV. Актуализация знаний
-Прочитайте слова.
В . юга, с . ел, п . ёт,
под . езд, в . юн,
с . ёмка
- Разделите их на две группы.
- По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь)
- В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ или Ь? Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы:
1) вьюга, пьёт, вьюн
2) съел, подъезд, съёмка
Анализируют данный материал и делают вывод о необходимых условиях для написания разделительного твердого знака (приставка, оканчивающаяся на согласную и буквы е, ё, ю, я в начале корня) и разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я)
V. Постановка учебной задачи - Откройте учебник на с.138
– Внимательно прочитайте слова, предложенные в упр. 273 учебника. Подумайте, по какому принципу слова разделены на группы? (Слова с разделительным Ь, слова с разделительным Ъ.)
– Что обозначает чёрточка в каждом слове? (Знак переноса.)
– С каким правилом нам необходимо сегодня познакомиться? (С правилом переноса слов с разделительным твердым знаком.)
- Нам известно такое правило? А где его можно посмотреть? (в учебнике)
- Попробуйте сформулировать задачи нашего урока:
1) различать слова с Ъ и Ь;
2) познакомиться с правилом переноса слов с Ъ;
3) научиться переносить слова с Ъ Слушают учителя. Анализируют языковой материал, высказывают предположение о принципах классификации слов на группы. Высказывают предположения о задачах работы на уроке
VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа с учеб-ником (упр. 273, правило на с. 138)
Знакомство с правилом
Работа в группах – Прочитайте слова из упр. 273, которые нельзя перенести на другую строку. (Льет, фильм, съесть, въезд.)
- Почему их нельзя перенести?
– Понаблюдайте над тем, как расставлены знаки переноса в словах с Ъ разделительным знаком.
- Какому правилу нужно следовать?
– Прочитайте правило в учебнике (с. 138) и проверьте правильность ваших собственных выводов.
– Спишите слова из второй группы со знаком переноса.

- Самостоятельно расставьте знаки переноса в словах подъёмный, печенье, объезд (подъ–ёмный, пе-ченье, объ-езд)
- Проверим результаты самостоятельной и групповой работы Знакомятся с правилом переноса слов с разделительным твердым знаком. Самостоятельно расставляют знаки переноса в словах «подъемный», «печенье», «объезд»
Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание
VII. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа по учебнику (упр. 274)
2. Работа в группах - Прочитайте задание к упр. 274. Объясните написание пропущенных букв. Спишите по выбору 2 пословицы. Слова с разделительным Ъ и Ь разделите чёрточкой для переноса.
- У вас на столах лежат конверты с рассыпанными словами. Ваша задача собрать рассыпавшиеся слова, приклеить на лист.
- Проверим какие слова у вас получились (листья, подъезд, объём, муравьи, сошью, подъехал, налью, съем) Слушают задание учителя, задают уточняющие вопросы.
Самостоятельно выполняют упражнение в тетради
Слушают задание, выполняют его. У доски распределяют слова по группам: слова с разделительным Ь и слова с разделительным Ъ. Записывают в тетрадь, разделяя чёрточкой для переносаVIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке - А теперь проверим, как вы усвоили новое правило
(Положительный ответ отмечают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « - »).
1) При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной.
2) Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
3) В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную.
4) Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
5) Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь.
(Проверка работ. Знаки «+» в вопросах 1, 2, 4, 5).
- Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения:
сегодня на уроке
научился …
понял …
было интересно …
было трудно …
Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей
Заканчивают предложения в зависимости от своего впечатления от урока
IX. Итог урока
– Какие задачи стояли перед нами?
– Удалось ли их решить?
– Что нового узнали о разделительном Ъ? Осмысливают и анализируют свою деятельность на уроке
Домашнее задание - Чтобы знания были крепче, дома надо поупражняться. Выберите уровень домашнего задания в соответствии со своими возможностями и желанием.
1 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.277
2 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238, разделяя их для переноса
3 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238 разделяя их для переноса, дополнить словарный ряд новыми словами по этой теме.
- Спасибо за урок. Желаю успехов!
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
Литература:
1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995
2. Русский язык. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной и др. – Волгоград: Учитель, 2014
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014