Урок по русскому языку Освоение введённых понятий. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.(2 класс)

Урок русского языка

Тема: Освоение введённых понятий. Наблюдение за единообразным написанием
корней в родственных словах.
Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.
Задачи: упражнять в подборе родственных слов и выделении корня;
познакомить с «секретом корней»;
тренировать в использовании «секрета корней» при записи слов.

Оборудование: классная доска с табличками: тема урока «Секрет корней» и правило

«Корни родственных слов пишутся одинаково», которое прикрыто листом
бумаги,    рисунок ёлочки для украшения (рефлексия).
Ход урока.
I.Организационный момент. Пауза настроения. Стихотворение.
II.Актуализация прежних знаний.
- Чему мы учились на прошлом уроке?
- Все научились? Проверим, легко ли вы справитесь с новыми заданиями. На
доске записаны столбики слов. Найдите ловушки и докажите, что это не
родственники.
Лес Парк Пар
Леска Парковый Париться
Лесной Паркет Парочка

А теперь поработайте с тестом и сделайте вывод.
Работа в парах.

ТЕСТ

1. Выбери вернее утверждение. Раскрась жёлтым цветом выбранную рамку










Приведи пример родственных слов.
2. Выбери вернее утверждение. Соедини линией нашло и конец фразы.

Корень

главная часть предложения


главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов


общая часть родственных слов


Верно ли утверждение: «Слово белый, белеть, белка - имеют одинаковый корень?

Можно ли объяснить эти слова с помощью одного слова?

3. Закончи фразу - памятку.

Чтобы найти в слове корень, нужно: 1. Подобрать ...
2.Выделить ...

Выдели корень в словах: шубка, шуба, полушубок

Вывод: у родственных слов есть общая часть и общее значение.
- Мы вспомнили о том, что уже знали.

III.Сообщение темы. Сегодня продолжим собирать родственников.
-Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки? (Зима).
-А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, она поможет нам разгадать один важный секрет корней родственных слов.

IV.Работа по теме урока. Тренировочные упражнения.
- На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг.
- Как в народе ласково называют зиму? (Зимушка. )
1.-Запишите это слово (у доски работает ученик, записывая слово с комментированием, оставляя «окошки» в опасных местах).
-О каком способе избежать ошибки вы должны помнить? Будьте внимательны ко всем встречающимся орфограммам!
На доску крепятся сигнал «Внимание» - «!».
-День во время зимы – (какой?) (Зимний.)
-Всё, что происходит во время зимы, – (когда?) (Зимой.)
-Проводить где-то зиму, жить зимой – (Зимовать.)
-Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, –  (Зимовье.)
На доске получилась запись: Зимушка, зимний, з..мой, з..м..вать, з..мовье.
Докажите, что эти слова- родственные.
(Дополнительный материал из словаря Даля. Какие новые слова услышали и будете знать?)Вот как много разных слов- «родственников» удалось собрать. Вы успешно справились с заданием и, думаю, готовы к открытию нового секрета. Что это за секрет, узнайте, прочитав запись на доске. Секрет корней родственных слов.
-Приоткрою вам этот секрет. Слова- «родственники», как и люди стараются всегда помогать друг другу. А вот чтобы узнать, в чём и как они помогают, найдите и выделите корень в записанных словах. Какое нужное действие для этого вы уже выполнили? (подобрали родственные слова). Какое действие осталось выполнить? (найти общую часть). Выделить в словах корень.
- Какие из этих слов называют предметы, а какие – признаки, действия?
-Корни в каких словах вы написали без «окошек», а в каких с «окошками»? Почему так? (В одних нет орфограмм, а в других- есть.)
-В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?
(В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная, значит в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье в корне буквы гласных находятся в безударной «слабой» позиции, в корнях этих слов орфограммы есть.)
-Вспомните, что мы заметили на прошлом уроке, когда наблюдали написание корней родственных слов. (Они пишутся одинаково.)
-Как вы думаете, сможем ли мы вставить гласные буквы в «окошки»?
(Можно предположить, что пишется гласная «и», как в словах зимушка и зимний.)
- Узнбем секрет корней. С.11 в учебнике.
V.Открытие нового.
 Прочитаем правило: «Корни родственных слов пишутся одинаково».
-В чём же «секрет» родственных слов? Поможет он нам решить орфографические задачи и вписать буквы? Какие слова подскажут решение? Почему именно они? ( В корнях этих слов нет орфограмм, нет «опасных» мест, значит нет выбора букв- пиши то, что слышишь.)
-Как поступить, пользуясь «секретом» корней? Впишите буквы в слова.
Вот какое важное открытие мы сделали. Как думаете, пригодится ли нам этот секрет, поможет ли стать более грамотными?
-Давайте сразу убедимся в этом. Проговорите, как пишется слово «берёза». Родственное ли ему слово «берёзовый»? Как его напишем по «секрету корней»? Проговорите слово «мороз». Родственное ли ему слово «морозный»? Как его напишите? Почему так?

Физминутка. Снежинки.

VI. Применение новых знаний.
1.Зима не приходит одна. С ней пришли её верные слуги.
Мороз трещит – большому холоду быть.
-Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему? («Мороз» и «холод» – слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.)
Корень слова – главная, Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные смело подбери слова.
-Некоторых ребят Мороз и Холод захотели заморозить – прислали им льдинки, а на льдинках слова. Ребята, вы не испугались Мороза и Холода? Тогда выйдите и закрепите слова на доске, вставьте пропущенные орфограммы, выделите корень.
Ученики закрепляют слова: м..розный, замор.зки, м.розец, м..розит, х..лодный, х.лодильник, хо.лодает, группируя их по признаку родства со словами «мороз» и «холод», объясняя выбор буквы правилом «Секрета корней».
2. Какие осадки выпадают зимой?
Задание: отгадайте загадки и запишите родственные слова в два столбика по правилу секрета корней, оставляя «окошки» в других частях слов.
А).Куропатка на ночлег В голубой нырнула (снег).
  Б).Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лёд).
В).Что за звёздочки такие на пальто и на платке?
  Г.)Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке? (Снежинки).
 Д).В свежем воздухе сверкнёт  белый чистенький (снежок).
-Что за семья собралась? Обратимся к справке на с. 13: «Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга».
-Выделяем корни снег- – снеж-, лед- – лёд.
-В какие семьи можно поселить слова сосулька, каток и сугроб.
(Слова сосулька, каток можно «породнить» со словом лёд, а сугроб со словом снег. )
Эти слова не «родственники», они близки по смыслу, но не имеют общего корня.
-Верно – это слова близкие по значению, но не родственные.
4.Продолжим работу над подбором родственных слов. Перед вами тексты, которые помогут в выборе и записи «родственников» для слов снег, лёд. Дополнительное задание: выделите в родственных словах корень.                   
Вариант 1         Проплясали по сн..гам
Снежные метели.
Сн..гири сн..говикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся сн..жки,
Режут лёд сн..гурки.
С. Погореловский

Вариант 2
Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твёрдой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!    
5. -Ребята, есть мнение, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень снег-. Послушайте и другое высказывание: «От слова снег образованы не только слова снеговик и снеговой, но и снежок. Значит корень во всех словах сне-». Какое из этих мнений верно и почему? Какие звуки в словах чередуются?
-Снеговик предлагает вам рассмотреть картинку и составить «горку» из родственных слов.
 



-Какой зимний праздник ваш самый любимый? (Новый год).
Про него говорят: Новый год – к весне поворот.    
 
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
А пока до весны ещё далеко, подведем итоги сегодняшнего урока. Что интересного и нового вы узнали? Что понравилось? Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?
-Украсим ёлочку: Белые снежинки- кто всё хорошо понял и сможет рассказать об этом.
Жёлтые – понял, он нужно повторить.
Красные - не очень понятно, трудно.
У родственных слов есть

одинаковое значение


общая часть и общее значение


общая часть



Рисунок 2