Технологическая карта урока на тему: Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.


Класс 5
Дата -____________
УМК: под редакцией Разумовской М. М., Леканта П.А. « Русский язык. 5 класс».
Тема: Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектной деятельности.
Цель: организация работы в группах и парах для изучения и закрепления нового материала.
Формируемые УУД
Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
следование в поведении моральным и этическим требованиям. умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
извлекать нужную информацию. понимать и строить планируемые действия;
управлять своей деятельность;
анализировать причины успеха и неуспеха деятельности.
Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
сформировать представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после шипящих и Ц;
овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма учащихся.
проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи. формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, документ-камера, толковые словари.
Этап урока Форма работы Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Беседа Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Слайд 4)
Организует учащихся, предлагает выполнить проблемное задание.
Настраиваются на плодотворную работу Регулятивные (управлять своей деятельность)
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности Работа в парах
Записать слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.) (Слайд 5) Учитель объясняет задание, консультирует, если есть трудности. Распределяют слова по группам. Проверяют в парах. Коммуникативные (умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, слушать и слышать,формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения)
Познавательные (извлекать нужную информацию)
Регулятивные
(волевая саморегуля-ция в ситуации затруднения)
Отчёт одной из пар С помощью документ-камеры проецирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание Коммуникативные (умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли)
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Фронтальный опрос Анализ встретившихся орфограмм, знакомство с орфограммой, которая будет изучаться на уроке. (Слайд 5) Проводит опрос. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.– Что объединяет эти слова? (наличие шипящего)– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.– Назовите условия выбора орфограмм.– На основе графических обозначений сформулируйте правила. Вспоминают орфограммы, формулируют правила написания, находят новую орфограмму. Познавательные (понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять)
Исследовательская работа На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения. (Слайды 6,7,8)
Алгоритм
1. Определяю часть слова.
2. Если в корне, поставлю ударение.
3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.
4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О.
5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.
6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения - Е.
7. Если не чередуется - О.
Подводит учащихся к ответу на проблемный вопрос.
- Вставьте букву Ё или О. В каком случае возникла проблема выбора?
Сравните результаты. Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о- ё в корнях слов .
Подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в однокоренных словах. Делают вывод о написании буквы Ё или О после шипящих в корне. Сравнивают с формулировкой в учебнике. Стр.112
Записывают алгоритм рассуждений. (Слайд9) Познавательные (извлекать нужную информацию)
Регулятивные (понимать и строить планируемые действия)
Работа по теме урока Работа в группах 1 группа выполняет упр. 315
2 группа – упр. 316
3 группа – словарная работа
Проверка работы групп. Помогает разбиться на группы. Озвучивает правила работы в группе. Консультирует группы учащихся по трудным вопросам. Учащиеся делятся на 3 группы. Выбирают лидера. Принимают правила работы. Каждая группа выполняет свой тип задания – составить словосочетания, выбрать слова с изучаемой орфограммой, списать текст. Одна из групп работает со словарями и находит объяснение новым словам. (Слайд 10) Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям)
Коммуникативные
Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-гия,классификация– построение логической цепи рассуждений, вы-
ведение следствий;
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
– доказательство)
IV. ФизминуткаЯ вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть слово. Если в нем пишется: О – сидим, Ё – встаём, другая орфограмма - хлопаем. Выполняют физминуткуРегулятивные (управлять своей деятельность)
Познавательные (извлекать нужную информацию)
Закрепление знаний Работа с таблицей Таблицу «Виды орфограмм в корне» (упр.312) дополнить ещё одной графой: «Буквы О-Ё после шипящих». Объясняет задание, консультирует при затруднениях. Работают с таблицей, приводят примеры. Познавательные (понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять)
Регулятивные (управлять своей деятельность)
Проектное задание Мини-проект
(для одной группы) Написать рассказ, используя слова из правила в учебнике. Сопровождает и контролирует мини-проект.
В конце проекта учитель подводит итог: «На что нужно обращать внимание при выборе О или Ё после шипящих?» Обсуждают в группе, предлагают разные варианты.
Представляют проект. Коммуникативные
Познавательные
Личностные
V. Подведение итогов,
рефлексия Продолжите предложение:
Сегодня я повторил(а), (что?)
Сегодня я научился(лась)….
Я не совсем понял(а)…
Как я оцениваю свою работу на уроке?
Организует работу
Делают вывод о том, как выбрать букву при написании О-Ё после шипящих. Регулятивные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных точек зрения)
Личностные (адекватное понимание причин успеха / неус-пеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям)VI. Домашнее задание Разноуровне-вое домашнее задание 1. Составить опорный конспект или схему-подсказку к изученной орфограмме.2. Составить словарный диктант из слов с изученной орфограммой.
3. Упр. 318