Урок русского языка по теме Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова(3 класс)


Урок русского языка 3 класс
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной работы, сигнальные карточки .Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Ход урока:
1. Мотивация у учебной деятельности .Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.
2. Постановка темы и задачи урока.
а) - Начинаем урок русского языка.
- Чему мы учимся на этом уроке?
( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
б) – Над какой темой работали на прошлом уроке ?(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)
-Все ли можете без ошибок писать эту орфограмму или кто-то ещё сомневается в написании?( сигнальная карточка)
- Кто догадался , какая тема сегодняшнего урока?
-Да, сегодня мы продолжаем работать над темой …
Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.
-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)- Какую учебную задачу поставим сегодня на уроке ?
(научиться правильно писать слова с парными согласными в корне слова)
3. Актуализация знаний.
Словарная работа ( запись словарных слов на доске)
(Доска) Горо _ , молото_, морко_ь,_ моро_,солда_, огоро_.
- Посмотрите на запись слов на доске.
- Прочитайте слова.
- Что это за слова ? Почему вы так решили ?- Что вы заметили во всех записанных словах? (в корне слова «о», слова с парными согласными в корне .)
- Вспомните алгоритм проверки парной согласной.
ДОСКА ( Собрать алгоритм)
3.Вспоминаю правило.
2.Нахожу опасное место.
4.Применяю правило.
1.Читаю слово
5.Пишу букву.
-Сколько способов проверки парных согласных вы знаете?
- Назовите способы проверки парного согласного?( Доска)
( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял
звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)
- Где вы можете применить эти знания? (при записи диктантов, изложений , сочинений, писем…)
- Зачем мы повторили все способы проверки парных согласных ? (правильно писать слова с парными согласными)
- А теперь мы применим эти знания в написании словарных слов.
-Спишите, вставьте пропущенную орфограмму, устно подберите проверочные слова.
( выход к доске по 1 ученику)
4. ФИЗМИНУТКА Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.
Перевести взгляд быстро направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль .5. Обобщение и систематизация знаний.
а). Работа в парах.
Урок наш продолжаем
Трудиться не кончаем
Согласный будем проверять
Работу в паре выполнять.
Игра «Зоркий глаз»
-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?
-Работать будете в паре.
- Вспомните правила работы в паре .
Слайд 2
1.Работать тихо.
2. Прислушиваться друг к другу.
3. Уметь договариваться.
4. Уметь спокойно обосновывать свой выбор.
- Давайте ещё раз вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Карточка( у каждой пары на столе). Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово.
Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, кана(ф, в)ка, фу(т,д)бол, мя(к, г)кий, улы(б, п)ка, во(к,г)зал.
-Встретились ли слова для которых вы не смогли применить ни один из способов проверки ?
-Как поступаем с такими словами? (См. по словарю, написание данных слов запоминаем)
Слайд 3. Проверка по эталону. Возьмите карандаш и оцените работу в паре по образцу . з д б д з в т г б к
(Сигнальные карточки) Зелёный - всё верно.
Жёлтый - допустили 1 ошибку.
Красный – допустили более 2 ошибок.
(Выборочно спросить проверочные слова)
-Что можем посоветовать ребятам, допустившие ошибки.
6. Физкультминутка музыкальная.
б.) Самостоятельная работа (работа по учебнику )- Какую учебную задачу мы поставили в начале урока ? (научиться правильно писать слова с парными согласными в корне слова)
- Все ли достигли учебной задачи ? - ( сигнальная карточка)
- Продолжаем с вами работать над достижением учебной задачи урока.
- упр.122 , с. 67
- Произнесите слова парами.
- Запишите каждую пару слов на отдельной строчке через запятую.
-Но сначала обратимся к напоминалке.
!!!Напоминалка.ВСПОМНИТЕ!
-Работать будете самостоятельно.(4 ученика за доской)
- Проверка.
-Как проверяли? (спрашиваю у работающих у доски и выставляю оценки )7. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
Слайд 4
Ночью был ле_кий моро_. На лужах появился лё _. Он хру_кий и тонкий. Скоро выпадет первый сне_.4
- Прочитайте текст .- О каком осеннем месяце идет речь ?-Определите тему текста.
-Какая основная мысль текста?
-Как можно назвать текст?
-Вам нужно списать текст и вставить пропущенные буквы , подобрав устно проверочные слова. Какая орфограмма пропущена ?- Напомните правила проверки данной орфограммы.
! Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.
- Укажите над словами с парной согласной части речи.
! Проверка
- Что обозначает цифра 4?
- Разбор предложения.
8.Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.
- Оцените свою работу на уроке.
Запись на доске.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я повторил…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
На этом уроке самым интересным для меня было…
Я научился …
Было интересно …
9. Подведение итога урока.
-Работая в группах и самостоятельно, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
-Какую учебную задачу мы с вами ставили в начале ?- Что помогло вам выполнить эту задачу ?( работа в паре, сам-но, работа учебнику, работа над предложением)Слайд 6.
10. Домашнее задание по выбору.
1. Написать 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.
.