Статья на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ


А.Г. Савченко, г. Железноводск, ГБОУ ВО СГПИ
Научный руководитель: заместитель директора по социальной и воспитательной работе Дудникова Т.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, оказывается в трудной жизненной ситуации. В общей и детской отечественной и зарубежной педагогике, психологии уже давно исследуются проблемы становления и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Дж. Боулби, Ю. Бронфенбренер, Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, А.В. Запорожец, И. Лангмейер, З. Матейчик, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, С.А. Расчетина, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.). Ученые, представляющие социальную педагогику, предлагают различные технологии социального воспитания детей и подростков, имеющих разные жизненные проблемы (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева и др.). Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит внимания ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в задержке эмоционального развития, в нарушении коммуникативных способностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в искажении социальных потребностей, в повышенном уровне агрессивности, в недоверии к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее и веры в него, в закреплении чувства страха и одиночества.[3]
Согласно постановлению Правительства РФ о реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», являющихся документом высокого социально-нравственного звучания, дети рассматриваемой нами категории находятся постоянно под пристальным вниманием на всех уровнях заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.[2]
Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в интересах детей, является правильно организованная деятельность в каникулярный период в учреждениях дополнительного образования (УДО).
Педагогическая наука не стоит на месте: существенно усилился интерес к проблеме изучения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и к проблеме подготовки педагогических кадров к работе с детьми данной категории в детских оздоровительных лагерях.
Работа этих учреждений направлена на организацию досуга детей и на всестороннее развитие личности. Грамотная организация жизнедеятельности в детских оздоровительных лагерях способствует развитию физических и моральных качеств детей, реабилитации и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. А происходит это за счет реализации образовательных и воспитательных программ, направленных на массовое воздействие воспитательной среды, дифференциации интересов детей с учетом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы, укрепления здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни и профилактики вредных привычек и правонарушений.
Таким образом, детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный, содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания, но в первую очередь помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конечно, для полноценного отдыха, развития и воспитания важно место расположения лагеря, материальная база, природные факторы, но на наш взгляд, основополагающим является подбор педагогических кадров, их готовность работать в рамках профильной смены, степень их обученности для работы с детьми разных социальных групп, в том числе и детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. [1] На территории Кавказских Минеральных Вод в период летних каникул функционируют множество учреждений дополнительного образования различного типа. Студентам филиала СГПИ в г.Железноводске на практике предоставляется возможность продемонстрировать степень их обученности и уровень сформированности педагогических компетенций.
Так, с 24-30 августа 2015 года Министерством образования и молодежной политики  Ставропольского края совместно с Государственным Бюджетным Образовательным Учреждением Детского Оздоровительного Досуга «Краевого центра экологии, туризма и краеведения» на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Солнечный» в городе Пятигорске, была проведена профильная смена для несовершеннолетних, относящихся к «группе риска». Жизнедеятельность лагеря «Солнечный» в этот период осуществлял педагогический отряд нашего филиала.
Целью профильной смены являлось:
- профилактика правонарушений;
- создание благоприятных условий, обеспечивающих возможности сохранения здоровья;
- формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни;
- адекватное восприятие себя и окружающей действительности;
- развитие адаптационных умений.
В достижении цели профильной смены и реализации поставленных задач оказывали содействие: Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю Краевого клинического наркологического диспансера, Управление МЧС по Ставропольскому краю, Управление  «Противопожарной и аварийно-спасательной службы Ставропольского края» и члены профессорско-преподавательского состава филиала.
В лагере в этот период жили и отдыхали 32 ребёнка из различных образовательных организаций Ставропольского края, относящиеся к группе «риска». Из них 13 состоят на учёте КДН (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав),12 состоят на внутришкольном учёте и 7 обучающихся из неблагополучных семей.Смена длилась 7 дней. [4] В начале смены было проведено анкетирование следующего содержания:
1.Хотел ли ты поехать в лагерь?
2.Чем ты любишь заниматься?
3.Чем бы ты хотел заняться в лагере?
4.Что нового ты хотел бы узнать и чему научиться?
5.Уверен ли ты, что ты проведешь это время с пользой и интересно?
По результатам анкетирования мы увидели: 15 человек из 32 ответили на все вопросы отрицательно, это может свидетельствовать о том, что дети социально не ориентированы, не адаптированы к жизни в условиях лагеря. 13 человек воздержались от ответов на 4,5 вопросы анкеты, это говорит об отсутствие общественного интереса, социальной мотивации. И только 5 респондентов дали на вопросы положительные ответы. Опираясь на результаты анкетирования вожатский коллектив активно включился в воспитательный процесс.
Воспитательная работа профильной смены по своей направленности была комплексной, т. е. включала в себя разноплановую деятельность, объединяла оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях лагерной смены. Ни одного дня не проходило без подвижных игр на свежем воздухе. На протяжении всей смены проводились тематические утренние зарядки, которые проводили сами ребята. Вожатые выбрали в своих отрядах физоргов и разработали с ними комплекс упражнений. Также особое внимание уделялось организации коллективных походов, экскурсий для формирования правильного глубокого эмоционального понимания моральных ценностей и принципов здорового образа жизни. Одной из главных задач было развитие личности ребенка в трудовой деятельности. Развитие этой деятельности проявлялось в том, что вожатые вместе с детьми проводили уборку определенного участка у подножия горы Машук, тем самым формируя у детей любовь к труду, к окружающему миру, ведь... «Нравственные ценности усваиваются в процессе переживаний, а не путем логического понимания» как справедливо утверждал российский философ М.С. Каган. Одной из основных задач являлось развитие творческой деятельности. Средством мотивации служили отрядные огоньки, тематика которых способствовала развитию творческих способностей («Есть ценности, которым нет цены», «Каждое дело делать творчески, иначе зачем», и т.д., различные игровые технологии («Картинная галерея», «Два корабля» ), проекты («Сотвори себя сам», «Актерская мастерская»), конкурсы («Минута славы», «Зеленое Яблоко»). Положительный результат был заметен по поведению воспитанников и социальной активности в жизнедеятельности лагерной смены.
В конце смены вновь было проведено анкетирование. Детям были предложены следующие вопросы:
1. Понравилось ли тебе в лагере?
2. Приобрел или открыл что-то новое для себя?
4. Провел ли ты эту смену с пользой и интересно?
5. Хотел ли ты вернуться в этот лагерь еще раз?
По итогам анкетирования 90% респондентов ответили положительно на все вопросы. А на вопрос «Хотел ли ты вернуться в этот лагерь еще раз? » все 32 человека ответили положительно, что является показателем эффективности работы педагогического коллектива лагеря.
За этот короткий промежуток времени нам удалось создать благоприятные условия для формирования дружного детского коллектива, развить творческие способности, сформировать у детей правильное глубокое эмоциональное понимание моральных ценностей, принципов здорового образа жизни и многое другое. А самое главное оставить в памяти ребят хорошее воспоминание о лете.
Список литературы
Васин С.М «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации». - Пенза,2012 — 40 сКонвенция ООН о правах ребенка. 1991
3. Мардахаев Л.В. — «Социальная педагогика» ,2005— 269 с 4. http://www.ecoturcentr.ru/