Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Великая война, великая победа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сивинская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Великая война, великая победа
4 класс
Автор: Черткова
Ольга Сергеевна
Сива, 2016
Название программы УМК «Школа России»
Год обучения 4
Тема занятия Великая война и великая Победа «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Цель занятия формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.
Задачи Образовательные - актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
- расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;
- систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;
Развивающие 1. Развивать личностные умения:
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
2. развивать предметные умения:
- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Воспитательные - воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;
- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.
Метапредметные УУД Развивать познавательные УУД:
-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;
-извлекать необходимую информацию из текста;
-находить определённые понятия.
-использовать знаково-символические средства, овладения моделированием;
Развивать регулятивные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
-формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
-контроля, оценки и результата собственной деятельности.
Развивать коммуникативные УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Технологии ТРКМ, ИКТ, здоровьесберегающая, системно-деятельностный подход
Методическое и дидактическое обеспечение занятия Презентация, видеофрагменты, карточки для групповой, индивидуальной работы. Книги 125 грамм чёрного хлеба.
Литература для подготовки занятия
Литература для детей «Опалённые войной Сивинский район», словарь Ожегова.
Оборудование Компьютер, проектор, экран. Видеофрагмент: Сталинградская битва. Анимированная интерактивная карта «Начало Великой Отечественной войны» (N 112127), аудиозаписи.
Ожидаемый результат Дети познакомятся с героической летописью ВОВ, с городами героями, с подвигами советского народа. С тяжёлой жизнью того времени.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формирование личностных и метапредметных УУД
1.Орг момент Начинаем урок окружающего мира. Посмотрите, все ли готовы к уроку? Настрой на работу
2.Актуализация знаний. Посмотрите на экран: прочитайте слова
Смерть, страдание, разруха, боль, голод … (слайд)
Я задумала слово, и это слово можно описать этими словами, как вы думаете, какое словом я задумала?
Какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: «Великая война и Великая победа» (слайд) Читают слова
Ответы детей
Коммуникативные:
владение диалоговой формой речи
Познавательные:
анализ
3.Постановка учебной задачи. - Какое слово употребляется рядом со словами «война» и «победа»? «Великая»
- Как вы понимаете значение слова ВЕЛИКАЯ?
- Сегодня на уроке нам предстоит совершить путешествие по страницам Великой Отечественной Войны и ответить на вопрос «Почему эту войну и победу можно назвать Великой?»
Поработайте с таблицей № 1, заполните 1 и 2 столбцы.
О Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов
Знаю Хочу узнать Узнал
Обсуждение результатов выполнения задания. Работа со словарём
Работа с таблицей Личностные:
мотивация на достижение цели познания
Регулятивные:
соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно
4.Откр. нового знания. Начало войны.
- Что вы знаете об этой войне?
- Какая страна напала на Россию?
- Кто стоял во главе фашистской армии?
- Какая цель была у фашистов? (чтение первого абзаца учебника) стр. 140
- Когда она началась?
Фашистская Германия под командованием Адольфа Гитлера совершила свои вероломные нападения гораздо раньше. Это случилось 1 сентября 1939 года. Германия захватила Польшу, а затем покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия, Дания. Всего 12 европейских стран. Армия Гитлера считалась непобедимой.
Так началась Вторая мировая война.
- Почему мировая война?
Первые часы войны.
Обратите внимание на фотографию в учебнике. Какой момент истории страны изображён на ней. (Слайд )- Что же они слушают? (звучит архивная аудиозапись сообщения о начале войны).
Ранним утром, в 4 часа, нарушив пакт о ненападении, без объявления войны фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения:
190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек, 4000 танков, 47000 орудий, 4300 самолётов, 250 кораблей. (слайд)
Немецкие самолеты начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. Враг рассчитывал на быструю победу. По плану немцы собирались уничтожить Красную Армию за 6-8 недель.
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. Мальчишки и девчонки те, которым не было и 18 лет приписывали себе возраст и тоже добровольцами отправлялись воевать против врага. А что же те, кто остался?
- Так чем же занимались те, кто не ушёл на фронт?
Героическая летопись ВОВ.
- Много героических страниц вписано в летопись ВОВ. Немецкие военачальники, нападая на СССР, рассчитывали на лёгкую и быструю победу. Застигнутые врасплох, советские войска сначала терпели неудачи.
- Давайте кратко познакомимся с летописью Великой Отечественной войны.
Дальше я вам предлагаю поработать в группах, у каждой группы будет своя тема, о которой вы потом расскажите классу. Текст я вам дам, вы можете добавить информацию из текста учебника. Выберите выступающего. На работу в группах до 10 минут. (Приложение)
Ленинград
Враг стремительно продвигался в глубь советской территории. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. Началась блокада города, которая длилась 900 дней.
- Что такое «блокада»? (работа со словарём)
Немало страданий выпало на долю этого города. Самым трудным и трагичным был период блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
По замыслу немецкого командования, взятию Москвы должен был предшествовать захват Ленинграда. Гитлер утверждал, что если будет взят Ленинград, то дух славянского народа будет серьезно подорван.
В блокаду по официальным данным от голода умерли 641 тысяча горожан (по подсчетам некоторых историков — 850 тысяч человек), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек. В городе были разрушены 840 промышленных предприятий, 500 школ, 170 лечебных учреждений, пострадали здания архитектуры.
- Когда началась оборона Ленинграда?
Битва за Москву (слайд)
На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше в глубь страны. Около двух миллионов советских солдат попало в плен или погибло.
- Как вы считаете, какие были причины поражения Красной армии? (карточки + экран)
Причинами поражений стали неготовность армии к войне, серьезные просчеты высшего руководства, внезапность нападения, слабая подготовка рядового и офицерского состава, низкий уровень эксплуатации военной техники и отсутствие у войск опыта ведения крупных войсковых операций в условиях современной войны. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом.
- Как вы думаете, где фашистские войска потерпели первое поражение?
По своей военной тактике Гитлер, в странах, на которые нападал, рвался к столицам. Он считал, что захват столицы вынуждал народ быстрее сдаться. Поэтому направление на Москву было для него важнейшим. Германское командование было уверено, что они войдут в Москву, и закончится война.
Немецкие генералы уже мечтали пройти победным маршем по Красной площади. Предвкушая скорый захват Москвы, Гитлер вынашивал планы ее полного уничтожения. Лучшим способом уничтожения города с лица земли фашистское командование признало затопление. Для этого надо было построить несколько плотин вокруг города. На месте Москвы должно было появиться огромное озеро.
В октябре 1941 года началась грандиозная битва за Москву. На защиту столицы встала вся страна. Отовсюду шли эшелоны с войсками и вооружением. На заводах и фабриках не прекращалась работа.
Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Победа под Москвой воодушевила всех людей. Фашисты были отброшены от Москвы. Это было первое крупное поражение фашистской Германии за всю Вторую мировую войну. Солдаты непобедимой гитлеровской армии тысячами сдавались в плен. План «молниеносной» войны был сорван. Война затянулась на четыре года.
- Итак, когда началась битва за Москву?
Сталинградская битва
Но фашистское командование и не думало сдаваться. Фашисты начали новое наступление в направлении Сталинграда. Сегодня Сталинград переименован в Волгоград.
Летом, 19 августа 1942 года, началась 6 месячная Сталинградская битва (просмотр видеосюжета, слайд)
В результате этой битвы были окружены и захвачены в плен свыше 330 тыс.гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход войны. (Слайд)
- Так почему же Сталинградская битва переломила ход войны? Почему именно здесь решилась судьба всей войны?
С этого момента началось изгнание немецких войск с захваченных ими территорий.
- Назовите дату Сталинградской битвы.
Победа
В 1945 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Советские войска вышли к германской границе.
Весной 1945 года советские войска вступили на территорию Германии. Начался штурм Берлина – столицы Германии. Им руководил выдающийся полководец маршал Георгий Константинович Жуков.
Через две недели советские разведчики Егоров и Кантария водрузили над Рейхстагом Красное знамя Победы.
В ночь с 8 по 9 мая 1945 года состоялось подписание договора о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии.
День 9 мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией.
В Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамёна разгромленных фашистских войск.
С победой возвращались славные воины нашего Отечества домой, к своим семьям (просмотр видеосюжета)
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.
Свыше 11 тысяч воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Высокое звание героя получили и города.
Война унесла свыше 27 миллионов жизней Советских людей. В СССР практически не было семьи, не потерявшей кого-либо из близких на войне. За годы войны СССР потерял 1/3 своего национального богатства. Сожжено, разрушено и разграблено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев. Общие потери составляли гигантскую сумму в 4 трлн. долл.
Мы должны помнить всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно. Почтим всех их минутой молчания (минута молчания)
Итоги Великой Отечественной Войны (слайд)
- Так почему эту войну и победу можно назвать ВЕЛИКОЙ? (на доске появляются карточки: - продолжительная;
- жестокая, беспощадная;
- народная, отечественная;
- освободительная, справедливая;
- героическая;
- разрушительная и кровопролитная)
Мы победили в Великой войне, а, значит, и победа была какой? (Великой).
Первичное закрепление нового материала
- А теперь давайте проверим, как вы запомнили рассмотренное нами сегодня событие. Заполните 3 столбик таблицы, которую заполняли в начале урока. Ответы детей
Работа в группах
Работа парами по карточкам
Познавательные:
поиск и
выделение необходимой информации;
Итог урока.
Рефлексия. Подведение итогов урока
Учитель: Подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке и заполните 3 столбец таблицы «Я узнал».
-Поставьте отметки себе и объясните почему.
Фронтальная беседа по вопросам:
- С каким событием можно соотнести дату 1941-1945 гг.?
- Что послужило причиной похода Гитлера на Советский Союз? (Почему Гитлер выступил против Советского Союза?)
- Кто одержал победу в этой войне?
- Когда мы празднуем День Победы? (в этом году 70-летие со Дня Победы)
- Почему эту войну можно назвать Великой?
Ребята, мы не имеем права забывать ужасы той войны, имена солдат, погибших ради жизни новых поколений, ради своей страны.
Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире.
Этап информации о домашнем задании.
Подготовить мини сообщение о подвигах ваших родственниках в годы войны.
Представьте, что мы с вами в Берлине. Подумайте, что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.
Заключительное слово учителя: Есть такая профессия – Родину защищать. Ее овладевают лучшие из лучших. Эта профессия называется офицеры, сердца которых действительно находятся под прицелом. На суше и на море, в воздухе и под водой защищают они независимость нашего Отечества. В годы Великой Отечественной войны профессией по защите Родины овладел каждый советский человек. И вам, нынешнему поколению, продолжать их традиции по защите Родины… И пусть пройдут года, пройдут века,
Но в этот день зажжем мы свечи,
Чтоб помянуть погибших имена -
Пусть память будет светлой, будет вечной...