Конспект открытого урока по истории России в 10 классе на тему Реформы Петра Великого Роль личности или необходимость


Открытый урок по истории в 10 классе на тему:
РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: «Роль личности или необходимость»
      
Провел: учитель истории и обществознания ГКОУ "Кочелаевская школа-интернат" Леонов С.В.

2015 г.
Цели урока: осветить роль личности в процессе государственных преобразований в России 18в., определить причины проведения реформ, их направленности и методов проведения; сравнительная характеристика системы государственного управления при Петре I и существовавшей ранее.
      Основные даты и события:1708-1710 гг. — губернская реформа. 1711 г. — учреждение Сената. 1712 г. — указ об учреждении торгово-промышленных компаний.1714 г. — указ о единонаследии. 1718-1720 гг. — создание коллегий. 1721 г. — церковная реформа. 1722 г. — принятие Табели о рангах. 1722 г. — указ об объединении мастеров-ремесленников в цехи. 1724 г. — введение таможенного тарифа.
Термины и понятия, вводимые на уроке:
      Ассамблея (от франц. assemblee - собрание) — собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные в 1718 г. Петром I.
      Генерал-губернатор — высшая должность местной администрации России в 1703-1917 гг.; обладал гражданской и военной властью, с 1775 г. возглавлял генерал-губернаторство.
      Генерал-прокурор - одна из высших государственных должностей в имперской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. был одновременно и министром юстиции.
      Даточные люди — в России XV-XVII вв. лица из тяглого населения, отданные на пожизненную военную службу. С середины XVII в. в составе полков нового строя. Заменены рекрутами.
Коллегия - группа лиц, образующих руководящий, совещательный или распорядительный орган (например, коллегия министерства, судейская коллегия). Название высшего правительственного учреждения в России XVIII в.      Магистрат - сословный орган городского управления в России с 1720 г. (в 1727-1743 гг. назывался ратушей). Первоначально имел административно-судебные, с 1775 г. преимущественно судебные функции. Упразднен Судебной реформой 1864 г.
      Меркантилизм — торговец, купец) — экономическая политика эпохи так наз. первоначального накопления капитала, выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводилась в интересах купечества.
      Подушная подать - в России XVIII-ХIХ вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80—90-х гг. XIX в.
      Провинции — административно-территориальные единицы в России в 1719-1775 гг. в составе губернии. Делились на доли и дистрикты (более мелкие административно-территориальные единицы).
      Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.
      Разряды - правительственные назначения на военную, государственную и придворную службу с учетом местничества в России XV-XVII вв., соответственно записи о назначениях (в разрядных книгах).
      Сенат, Правительствующий сенат - высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления России в 1711-1917 гг.
      Синод - собрание высшей церковной иерархии в Русской православной церкви, введено в 1721 г. Руководил Русской православной церковью до 1917 г.
      Табель о рангах — законодательный акт в России XVIII-XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й  высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска; CD «Энциклопедия истории России. 862-1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей», таблица .
План изучения нового материала:
1. Реформы Петра Великого. Рассказ учителя и выступления учащихся (в параллели).
2. Презентация.
3.Самостоятельная работа учеников.    Ход урока:
Вступление
Учитель: власть в России всегда с большим опозданием осознавала необходимость объективно назревших преобразований, а начав реформы, она стремительно их форсировала, не считаясь с реальными возможностями. При этом для власти всегда приоритетным фактором была политика, в жертву которой приносились все другие стороны жизни. Так ли обстояло дело в действительности?
1.Тестирование учащихся «Начало правления Петра 1»
Индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
1. Стрелецкий бунт был поднят:
а) Милославскими, б) Нарышкиными, в) Хованскими, г) Романовыми.
2. С какими событиями и датами связано с именем царевны Софьи.а)Крымскими походами 1687, 1689 гг.; б) заключением «вечного мира» с Польшей в 1686 г., в) стрелецким бунтом 1682 г., г) всеми перечисленными событиями.
3. Петр стал единовластным царем в:
а) 1692, б) 1682, в) 1689, г) 1699.
4. Кто входил в ближайшее окружение Петра:
а) А.Д.Меншиков, б) Ф. Лефорт, в) П. Гордон, г) Н.М. Зотов, д) Ф.Л. Шакловитый
5. Петр в селе Преображенском создал полки, которые назывались:
а) потешными, б) ополченскими, в) гвардейскими, г) нового строя.
6. Великое посольство направилось в Европу в:
а) 1672, б) 1682, в) 1689, г) 1697.
2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация темы
3. Изучение нового материала.
3.1. Вступительное слово. Петровские преобразования
Во вводном слове учитель предлагает учащимся вспомнить, какое событие определило порядок и ход петровских реформ. Они вспоминают, что именно Северная война стала стержнем петровских преобразований. Учитель отмечает, что у реформ были более глубокие предпосылки.
3.2. Объяснение учителя.
Намеченный план петровских преобразований охватывал все сферы государственного устройства страны – экономику и хозяйство, военные вопросы, управление государством и церковью. Административная реформа, как важнейшая среди других, имела подготовительную цель - создать общие условия успешного исполнения остальных реформ.
Реформы Петра Великого
Хронологическое расположение реформ, проведенных Петром 1
Реформа армии. Рекрутчина
Предпосылкой военной реформы стал разгром стрелецкого войска в 1698 г., когда «после распущения стрельцов никакой пехоты не осталось». В основу регулярной реорганизации военных сил положены были технические перемены: в порядке комплектования прибор охотников заменен рекрутским набором по разнарядке (1 рекрут от 20 дворов); мирные кадровые полки, «выборные», как их тогда называли, превратились в постоянный полковой комплект; в соотношении родов оружия дано решительное численное преобладание пехоте над конницей; исполнен окончательный переход к казенному содержанию вооруженных сил.
Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундировки регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с коллегиями Военной и Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией во главе с генерал-фельдцейхмейстером, с Провиантской канцелярией под начальством генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-кригскомиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам для раздачи войску жалования и снабжения его оружием мундиром и лошадьми.
Были созданы воинские уставы, воинские артикули, по которым солдатам давались права и обязанности. В данных указах предусматривалось во избежание бунтов и брожений солдатам не собираться вместе: «Все непристойные подозрительные сходьбища и собрания воинских людей, хотя бы для советов каких-нибудь или для челобития, через возмущения или бунт могут учинитца, весьма запрещены» // «Артикул воинский (1715 г.) Петра I».
 Итоги преобразований в армии:
была создана регулярная армия с единой формой комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием;
количество русской регулярной армии увеличилась в два раза с 40 тыс. до 100 тыс. человек;
служба в армии была пожизненной, тяжелой, с изнуряющей муштрой,
появилась целая плеяда талантливых полководцев (Меншиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.);
военные расходы увеличились, вследствие этого усилился налоговый гнет.
Административная реформа 1708-1710.
Реформа начата была обычным кратким и неясным указом Петра 18 декабря 1707 г. расписать города к Киеву, Смоленску и другим намеченным губернским центрам. В следующем году бояре в Ближней канцелярии после многих перекроек распределили 341 город на 8 новых крупных округов: то были губернии Московская, Ингерманландская (потом названная С.-Петербургской), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Согласно указу Петра 1 от 18 декабря 1708 г. вводилась новая административно-территориальная единица управления, состоящая из административного центра – губернского города и приписанных к нему городов, каждый из которых становился центром прилегающего к нему уезда. Но уже в 1711 г. города Азовской губернии, приписанные к корабельным делам в Воронеже, являются со званием губернии Воронежской, так что губерний вышло 9, столько, сколько намечено было местных разрядов при царе Федоре. Раздел всей территории России на 8 губерний (провинций и уездов) способствовал более эффективной организации управления государством. В руках губернаторов сосредотачивалась судебная и военная власть. Особый режим был на Украине, где власть принадлежала гетману.
Ученик: Оправдывая учреждение губерний, Петр писал Курбатову: «Человеку трудно за очи все выразуметь и править». Изверившись в способности центральных приказов и ратуши удовлетворить военным нуждам, Петр хотел во главе крупных округов поставить полномочных наместников, которые на местах могли бы изыскать необходимые средства. Слишком конкретный ум Петра располагал его более доверяться лицам, чем учреждениям. Отсюда - план разложить содержание армии по частям на округа, раздробив по ним и военный бюджет.
Петр туго вникал в выгоды «единособранного правления», единства государственной кассы, о чем ему толковал Курбатов, и разделял господствовавший взгляд, что каждая статья расхода должна быть приурочена к специальному источнику дохода. После, объясняя смысл губернской реформы, он писал, что все расходы, военные и другие, он расположил по губерниям, «чтобы всякий знал, откуда определенное число получать мог». Этот план положен был в основание губернского деления 1708 г.
Учитель: Распланировав губернии, предстояло разложить по ним содержание военных сил, высчитать сумму военного расхода и рассчитать, какую долю его может принять на себя каждая губерния: это было основной целью реформы. Над этим делом работали Ближняя канцелярия и назначенные губернаторы; оно обсуждалось на заседаниях Думы и губернаторских съездах и протянулось до 1712 г.
Указ 24 апреля 1713 г. предписал быть при губернаторах «ландраторам» от 8 до 12 человек, смотря по величине губернии, и губернатору все дела решать с ними по большинству голосов; в этом «консилиуме» губернатор был «не яко властитель, но яко президент», пользовавшийся двумя голосами
Ученик. В.О.Ключевский о проведении губернской реформы . «В губернской реформе законодательство Петра не обнаружило ни медленно обдуманной мысли, ни быстрой созидательной сметки. Цель реформы была исключительно фискальная. Губернские учреждения получили отталкивающий характер пресса для выжимания денег из плательщиков; всего меньше думали о благосостоянии населения. Но нужды казны росли, и губернаторы не поспевали за ними. Флот к 1715 г. требовал почти вдвое больше, чем в 1711 г... Полки вовремя не получали жалованья и превращались в шайки мародеров; послам не высылали денег, и им нечем было ни содержать себя, ни делать необходимые подкупы. Петр подгонял исполнителей «жестокими указами», грозил неповоротливым губернаторам, которые «зело раку последуют», что будет «не словом, но руками со оными поступать». Сенату предписывалось губернаторов, не умевших «без тягости народной» выискивать новых доходов, «не щадить в штрафах». С ландратов, не высылавших в столицу денег по окладу, полученное ими годовое 120-рублевое жалованье взыскивалось обратно».
Дворянство. Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.
B 1714 г.данный документ «Указ o единонаследии», уравнивал в правах дворянское поместье с правами бояр вотченников. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый слой. C этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер). Данный Указ предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.
Ученик. Указ о единонаследии
«1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, а также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:
2. Кто имеет сыновей, и ему единому из оных дать недвижимое через духовную, тому наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями…
3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похочет дать сродникам своим, или посторонним…»
Вопросы к документу: 1. Какова цель издания этого указа? /Означал окончательное слияние дворянского сословия/ 2. К каким последствиям могло привести сохранение родовых имений в руках одного наследника? Что получали остальные дети? 3. Проанализируйте указ о единонаследии 1714 г., выясните, с какой целью он был издан, к каким результатам привел.
      
Подушная перепись. 1718-1722 гг.
Перепись учитывала все категории крестьян (помещичьи, вотчинные, черносошные на государственных землях, дворцовые, монастырские), холопы, и "гулящие люди". Право сбора налогов было 24 января 1722 г. передано помещикам. Регулярно проводились до 1858 г.
Для обеспечения военных нужд страны Петром была введена подушная подать. Произошла замена дворной подати на подушную. Ее итогом стало закрепощение основной массы податного населения: посадские люди прикреплялись к слободам, бессрочный сыск окончательно прикрепил крестьян к земле. Паспортная система 1723 г с предусматривала уход крестьян со своих наделов с документом, где указывались причины и срок нахождения на новом месте. В 1718-1722 гг. производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Мануфактура и торговля. Принятие Таможенного тарифа 1724 г.
B первой четверти ХVIII века возникли новые отрасли производства: судостроение (в Пeтербyрге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое цело, производство бумаги (в Петербурге, Moскве). Дальнейшее развитие получило ремесло. B 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах.
Ученик: «Огромен вклад Петра 1 в развитие экономики, торговли, финансов и промышленности. Монарх открыл первую в России биржу и учредил таможню по европейскому образцу. В 1699-1704 гг. была успешно проведена денежная реформа. Он ввел регулярную чеканку золотой монеты: одинарных, двойных червонцев и двух рублевиков. По его указу была налажена регулярная эмиссия крупной банковой серебряной монеты достоинством в один рубль, полтину и полполтины, а также разменной серебряной монеты: гривенников, пятачков, алтын, грошей и копеек. Петр успешно ввел в денежный оборот медные монеты номиналом в пять, две и одну копейки, а также деньгу, полушку и полполушкиПоэтому новые петровские монеты стали первой твердой конвертируемой русской валютой.
Вопрос к документу: 1. Чем была связана необходимость укрепления финансовой системы страны? 2. Был ли учтен опыт отца Алексея Михайловича, при котором произошел Медный бунт 1662 г.?
Учитель: Для нужд армии, флота и двора было открыто более двухсот крупных мануфактур, фабрик и заводов, где трудились 25 тысяч рабочих. Русская промышленность pазвивaлась в условиях господства крепостничества. Недостаток свободных рабочих рук на предприятиях, оpганизoванныx Петpoм I, привел к использованию работавших по найму иностранных мастеров, солдат, бeглых крестьян и посадских людей, бродяг, каторжников. Влaдeльцы заводов стали распространять крепостнические порядки на мануфактуры.
В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников называли посессионными крестьянами. Для поощрения купечества в 1724 г. был введен торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров.
Государственный строй: Сенат
Собираясь в турецкий поход, Петр издал короткий указ 22 февраля 1711 г., который гласил: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Как сказано в другом указе «Для всегдашних наших в сих войнах отлучек определили Управительный сенат». Итак, Сенат учреждался на время.
Указом 2 марта 1711 г. Петр на время своего отсутствия возлагал на Сенат высший надзор за судом и расходами, заботу об умножении доходов и ряд особых поручений о наборе молодых дворян и боярских людей в офицерский запас, об осмотре казенных товаров, о векселях и торговле, а другим указом определял власть и ответственность Сената: все лица и учреждения обязаны повиноваться ему, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание; никто не может заявлять даже о несправедливых распоряжениях Сената до возвращения государя. Как и консилия министров, Сенат - не государственный совет при государе, а высшее распорядительное и ответственное учреждение по текущим делам управления и по исполнению особых поручений отсутствующего государя, т.е. совет, собиравшийся «вместо присутствия его величества собственной персоны». Ход войны и внешняя политика не подлежали его ведению.
Сенат унаследовал от консилии 2 вспомогательных учреждения: Расправную палату, как особое судное отделение, и Ближнюю канцелярию, состоявшую при Сенате для счета и ревизии доходов и расходов. Но из временной комиссии, каким был Сенат в 1711 г., он постепенно превращается в постоянное верховное учреждение. Одним из первых актов Сената было устройство органа контроля.
Указом 5 марта 1711 г. Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он ни был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, «тако ж в сборе казны и прочаго». «Он был проводником самодержавной воли, не имея своей собственной» / В.О. Ключевский/.
Указ 27 апреля 1722 г. вводил должность генерал-прокурора, который был представителем верховной власти и государства перед Сенатом
Ученик. Учреждение Сената
Ключевский: «Коллежская реформа произвела больши перемены наверху и внизу управления, прежде всего в положении Сената. Лет девять Сенат один составлял все правительство и чуть не все центральное управление: все приказные палаты… зависели от господ сенаторов, образуя как бы ведомственные канцелярии Сената. Получая указы царя по текущим делам - финансовым, военно-хозяйственным, рекрутским, вексельным, откупным, он разъяснял их подчиненным центральным и областным учреждениям, указывал меры для их исполнения и в то же время разбирал и решал множество административных и судных дел, поступавших к нему из этих учреждений и от частных лиц. Из всего состава предоставленной ему власти всего сильнее напряжена была его распорядительно-исполнительная функция. «Теперь все на них положено», «теперь все у вас в руках», - писал Петр, указывая за всем обращаться не к нему, а к сенаторам. Коллегии сняли с Сената эту черную работу, получив каждая известную самостоятельную власть в пределах своего ведомства. При большем досуге Сенат мог шире развернуть свои руководительные и наблюдательные полномочия. Коллегии поставлены в прямую зависимость от Сената; туда вносили дела, которых не могли решить сами; туда же обращались и частные лица с жалобами на задержку решения их дел коллегиями. И распоряжения самого Петра по текущим делам по мере углубления его мысли в сущность и задачи государственного строительства получали все более учредительный характер, вызывая потребность предварительного обсуждения, законодательной разработки
Вопросы к документу: 1. . В чем состояли задачи Сената? (распределял права, создавал юридические нормы, в силу повеления «денег как возможно сбирать» вводил новые налоги, разрабатывал мимолетные указы царя, должен был угадывать еще не сформировавшуюся мысль законодателя. Без согласия Сената нельзя было ничего начинать, тем менее вершить; он - заместитель собственной его величества персоны в ее отсутствие). 2. С чем связано разграничение функций Сената и коллегий? 3. Почему Петр рекомендовал обращаться не к нему, а к сенаторам?
Приложение 1. Сергей Михайлович Соловьёв. В своих чтениях Соловьёв глубоко анализирует деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого. Он подчёркивает громадность преобразований и продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России. Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов, считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что он один из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена предшедствующим развитием России, он обращается к допетровской истории, чтобы понять, откуда произошёл этот переворт, для чего он понадобился. В этот период, считает историк, в жизни русского народа произошёл переход из одного возраста в другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль. Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя.
Карточка с вопросами.1. Как оценивают деятельность Петра I автор?2. Вы согласны с его точкой зрения?
3.Какие дополнительные аргументы можете предоставить?
Приложение 2. Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключеского долго и сложно. Так в «Исторических портретах» знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как «вождя», почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами. Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.
Сергей Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного труда Платонова - стремление избежать тенденциозности, подгонки фактов под предвзятую схему. Именно с эих позиций он подходит к оценке петровских преобразований. Отвергнув тенденциозные, похвальные и пренебрежительные трактовки его личности и деятельности, высоко оценив «богатство природных способностей Петра» как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится к оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном Петром «государстве не было ни привелегированных лиц, ни привелегированных групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед государством».
Карточка с вопросами.1. Как оценивают деятельность Петра I авторы?2. С какой точкой зрения вы согласны?
Какие дополнительные аргументы можете предоставить?

Работа с таблицей.
Преображение российского государства и общества в результате петровских реформ.
Что было Что стало Положительный эффект Отрицательный эффект
Основные выводы.
Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, значительно вырос авторитет России в мире. Сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При нем были заложены основы национальной культуры и сестемы управления страной. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенные в крепостничестве, а наоборот консервировали и укрепили его институты в это заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.
Рефлексия
-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?
-Как мы работали?
- Что мы сегодня повторили?
- Что нового, необычного было на занятии?
- Какой этап урока был самым ярким?
- Что показалась наиболее сложным?
- Сформировалось у вас свое отношение к Петру I ?
- Понравился вам урок?
Оценки за урок.
Домашнее задание
Сочинение на тему: «Если бы я был на месте Петра, что бы я делал не так!»