Выступление на межрегиональной конференции Проектно-исследовательская деятельность


Мы с ребятами представляем маленькую Глебычевскую среднюю школу, которая расположена на берегу Финского залива в Выборгском районе. Своё выступление я хочу начать словами великого математика.Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
(А.Н. Колмогоров)
С чего начинается познание мира ребёнком? С того, что каждый ребёнок стремится узнать, что внутри любой игрушки, будь-то кукла или машинка. Подрастая, дети начинают изучать то, что их окружает более подробно, иногда повторяя простейшие методы исследования, подсмотренные у взрослых.
Так случилось и в моей практике. Каждый год в учебное время в рамках интеллектуальной игры «Эстафета знаний», а летом для детей, отдыхающих в школьном оздоровительном лагере, вместе со старшеклассниками мы проводим «Встречу с царицей Химией». Это час интереснейших и очень красивых химических опытов, интересной информации из истории химии, как науки, не очень известных, но очень значимых и интересных фактов из жизни Великих химиков. После одной из таких «Встреч» в кабинет химии пришла ученица второго класса и попросила помочь ей подготовить подобный опыт, чтобы она могла продемонстрировать его одноклассникам. Вот с этого и началась моя проектно-исследовательская работа с ребятами. Начиная проектно-исследовательскую деятельность нужно понимать, что эта работа требует большого количества дополнительного времени, чуткого отношения к детям, инициативы со стороны учителя, огромного терпения и, что, немало важно, понимания и помощи родителей.
Ребёнок взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как жизнь ему,
Стала подбрасывать вопросик за вопросом.
( С.Я. Маршак)
Передо мной встал вопрос: где найти этих «маленьких философов»? Ребят 8 – 11 классов я знаю хорошо, так как работаю с ними. Для знакомства с учащимися начальной и основной школы (5 - 7 класс) я побывала на уроках из области «Естествознание». Учителя (по моей просьбе) по ходу урока акцентировали внимание на вопросах, которые помогали мне раскрыть этих «маленьких философов».
- что ребёнку интересно больше всего; - чем он хотел бы заниматься в первую очередь; - чем чаще всего занимается в свободное время; - о чём хотел бы узнать как можно больше; - область интересов ребёнка.
Выявив, таким образом, ребят, я подбираю каждому тему работы, которая ему больше всего интересна. И сколько радости испытывает ребёнок, когда вместе с учителем начинает свою работу! А что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребёнка, иногда направляя его по пути познания, а иногда, просто не мешая, сумев вовремя отойти в сторону, дать ребёнку насладиться радостью своего открытия.
«Исследуй всё, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой», - сказал Великий Пифагор.
А древние мудрецы говорили: «Человек рождён для мысли и действия».
Проектно - исследовательская деятельность – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой, сфера, где происходит процесс познания и открытий.
В нашей школе сложилась определённая система работы и накопился опыт проектно-исследовательской деятельности. Выбрав тему, которая подходит определённому ребёнку, мы вместе определяем этапы работы. Я выделяю 5 основных этапов:
*Этап 1 - поиск и изучение литературы по данной теме. Старшие ребята выполняют эту работу самостоятельно Роль учителя – направлять, ненавязчиво советовать и незаметно контролировать этот процесс. Младшие школьники выполняют эту работу вместе с учителем и родителями, которые должны обязательно учитывать мнение ребёнка.
*Этап 2 - экспериментальный (для ребят самый увлекательный). Эксперимент проводим в школьной лаборатории, в лабораториях предприятий, расположенных поблизости. Для школьников это праздник – они выполняют эксперимент вместе с опытными лаборантами, работают на приборах, которых в школьной лаборатории нет.
*Этап 3 - аналитический. Вместе с учителем, а иногда и с родителями, осуществляется анализ результатов экспериментов, проводится математическая обработка результатов (по необходимости), составляются таблицы.
*Этап 4 - отчётный. Составляется отчёт о проделанной работе (литературной и экспериментальной), формулируются выводы и предложения, составляется презентация, которые и являются результатами всей проведённой работы.
*Этап 5 - информационный. Он предусматривает выступление школьника на конкурсах и конференциях различного уровня. Мы, обычно, начинаем с выступления перед одноклассниками и коллективом школы.
Параллельно с работой ребёнка, подключаем к работе всю школу: и учеников и учителей. Это творческие задания: стихотворения по теме работы, сказки, рисунки. Каждому ученику предоставляется возможность самовыражения, поощряется желание поделиться с друзьями волнующей его проблемой. Возникновение непредсказуемых ситуаций в такой работе носит скорее желательный, чем негативный характер. Только непредсказуемая ситуация может стать ситуацией открытия. Иногда работа над одной работой сама собой подсказывает тему другой работы.
Просматривая творческие задания учеников и учителей школы при подготовке одной из работ, мы увидели известный всем портрет Дмитрия Ивановича Менделеева, выполненный ученицей нашей школы. Он поразил нас своей красотой, подбором красок и талантом девочки.
Так возникла тема проектно-исследовательской работы «Краски Леонардо да Винчи».
Мама с дочкой выбирали подарок друзьям на праздник и увидели чудесное мыло. На этикетке было написано «Мыло ручной работы». Любопытная дочка, ученица 3 класса, попросила маму объяснить ей, как делают «ручное» мыло. Мама, моя бывшая ученица, и отправила её в кабинет химии. Сама собой родилась работа «Моё красивое мыло».
Как-то после урока истории в кабинет химии пришёл ученик 6 класса и рассказал услышанную там китайскую легенду о садовнике и созревании груш. Его заинтересовал вопрос, почему так произошло, что за газ был «виновником» чуда. Так началась проектно-исследовательская работа «Чудо-этилен».
На уроке «Окружающий мир» в 4 классе, тема которого была «Вода», речь зашла о напитках, которыми люди утоляют жажду. Для исследования газированных напитков ребята 4 класса ещё маленькие, поэтому этой работой мы занялись с учеником 7 класса, сейчас это ученик 8 класса, и он сам представит свою работу.
Однажды в кабинет химии пришла молодая учительница – выпускница нашей школы и рассказала историю, которая случилась с ней накануне. Её дочь первоклассница испачкала белую блузку свекольным соком. Что произошло дальше, вы услышите из уст виновницы этого происшествия.
Я поделилась опытом своей работы с ребятами разных возрастных категорий и тем, как возникают темы проектно-исследовательских работ. Мне эта работа доставляет огромное удовольствие. Работая с литературными источниками, ребята узнают много нового, понимают, что химия - это постоянный спутник человека в жизни. Приятно смотреть, как маленький ребёнок, ещё не знакомый с химией, работает, выполняя эксперимент, как с каждым опытом его действия становятся всё увереннее. С каким интересом они прибегают посмотреть на результат, если эксперимент длится несколько дней!
Огромным плюсом такой работы является развитие у ребёнка умения формулировать выводы, основываясь на экспериментальных данных, умение выступать перед аудиторией с результатами своей работы. Прежде чем ребёнок будет выступать перед незнакомой аудиторией, он обязательно рассказывает о своей работе своим одноклассникам. Так мы оттачиваем ораторское мастерство. И ещё один очень важный момент. Мои ученики никогда не выступают перед аудиторией, читая текст. Это придаёт им уверенность, они видят зрителей и как бы ведут с ними разговор. Но ничто не может сравниться с тем наслаждением, какое испытывают сами ребята, получив результат работы! Сияние их глаз – самая высокая награда учителю.
Привлекая ребят к исследовательской работе с юного возраста, развивая у них интерес к окружающему нас миру, желание узнать «А что дальше?», может быть, мы растим новых учёных в области «Естествознание», новых лауреатов Нобелевской премии.