Лабораторная работа по органической химии на тему Моносахариды предназначена для студентов второго курса СПО по специальности Аналитический контроль качества химических соединений


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
ТЕМА: МОНОСАХАРИДЫ.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить свойства моносахаридов и определение их с помощью качественных реакций.
ОПЫТ 1: Взаимодействие моносахаридов с аммиачным раствором оксида серебра.
РЕАКТИВЫ: Аммиачный раствор оксида серебра, растворы глюкозы и фруктозы.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пробирки, штатив, водяная баня, стеклянные трубки.
ХОД РАБОТЫ: в две пробирки наливают по 5-7 капель аммиачного раствора оксида серебра. Затем в одну из пробирок добавляют несколько капель глюкозы, в другую – фруктозы и нагревают содержимое пробирок на водяной бане до появления «серебряного зеркала».
Напишите уравнения реакций для глюкозы, фруктозы, учитывая, что фруктоза под влиянием щёлочи превращается в глюкозу, затем окисляется. Для каких целей можно использовать данную реакцию?
ОПЫТ 2: Взаимодействие моносахаридов с реактивом Фелинга.
РЕАКТИВЫ: Реактив Фелинга, растворы глюкозы и фруктозы.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пробирки, штатив, водяная баня, стеклянные трубки.
ХОД РАБОТЫ: в две пробирки наливают по 5 капель реактива Фелинга, затем в первую пробирку добавляют 0,5 миллилитров раствора глюкозы, во вторую – 0,5миллилитров раствора фруктозы. Растворы перемешивают и подогревают на водяной бане до появления красного осадка.
Напишите уравнения реакции для глюкозы и фруктозы, учитывая, что фруктоза в щелочной среде превращается в глюкозу, а затем окисляется. Может ли реактив Фелинга использоваться для качественного определения моносахаридов?
ОПЫТ 3: Получение глицерозы окислением глицерина.
РЕАКТИВЫ: Глицерин, дистиллированная вода, бромная вода, реактив Фелинга.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пробирки, штатив, водяная баня, стеклянные трубки.
ХОД РАБОТЫ: Глицероза – это смесь глицеринового альдегида и диоксиацетона, получающегося при окислении глицерина. Поэтому она может рассматриваться как смесь простейших сахаров.
В две пробирки помещают по 5 капель глицерина и по 0,5 миллилитров воды перемешивают. В одну пробирку при перемешивании добавляют по каплям бромную воду до появления устойчивой желтой окраски раствора. Обе пробирки нагревают на водяной бане до обесцвечивания бромной воды в одной из них. К горячим растворам в обе пробирки добавляют по 5 капель реактива Фелинга и ещё подогревают.
Наблюдают в одной из пробирок образование красного осадка.
Напишите уравнения реакций.
ОПЫТ 4: Открытие гидроксильных групп в углеводах.
РЕАКТИВЫ: Растворы глюкозы. Фруктозы, гидроксида натрия, сульфата меди.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пробирки, штатив, стеклянные трубки.
ХОД РАБОТЫ: в разные пробирки помещают по 0,5 миллилитров раствора глюкозы и фруктозы и в каждую добавляют по полмиллилитра раствора NaOH. В полученную смесь вносят по каплям раствора сульфата меди и встряхивают содержимое пробирок. Образующийся в начале осадок гидроксида меди голубого цвета растворяется, получается раствор сахарата меди синего цвета.
Напишите уравнения реакции.
Свойство какого класса органических соединений проявляют углеводы в данной реакции?