Урок литературы «Вот они, русские характеры!» (А.Толстой.) Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. (11 класс)


УРОК ЛИТЕРАТУРЫТема: «Вот они, русские характеры!» (А.Толстой.)
Литература периода Великой Отечественной войны и первых
послевоенных лет.
Цель: знакомство с литературой периода Великой Отечественной войны; развитие умения анализировать произведение; на основе анализа отдельных произведений показать, на что способен человек и в чем состоят высшие проявления человеческого духа; воспитывать чувство гордости за русский народ, чувство патриотизма.
Оформление:1-й слайд (эпиграф):
Вам, юноши и девушки,
Преемники славных традиций отцов,
дедов,
прадедов,
Вам, русские люди,
Чьи сердца
согрели и вдохновили Авторов прекрасных произведений О русской воинской доблести...
Книжная выставка «Написано войной»,
Иллюстрации к рассказу М.Шолохова «Судьба человека». Оборудование: Магнитофонные записи, компьютер.
Ход урока.
1 .Оргмомент.
2.Звучит песня «Священная война».
Ученица читает отрывок из статьи Л.Леонова «Слава России»
(I, II абзацы)
Слово учителя.
- Вот таким страстным словом звал на борьбу с врагом в годы войны писатель публицист Л.Леонов. О литературе периода Великой Отечественной войны и последующих лет и будем говорить сегодня на уроке.
Встреча с уже знакомыми и новыми произведениями покажет вам, на что способен человек и в чем состоят высшие проявления человеческого духа.
«Война и духовная жизнь общества» - первый вопрос нашего урока. Сообщения учащихся (использование компьютерных технологий) (Сообщения учащихся сопровождаются чтением наизусть стихотворений «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?», звучит песня
«В землянке».)
Выступление ученицы «Писатели на фронте»(используется компьютер). Учитель: Больше 1000 писателей в качестве корреспондентов фронтовых и
центральных газет были на фронте . Артиллеристы Юрий Бондарев,
Евгений Носов, Вячеслав Кондратьев, кремлевский курсант Константин Воробьев, десантник и разведчик Владимир Богомолов…
Они, непосредственные участники войны, сказали о ней своё, новое, живое и сильное слово.
Беседа по произведения А.Толстого «Русский характер» и М.Шолохова «Судьба человека»
- Большое место в литературе этого периода принадлежит рассказам.
Их писали Л.Соболев, В.Гроссман, Н.Тихонов и другие. Появились циклы рассказов, связанные единством действующих лиц, образом повествователя. Именно так построены «Рассказы Ивана Сударева» А.Толстого, работу над которыми он начал в 1942 году.
Самый яркий, талантливый из них - «Русский характер»( 1944г.)
Что мы понимаем под словом рассказ в повседневной жизни?
А в литературе?
В чем особенность повествования?
Почему автор избрал рассказчиком не самого Егора Дремова?
Как Иван Сударев характеризует Егора Дремова?
Интересно, для чего автор поручает описание танковой атаки второму рассказчику, водителю танка Чувелёву?
Почему эпизод спасения Дремова описывает не участник и не герой, а основной рассказчик, Иван Сударев?
До сих пор все случаи жизни Егора Дремова описывались кратко. А эпизод пребывания в родном доме описан очень подробно. Почему?
Обратимся к тексту. «Сырым мартовским днём шел Егор в родное село...»Что он в это время чувствовал? Автор не приводит мыслей героя. Как передаётся душевное состояние Егора (через пейзаж)
Какое слово обращает на себя внимание?
Но вот и родная деревня. Как вы думаете, принял уже Егор решение
ничего не говорить родным?
-Так что же заставило Егора не говорить матери правду? (Самое святое- любовь к матери, тревога за неё)
А впереди новое испытание - встреча с любимой девушкой. Почему и ей он не открылся?
Вспомните письмо матери. Какая фраза письма произвела самое сильное впечатление на Егора Дрёмова, на вас (письмо звучит в грамзаписи).
Обобщающий смысл рассказа.
С чего начинается и чем заканчивается рассказ ( Рассуждениями о русском характере)
- Чем эти рассуждения отличаются?
- В начале рассказа автор как бы только задумывается над русским характером, хочет в нем разобраться, не случайно стоит многоточие.
В начале рассказа автор пишет: «Русский характер!», а в конце использует множественное число.
Мужество, благородство, самопожертвование, величайшая доброта и чуткость - вот что объединяет героев этого рассказа.
( Переход к рассказу М.Шолохова «Судьба человека» )
Учитель: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы. Что - то ждет их впереди?
И хотелось бы думать, что этот русский человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути...»
так размышляет М.Шолохов в своем рассказе «Судьба человека». (Слайд)
Перед нами незабываемый образ рядового солдата - Андрея Соколова, человека всё вытерпевшего, всё преодолевшего. Велико шолоховское искусство создания портрета. Подтвердите это текстом.
Рассказ написан в обычной шолоховской манере, а именно? (Сюжет строится на ярких и психологических эпизодах.)
В каких из них особенно ярко проявился характер Андрея Соколова?
(анализ эпизода)
-Судьба Соколова тяжела, мучительна. Рухнула надежда на семейное счастье. И вот жизнь обретает высокий человеческий смысл. Что явилось причиной этому?
Мне остается добавить, что образ Андрея Соколова не выдуман
автором. В журнале «Юность» (№5-95г.) вы можете прочитать материал Владимира Токарева, который рассказывает о судьбе человека, эпизод которого лег в основу рассказа Шолохова.
Заключительное слово учителя.
Страшно, но именно война стала спутницей человечества на протяжении всей ее истории. Часто ли мы задумываемся над тем, что лучшее из написанного - это книги о войне: «Слово о полку Игореве», «Война и мир» Толстого, «Живые и мертвые» Симонова, «А зори здесь тихие» Б.Васильева. (Выставка) Этот список можно продолжать и продолжать... С некоторыми из них мы познакомимся на следующих уроках.
(Домашнее задание дано на предыдущем уроке)
Учитель обращается к эпиграфу, записанному на доске:
Вам, юноши и девушки,
Преемники славных традиций отцов,
дедов,
прадедов,
Вам, русские люди,
Чьи сердца
Согрели и вдохновили
Авторов прекрасных произведений
О русской воинской доблести…