Конспект открытого урока по математике для 3 класса Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000


МОУ «СОШ С ЧЕРНЫЙ ЯР»
Областной семинар
«Валеологическое образование в начальной школе»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ,
ПРОВЕДЕННОГО В 3 КЛАССЕ ПО
ТЕМЕ:
«ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ И
ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 1000»
Провела: учитель начальных классов 1 категории
Дериченко В.П.

2008 год
Тема «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000»
Цели: обучающая - совершенствовать письменные и устные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.
развивающая – развивать логическое мышление детей через решение задач, примеров, уравнений, головоломки, ребусов
воспитывающая – воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, карточки для устного счета, мяч,
разрезные карточки, схемы решения задач, раздаточный материал, кассета с записью музыки (из м/фа «38 попугаев», Д. Латса « Одинокий пастух»)
ХОД УРОКА
1.Организация класса:
- Здравствуйте, ребята. Давайте обменяемся взглядами. Вижу, все готовы к уроку.
Садитесь.
2. Настрой на урок.
(Под пение птиц на мультимедийном экране появляются слайды природы.У: Ярко солнце засветило
Всю природу разбудило.
Муравей давно проснулся
В домик свой скворец вернулся
В небе жаворонка трель
Это к нам пришел (Апрель)
Апрельское солнце ласковое. Оно осторожно будит природу, природа дает человеку силы, а они укрепляют здоровье. Именно в этом месяце –апреле – отмечают Всемирный день здоровья. И работая сегодня над темой урока «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000», мы будем не только совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания трехзначных чисел, но и узнаем, что нужно делать для укрепления здоровья. Девиз нашего урока : «Быть здоровым – это здорово!»
3. Самомассаж кистей рук
(мелодия Д. Латса «Одинокий пастух»)
У: А сейчас представьте, ребята, что вы на яркой солнечной полянке, ласково светит солнышко . Поднимите головку вверх, подставьте солнышку ручки, выпрямите пальчики. Медленно вбираем в себя солнечную энергию, согнули пальчики. Плавно опускаем руки вниз. Собрали все тепло в ладошки, сжали кулачки и не торопясь распределяем тепло по рукам. Погладили тыльную сторону ладошки, внутреннюю, разминаем пальчики левой руки, правой. Соединим большой и безымянный пальцы рук.
Это мудрая «Земля», она дает человеку силы. Опустили руки, сделали глубокий вдох, выдох.
4. Введение в тему. Устный счет.
У: Ребята, а что надо делать для того, что бы быть здоровым?
(Ответы детей)
А сейчас я хочу проверить любите ли вы бег.
На парте лежат карточки с беговыми дорожками.
Самая легкая- желтая дорожка
Зеленая – посложнее Красная - самая трудная
У: Кто какую выбирает?
(Дети выбирают дорожку, считают по карточкам примеры)
320-70 470+90 710-50 930-90
400+270 140+50 340+60 560+400
980-80 473+4 553-53 362-30
830-120 450+220 430+200 800-120
760-40 760-400 730+130 574+20
700+50 400+300 474-300 978-8
У: - Молодцы. ребята, вы очень хорошо бегаете.
А сейчас я хочу проверить ловкость ваших рук, нужно поймать мяч, а для этого
решить задачу. (Дети решают задачи, ловят мяч)
Задачи для устного счета.. а) Пара бегунов пробежала по стадиону 10 кругов. Сколько кругов пробежал каждый
бегун?
б) Оля на уроке физкультуры выполнила 120 прыжков,, а Маша на 30 прыжков
больше. Сколько прыжков выполнила Маша?
в) Отец отжимается от пола 55 раз, а сын в 5 раз меньше. Сколько раз сын отжимается
от пола?
У: - А сколько раз вы ,ребята, отжимаетесь от пола?
(Ответы детей)
У: - Какие ловкие, сильные, спортивные ребята в нашем классе. Вы дружите со спортом.
Молодцы!
5. Работа в тетрадях:
У:- А сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа.
Вспомним правила посадки (Ответы детей).
У: - Отгадайте загадку:
Держусь я только на ходу
А если встану – упаду.
(велосипед)
6. Проверка домашнего задания.
У: Ребята,, что было задано на дом7 (Ответы детей) О чем говорится в задаче?
Посмотрите на доску. Это я так решила задачу. А вы как? Выберите только то решение, которое соответствует вашему. Прикрепите картинку велосипеда к своему решению и объясните ход решения задачи..(Дети выходят к доске. Прикрепляют картинку велосипеда и объясняют решение задачи)
Ж -50 в.
М -? В 3р. больше 300в
Д - ? остальные

Предлагаемые варианты решения задач учителем.
1). 50*3=150 (в) 1) 50*3=150 (в) 1) 50*3=150 (в) 1)50*3=150 (в)
2.). 50+150=200(в) 2) 300-50-150=100 (в) 2)300-(50+150)=100 (в) 2)300-50=250 (в)
3. ) 300-200=100(в)

У: -Эта задача на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Как найти неизвестное третье слагаемое? Ответы детей: (Чтобы найти неизвестное третье слагаемое надо от суммы вычесть первое слагаемое и второе, или от суммы вычесть сумму первых двух слагаемых.)
У:- Какое решение неверное? Почему?
Ответы детей:(4-е решение неверное, т.к. задача не решена до конца. )
У:- Ребята, а что вы знаете о велосипедном спорте?
(Ответы детей)
- Верно. Занятия велосипедным спортом укрепляют мышцы ног, дыхательную систему, вырабатывают координацию движений. Но нужно строго помнить о правилах дорожного движения, ездить строго по тротуару.
7. Работа с учебником.
У:- Летом ребята мы катаемся на велосипеде, укрепляем свое здоровье. А зимой на чем можно ездить?
( Ответы детей: на лыжах, на санках, на коньках)
Открываем учебник на стр. 58 и решим задачу №4 про зимние виды спорта. Читаем задачу.

Задача:
Зимой в городе 36 открытых катков, а катков с искусственным льдом в 9 раз меньше. На сколько больше…

У:- Какой вопрос поставим к задаче?
Разбор задачи:
- О чем говорится в задаче?
- Какие были катки?
- Что значит открытые катки?
- А какие катки с искусственным льдом?
- Что обозначает число 36?
- Что сказано про искусственные катки?
- Какой главный вопрос задачи мы поставили?
- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Как узнать сколько катков с искусственным льдом?
- Как узнать на сколько больше катков открытых, чем с искусственным льдом?
Один ученик выходит к доске, решает задачу с объяснением.

Откр.-36 к.
Искус.- ? в 9 р. меньше на ? больше
36:9=4 (к) искусственных
36-4=32 (к) больше открытых.
У: - Самостоятельно запишите выражение к задаче 36- 36:9=32
Прочтите ответ к задаче ( Ответы детей)
Вывод: Итак, назовите ,ребята, первое условие здорового образа жизни?
( Ответы детей) На доске появляется карточка со словом - движение.

8. Работа над темой урока.
У:- Правильно, ребята. Движение - основное правило здорового образа жизни. А сейчас вы назовете мне второе правило здорового образа жизни. Для этого вам необходимо правильно решить примеры , записанные на карточке. (Дети подходят к доске, решают примеры столбиком и переворачивают карточку с буквой).

321+263 534+427 540-224 458-167
423+347 498-136 671-237
У:- Какое слово получилось? Кто догадался? Верно. Второе условие здорового образа жизни -это питание.
На доске появляется карточка со словом – питание.
Правильное питание- показатель культуры людей. Народная мудрость гласит: «Мы живем не для того , чтобы есть. Мы едим для того , чтобы жить.»
Посмотрите, ребята, каким может стать человек, если он будет неправильно питаться. (На мультимедийном экране появляется фотография самого толстого человека) Это , ребята, сорокалетний житель Мексики – Мануэль Урибе. Он занесен в Книгу рекордов Гинесса, потому что его вес составляет около 500 кг. Он страдает редкой формой ожирения, прикован к постели. Что бы подняться, он вынужден пользоваться целой системой блоков.
У:- Что бы среди нас не было таких больных людей мы знаем , ребята, что нам нужно делать.
(Под музыку из мультфильма «38 попугаев» дети выполняют движения для рук, головы и туловища).
9. Физкультминутка
10. Работа над темой урока. Развитие логического мышления.
У:- А сейчас , ребята, подробнее остановимся на питании. Мы знаем , что наша пища состоит из питательных веществ.. Чтобы быть здоровыми и стройными необходимо строго соблюдать количество потребления белков, углеводов и жиров.. А вот сколько граммов этих питательных веществ необходимо употреблять человеку. в сутки мы сейчас и выясним, решив головоломку. ( На мультимедийном экране появляется таблица-головоломка.)
620- =

186+314 =

- 16=
У;- Кружками обозначена суточная норма потребления человеком углеводов.
Квадратиками обозначена суточная норма потребления белков.
Треугольниками суточная норма потребления человеком жиров.
Запишем в тетради слово – логика.
Подумай, с чего начнем решение головоломки.(Ответы детей. Начнем с определения количества углеводов., т.к. известно первое слагаемое и второе – значит можно найти сумму.
186+314=500 (г) это суточная норма потребления человеком углеводов.)
У:- Верно Продолжаем рассуждать дальше.(Ответы детей Узнали количество углеводов- можно узнать суточное потребление человеком белков).
620-500=120 (г) белков
Узнали суточное потребление белков
У: Рассуждаем дальше (ответы детей: узнали суточное потребление белков, можно узнать суточное потребление человеком жиров 120-16=104 (г)
Итак, выяснили, что суточное потребление человеком питательных веществ составляет
Белки (мясо, рыба…) – 120 гУглеводы (хлеб, картофель, вермишель) – 500г
Жиры (масло растительное и животное) – 104 гСоблюдаю эту суточную норму потребления питательных веществ, человек будет всегда здоровым и стройным, как атлет – спортсмен.
(мультимедийный проектор: фото спортсменов).
10. Дифференцированное задание по теме урока.
1)У: - Ребята, а какое еще питательное вещество, необходимо нашему организму, мы не назвали? Посмотрите на парты, найдите подсказку (на партах лежит раздаточный материал: яблоки, морковки, ягоды). (ответы детей)
У: -Верно, мы забыли о витаминах. А где содержаться витамины?
( ответы детей)
У: Верно, витамины содержаться в витаминах , фруктах, ягодах,овощах.
Последние время в медицине используется аббревиатура ЧБД (часто болеющие дети) . Одной из причины возникновения этой болезни является отсутствие в организме витамина С. А он содержится в красных яблоках , красных овощах. Много витамина «С» в апельсинах, мандаринах и в квашеной капусте. Ешьте ,ребята, эти продукты, и вы будете меньше болеть.
Гимнастика для глаз
(мультимедийный проектор). Посмотрите, ребята, какое интересное яблочко я вам принесла.
Дети глазами следят за движущимся по тарелке яблочком).Возьмите в руки свои витаминчики и выполните задание.
У кого яблочко– решают ребус:
*5*
+ *6
329
У кого морковка – решают уравнение:
253+х=329
У кого ягодка – исправляют ошибку:
253+76=229
Проверка самостоятельной работы.
Физкультминутка
У: Витамины повышают жизненный тонус, улучшают настроение человека.
Давайте мы возьмем в руки витаминчики и с ними потанцуем.
11. Объяснение дом/задания.
У: Запишите, ребята, в тетради выражение: 15*5+17*4;
Найдите значение выражения и составьте к нему задачу о продуктах, которые содержат витамины.
12. Работа с тестами.
У: Сегодня мы говорили о здоровье и о здоровом образе жизни. Для того чтобы человеку быть здоровым – надо больше двигаться, правильно питаться. Но может ли человек постоянно двигаться без остановки? (ответы детей)
- Правильно, человек не может постоянно двигаться, он должен отдыхать. Отдыхает человек ночью. Поэтому назовите 3 условия сохранения здоровья (На доске появляется карточка со словом «Сон»)
Взрослому человеку для восстановления сил достаточно 7-8 часов.
А сколько часов должны спать вы? Определите продолжительность своего сна с помощью теста.

359-250-100
а) 8 б) 9 в) 10
Проверка: Правильно, для восстановление сил, детям вашего возраста, надо спать 10 часов. Ложиться в 10, а вставать в 7 часов утра. Поднимите руки, кто соблюдает этот режим дня? Молодцы!
Вижу, что каждый старается крепким и здоровым человеком!
13. Подведение итога урока.
У: Что нового на уроке вы узнали? (ответы детей)
У: А все это вы узнали потому, что правильно выполняли сложение и вычитание многозначных чисел.
14. Рефлексия.
Ребята у вас на партах лежат кружочки с лицами человечков, но у них не нарисован рот.


кому было на уроке интересно,
тот своему человечку рисует улыбку:

Кто на уроке скучал – нарисует кружок

и кто грустил, тот опускает вниз уголки рта.
А теперь, покажите кружки с лицами человечков.
Спасибо! Вижу, что вам на уроке было интересно.
Давайте чаще улыбаться
И очень весело смеяться
С охотой спортом заниматься
Конечно, правильно питаться
И вот тогда, и вот тогда
Болеть не будем никогда.