Урок по математике на тему: «Закрепление изученного. Письменные приемы сложения и вычитания»


Открытый урок по математике
по теме «Закрепление изученного. Письменные приемы сложения и вычитания»
Класс: 2 Учитель: Гучинова С. С.
Цели:
Обучающая
знакомство с приёмами вычисления в пределах 100;
совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи;
Развивающая
развитие мышления учащихся через сравнение, обобщение, анализ;
развитие внимания через использование наглядного пособия, через умение слушать;
развитие математической речи через умение аргументировать свои действия.
Воспитательная
воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к учебному труду, аккуратности при работе в тетрадях.
воспитание уважения к себе и окружающим (не перебивать, уметь слушать друг друга).
Структура урока:
Психологический настрой.
Устный счёт
Минутка чистописания
Физкультминутка
Работа над пройденной темой
Первичное закрепление
Работа в парах
Физкультминутка для глаз
Работа над пройденным материалом
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия


Ход урока
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ ( 1 мин.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Давайте друг другу улыбнёмся,
Покажите своё настроение,
И поприветствуем гостей. ( повернуться и сказать « Здравствуйте!»)
Как хорошо, что мы сегодня вместе.
Я желаю вам хорошего настроения
И плодотворной работы на уроке.
2. Сообщение цели урока ( 1 мин. )
Сегодня на уроке мы отправимся в далёкое, интересное космическое путешествие. Мы посетим разные планеты, где закрепим полученные знания при решении задачи, уравнений и числовых выражениях. В путешествие берём самых, смелых, дружных, находчивых и сообразительных. А есть ли среди вас такие ? Тогда в путь!
Слайд № 1
3. Устный счёт
Учитель: Но чтобы полететь в космос надо сначала построить ракету из данных геометрических фигур. Кто хочет поучаствовать в строительстве нашей ракеты?
( ответы детей)
Из каких геометрических фигур построена наша ракета?
Итак, наша ракета готова! И мы отправляемся в путешествие! Руки подняли вверх, построили ракету.
Н_д‰н хаатн. – Закрыли свои глазки. Тоолхм, считаем до 100 десятками. 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70. 80. 90.100! Пуск!
Слайд № 2
Открыли глазки. Ребята, мы прилетели с вами на планету, а на какую, узнаем только, когда выполним задание .Посмотрите на доску, это код-таблица, решите эти примеры и найдите зашифрованное слово.

22
64
45
89
77
48
51










27+14
65-43
35+42
100-11
28+ 36
72-27
91-43

В
У
А
Ш
Б
У
Е

- Какое слово у вас получилось?
( Убушаев)
- Правильно! Мы с вами на планете имени Убушаева. А кто это?
Слайд № 3.
- Правильно. Иван Убушаев – наш лаганский поэт и именно в честь него названа эта планета. В этом году ему исполнилось 60 лет. Я хочу, чтобы вы любили свою малую родину – нашу Лагань. Где бы вы ни были, не забывайте её. О ней напомнит стихотворение нашего известного поэта и композитора Ивана Убушаевича « Я – Лагань».
Стихотворение прочитают учащиеся: Буйнта и Басанг
Есть на земле тихий город
Точку на карте найду
Город у синего моря
Родиной малой зову.
Гордо и нежно, красиво
Южная светится грань
Есть у великой России
Дочь молодая – Лагань.

Степи, степи, степи
Алые маки в цвету.
Море, море. Море –
Лотосы на берегу
Чайками взлетают
Песни в рассветную рань
Как же тебя называют?
Я – Лагань.

Что случилось? Наш корабль попадает под метеоритный дождь. Облетая метеориты, он совершает путь в виде фигуры. А какой, давайте узнаем.
(ученики соединяют нужные числа прямыми линиями, получая фигуру). Работа на интерактивной доске. В данном числе 1 десяток и 3 единицы. Алтана
Соседями этого числа являются числа 19 и 17. Миша
Это число меньше 17, но больше 15. Данил
Два слагаемых 4 и 6 в сумме дают это число. Делгир

Проверка выполненного задания
? Какую фигуру описал космический корабль?
(ломаная линия, не замкнутая, состоящая из трёх звеньев).
? А можно ли из этой фигуры получить замкнутую ломаную линию? Каким образом?
? Какая геометрическая фигура получилась?( многоугольник).
? Какое число осталось лишним? ( 19 ).
? Охарактеризуйте число 19.
(число 19 – двузначное, потому что в записи числа использовано две цифры 1 и 9; у числа есть соседи 18 и 20; в числе 19 – 1 десяток и 9 единиц, всего 19 единиц).
С числом 19 мы ещё встретимся и поработаем.
А сейчас приготовились!!! Приземляемся на планету Красоты. Слайд № 4

4. Минутка чистописания
Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, классную работу.
Жители планеты Красоты хотят, чтобы вы научились правильно и красиво писать число 19.
Посмотрите, как нужно правильно писать.
(учитель делает показ на доске цифр 1 и 9).
Пропишите число 19.
Следите за посадкой.
Учащиеся, выполнившие задания раньше, получают индивидуальные карточки.
Индивидуальные карточки

Карточка 1 Карточка 2
57+ 38=
·87 + 13=
40 - 18= 50 – 24=
64+ 26= 56 – 27=
75- 36= 47+ 15 =
( На экране появляется ответ, самопроверка)
Микроитог:
-Кто справился без ошибок?
- Кому было легко?
- Кому трудно?
- Что надо знать чтобы решить эти примеры? ( удобнее эти примеры решить в столбик, подписываем десятки единицы под единицами, десятки под десятками, складываем единицы, затем десятки, читаем ответ)
- Поставь себе знак плюс, если вы справились с примерами.
- Молодцы!

Итак, мы потратили много сил, приземляемся на планету «Отдыхайка», которая предлагает отдохнуть. Слайд № 5
5. Физкультминутка (Музыка)
Вы, наверное устали
Ну. тогда все дружно встали
В небе ясном солнце светит
Космонавт летит в ракете. ( подтянуться – руки вверх)
А внизу леса, поля- ( наклониться)
Расстилается земля. ( руки развести в сторону)

6. Работа над пройденной темой
Ребята, мы с вами неожиданно оказались на планете «Изучайка». Слайд № 6
На этой планете мы повторим изученные знания и умения. Поэтому сейчас вам нужно внимательно выслушать сообщение, переданное мне жителями «Изучайки».
Работа в парах
Жители планеты Изучайка предлагают вам решить следующее задание.
Каждое задание имеет свой цвет. Вам необходимо выполнить каждое из предложенных заданий, найти на рисунке цифру-ответ и закрасить тем цветом, какой имеет решенное вами задание.
Слайд № 7



А сейчас внимательно посмотрите на экран. Сравните свой рисунок с рисунком на экране. Слайд № 8




Физкультминутка для глаз Слайд № 9 « Звездочёт»


Ну что, немного отдохнули? Тогда отправимся дальше!

Работа над пройденным материалом
Жители этой планеты целый год решают одну задачу и никак не могут её решить. Ребята, поможем им в решении задачи?
Прочитайте. Слайд № 10
«На одну планету приземлились 11 космических кораблей, а на другую на 7 кораблей больше. Сколько всего космических кораблей приземлились на эти планеты?» а) учащиеся читают глазками
б) учитель вслух

? О чём говорится в задаче?
? Что известно? Что неизвестно?
? Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
? Почему? (потому что не знаем, сколько кораблей на 2-ой планете)
? Можем узнать, сколько кораблей приземлились на 2-ую планету? (да)
? Каким действием? (сложением)
? Какая фраза вам в этом помогла? (больше)
? Зная, сколько кораблей приземлились на
· и на
·
· планету, можем ответить на главный вопрос задачи? (да)
? Каким действием? (сложением)
? Почему? (всего)
? Как мы можем изобразить условия задачи? (краткой записью, с помощью чертежа)
Работа в парах на отдельных листах.
У доски кто запишет условие задачи?

11 к.
?, на 7

Запишите в тетрадь решение задачи.
1 ученик работает у доски.
11+7=18 (к.) – на
·
· планету.
11+18=29 (к.)
Ответ: 29 кораблей приземлились на эти планеты.


Ребята, а как это решение задачи можно записать числовым выражением.
1+ ((11+7)=29 (к.)
Запишите в тетрадь.
Как жителям этой планеты стало весело, что вы помогли в решении этой задачи.
Отправляемся дальше на другую планету. Набираем скорость, летим, вокруг различные планеты и мы направляемся на планету «Решайкина». Слайд № 11
Жители этой планеты предлагают вам решить уравнения по рядам:
64- х = 41 30 + у = 67 а – 24 = 36
- Какой компонент надо найти? ( вычитаемое)
- Как надо найти вычитаемое? ( чтобы найти вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность)
-Аналогично с другими уравнениями. ( дети говорят правило)
Взаимопроверка.
2. Работа по учебнику : стр. 45, № 6. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
7. Итог урока
Ну что, ребята, пора возвращаться домой. Нам нужно вернуться на землю.
- -Н_д‰н хаатн! Закройте глазки! Х‰р_ тоолхмн! Обратный счёт. 100, 90, 80, 70.60, 50, 40 ,30, 20, 10.
- Открываем глазки и мы уже дома!
Какое увлекательное путешествие мы с вами совершили на космическом корабле, побывав на разных планетах.
- Понравилось ли вам путешествие?
- Что нового узнали, чему научились во время нашего путешествия?
- Молодцы!!! Вы сегодня все очень хорошо работали, выполнили все задания, активно отвечали и за это вы получаете награды!
8. Домашнее задание
Стр. 49, № 5.
Рефлексия
У меня на столе звездочки желтого и красного цвета.
Если вам было комфортно на уроке, уютно, хорошо, то возьмите желтую звездочку и приклейте на доску. Если вы чувствовали на уроке себя неуверенно, плохо, то красную звездочку.








































15