Дополнительная общеобразовательная программа Мультипликация


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Онохойский Дом детского творчества»
3842385131445«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАУ ДО ОДДТ
Мальцев М.Д.
_________________
« » 2016 г.
00«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАУ ДО ОДДТ
Мальцев М.Д.
_________________
« » 2016 г.

-350620-507«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол № 1
« 14 » 09 2016 г.
00«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол № 1
« 14 » 09 2016 г.

2495553200400056370130999400
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мультипликация»
детской анимационной студии «Мультидом»
Тип программы: авторская
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 3 года

Составила: Раздобреева Ирина Витальевна,
педагог дополнительного образования
п. Онохой 2016 г.
Паспортные данные ОП ДОД
№ Уровни, направленности, типы, виды ОП ДОД
1. Уровни содержания образования ОП ДОД
Программа рассчитана на начальное общее образование , дополнительное образование.
2. Направленность (направленности) ОП ДОД
технической
3. Тип ОП ДОД
общая 4. Вид ОП ДОД по:
4.1 Степень авторского вклада экспериментальная
4.2 Объемам освоения содержания интегрированная
4.3 Особенностям организации педагогической деятельности сквозная (другое)
4.4 Степени усложнения теоретического материала познавательная
4.5 Количеству организации детей в детских объединениях фронтальная
рассчитана на работу с группами (подгруппами)
индивидуальная
4.6 Срокам реализации программы краткосрочная
4.7 Масштабу реализации программы (уровням освоения содержания и пределами образовательного учреждения) Программа реализуется в МАУ ДО «Онохойский ДДТ» Заиграевского района
4.8 Особенностям контингента обучающихсяДля одаренных детей, корректирующая и др.
4.9 Уровням организации творческой деятельности обучающихсяРепродуктивная, репродуктивно-творческая, эвристическая
4.10 Степени реализации программы - частично реализованная программа
- в основном реализованная программа
- полностью реализованная программа
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мультипликация» предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки. Образовательная программа дополнительного образования детей «Мультипликация» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Искусство», в которой не уделяется внимания такому виду синтетического искусства, как кино, телевидение и мультипликация.
Именно эти искусства, непосредственно проходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе информации видеокультуры.
Направленность программы научно-техническая ориентирована на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира. Программа направлена на развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по искусству детей 7-14 лет и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира.
Актуальность программы заключается в том, что освоение основных приёмов и принципов создания движущихся изображений - это элемент грамотности современного человека, становящийся все более нужным и школьнику, и учителю. Возможность, изучая различные процессы, иметь дело не только с текстами или со статичными картинками, но и с динамическими образами, даёт процессу учения дополнительную выразительность и новые мотивации.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы, разработанной для детей 7-14 лет, заключается в том, что она учитывает их возрастные особенности.
Детей в младшем школьном возрасте отличает непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в коллективных делах, данная дополнительная общеобразовательная программа дает возможность участия детей в коллективных делах. Программа содержит творческие задания, которые способствуют развитию воображения у детей. В данном возрасте школьник хочет получить быстрый результат своей работы, данная образовательная программа позволяет решить эту проблему.
Программа 3 года обучения предназначена для вовлечения учащихся 5-8 классов в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участии ребят в конкурсах, фестивалях, выставках и т.п.
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе: художники конструкторы, дизайнеры, медики, разработчики рекламной продукции, фотографы, модельеры и др. Данная программа позволит подготовить учащихся к сознательному выбору профиля.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда коллектива детей. В процессе создания мультипликационного фильма у ребят развиваются сенсомоторные качества, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности; восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Данная программа обучает умению работать в коллективе, использовать проектные методики, конструктор Lego, компьютер и фотоаппарат как инструмент творчества.
Цель программы: Создать условия для развития творческих способностей личности, посредством освоения технологии анимирования персонажей.
Задачи:
Образовательные:
формирование навыков работы с ПК и цифровым фотоаппаратом;
формирование и развитие у детей технического мышления, первоначальных основ конструкторских умений и способностей;
знакомство с понятием компьютерной анимации и обучение основам работы в программе MOVIE MAKER, Adobe Flash, Adobe Photoshop;
ознакомление учащихся с основными видами мультипликации (рисованная, пластилиновая, предметная, анимация с сыпучими материалами);
Развивающие:
развитие мелкой моторики рук;
развитие образного мышления;
выработка у учащихся навыков самостоятельной работы с компьютером и фотоаппаратом;
Воспитательные:
воспитание у детей стремления выразить свои творческие способности в мультипликации;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
воспитание аккуратности и собранности при работе с техникой;
воспитание эстетического вкуса младших школьников;
воспитание культуры зрительского восприятия.
Отличительные особенности программы
Проходя данный курс, обучающийся быстро получает результат своей работы, в последующем усложняя себе цели, получает более весомый результат.
Возраст обучающихся 1 года обучения 7-9 лет, программа рассчитана на 36 часов, 1 час 1 раз в неделю. Оптимальная численность группы 5-7 человек. Возраст обучающихся 2 года обучения 9-12 лет, программа рассчитана на 36 часов, 1 час 1 раз в неделю. Оптимальная численность группы 5-7 человек. Возраст обучающихся 3 года обучения 12-14 лет, программа рассчитана на 72 часа, 2 часа 1 раз в неделю. Оптимальная численность группы 5-7 человек.
Основными формами занятий являются практические занятия.
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии;
овладение правилами поведения на занятиях;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неудачи своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;
формирование первоначальных представлений о законах развития сюжета и правилах драматургии;
овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
приобретение первоначальных знаний о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта, создание мультфильма.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: тестирование, реферат, презентация, проект, сценарий.
Учебно-тематическое планирование
1 года обучения
№ п/п Тема Часы Форма организации Форма контроля
Общее кол-во часов В том числе Теория практика 1 Вводное занятие 1 1 Обзорное занятие, игра Тест. Предварительный.
2 История мультипликации 3 2 1 Практические занятие, просмотр презентаций Практический(фенантископ)
3 Профессии в мультипликации 4 3 1 Наглядная, практическая работа Рисунок любимого героя мультфильма
4 Знакомство с работой фотоаппарата. Штатив. 2 1 1 Демонстрация Уметь настроить фотоаппарат и штатив
5 Рисованная анимация 5 1 4 Практическая работа, просмотр мультфильмов (цветок)
6 Пластилиновая анимация 9 1 8 Практическая работа, просмотр мультфильмов Практическая работа. (превращения)
7 Бумажная анимация 9 1 8 Практическая работа, просмотр мультфильмов Практическая работа
8 Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. 2 2 Индивидуальная Результат участия
9 Итоговое занятие. 1 1 Защита проектов Самоконтроль
Итого 36 11 25 Учебно-тематическое планирование
2 года обучения
№ п/п Тема Часы Форма организации Форма контроля
Общее кол-во часов В том числе 1 Вводное занятие 1 1 Обзорное занятие, игра Тест. Предварительный.
2 История мультипликации 3 2 1 Практические занятие, просмотр презентаций Практический (изготовление фенантископа)
3 Профессии в мультипликации 4 3 1 Наглядная, игра практическая работа Заливка. Работа с раскраской
4 Знакомство с работой ПК и фотоаппаратом. Штатив. 4 2 2 Демонстрация Уметь настроить фотоаппарат и штатив
5 Знакомство с программой Microsoft Paint 6 2 4 Практическая работа, просмотр мультфильмов Рисование в программе.
6 Знакомство с программой Microsoft Power Point 6 2 4 Практическая работа, просмотр мультфильмов
Практическая работа во вкладке анимация
7 Знакомство с программой Windows Movie Maker 4 2 2 Практическая работа, просмотр мультфильмов Практическая работа. Монтаж.
8 Анимация объектов Lego-конструктора и др. 5 1 4 Практическая работа, игра Уметь моделировать и оживлять модели
9 Итоговое занятие. Защита проекта. 1 1 Защита проектов Самоконтроль
10 Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и т.д. 2 2 Индивидуальная Результат участия
Итого 36 16 20 Учебно-тематическое планирование
3 года обучения
№ п/п Тема Часы Форма организации Форма контроля
Общее кол-во часов В том числе 1 Вводное занятие 2 2 Обзорное занятие, игра Тест. Предварительный.
2 История компьютерной анимации 3 2 1 Практические занятие, просмотр презентаций Практический (изготовление фенантископа)
3 Профессии в компьютерной анимации 4 3 1 Наглядная, игра практическая работа Заливка. Работа с раскраской
4 Знакомство с работой ПК и фотокамерой. Штатив. 4 2 2 Демонстрация Уметь настроить фотоаппарат и штатив
5 Анимация объектов Lego-конструктора и др. 20 2 18 Практическая работа, просмотр мультфильмов Рисование в программе.
6 Знакомство с программой Photoshop. 11 4 7 Практическая работа, просмотр мультфильмов Практическая работа во вкладке анимация
7 Знакомство с программой Macromedia Flash11 4 7 Практическая работа, просмотр мультфильмов Работа в программе
8 Работа в программе Windows Movie Maker 10 2 8 Практическая работа, игра Практическая работа. Монтаж.
9 Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и т.д. 5 5 Индивидуальная Результат участия
10 Итоговое занятие. Защита проекта. 2 2 Защита проектов Самоконтроль
Итого 72 23 49 Календарно-тематическое планирование
1 года обучения (составляется ежегодно)
№ занятия Тема Кол-во часов Сроки реализации
1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1 сентябрь
2,3,4 История мультипликации. Первые мультфильмы. 3 Сентябрь-октябрь
5-8 Профессии в мультипликации.
Практическая работа. 4 Октябрь
9 Принцип работы фотоаппарата 1 ноябрь
10 Штатив. Как использовать штатив в работе. 1 ноябрь
11-15 Рисованная анимация. Первые рисованные мультфильмы. Просмотр рисованных мультфильмов. Создание рисунка и анимация. Рисуем портрет. 5 Ноябрь-декабрь
16-24 Пластилин. Работа с пластилином. Создание пластилиновых героев для мультфильма. Просмотр пластилиновых мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Колобок» 2015 г.(Мульт-культ) 9 Январь-февраль
25-33 Бумажная анимация. Аппликации. Оригами. Создание мультфильма. Просмотр мультфильмов в технике оригами, аппликации. 9 Март-апрель
34,35 Участие в конкурсах. Подготовка мультфильмов. 2 В течение года
36 Итоговое занятие. 1 Май
Календарно-тематическое планирование
2 года обучения (составляется ежегодно)
№ занятия Тема Кол-во часов Сроки реализации
1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1 сентябрь
2,3,4 История мультипликации. Первые мультфильмы. 3 Сентябрь-октябрь
5-8 Профессии в мультипликации.
Практическая работа. 4 Октябрь
9 Принцип работы фотоаппарата 1 Ноябрь
10 Штатив. Как использовать штатив в работе. 1 ноябрь
11-16 Программа Microsoft Paint. Работа в программе. Рисование в программе. Создание проекта мультфильма.
6 Ноябрь-декабрь
17-22 Программа Microsoft Power Point. Работа во вкладке анимация. Создание мультфильмов. 6 Декабрь-январь
23-26 Программа Windows Movie Maker. Монтаж. Запись и вставка звука. 4 Февраль-март
27-31 Анимация объектов Lego-конструктора и др. 5 Март-апрель
32-35 Участие в конкурсах. Подготовка мультфильмов. 4 В течение года
36 Итоговое занятие. 1 Май
Календарно-тематическое планирование
3 года обучения (составляется ежегодно)
№ занятия Тема Кол-во часов Сроки реализации
1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2 сентябрь
2 История компьютерной анимации. Первые мультфильмы. 3 Сентябрь-октябрь
3,4 Профессии в мультипликации.
Практическая работа. 4 Октябрь
5 Принцип работы фотоаппарата и фотокамеры. 3 ноябрь
6 Штатив. Как использовать штатив в работе. 1 ноябрь
7-16 Анимация объектов Lego-конструктора и др. 20 Ноябрь-декабрь
17-21 Знакомство с программой Photoshop. 11 Декабрь-январь
22-27 Работа в программе Macromedia Flash11 Февраль-март
28-32 Программа Windows Movie Maker. Монтаж. Запись и вставка звука. 10 Март-апрель
33-35 Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и т.д. 5 В течение года
36 Итоговое занятие. Защита проекта. 2 Май
Содержание
1 год обучения (начальный уровень)
Вводное занятие. Ознакомительная беседа. Правила техники безопасности. (1 ч.)
История мультипликации. Первые мультипликационные аппараты. Первые мультфильмы. Показ мультфильма. (3 ч.)
Профессии в мультипликации. Профессия мультипликатор. Художники мультипликаторы. Практическая работа. (4 ч.)
Фотоаппарат. Принцип работы фотоаппарата. Штатив. Как использовать штатив в работе. (2 ч.)
Рисованная анимация. Первые рисованные мультфильмы. Просмотр рисованных мультфильмов. Создание рисунка и анимация. Рисуем портрет. (5 ч.)
Пластилин. Работа с пластилином. Создание пластилиновых героев для мультфильма. Просмотр пластилиновых мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Колобок» 2015 г. («Мультидом») (9 ч.)
Бумажная анимация. Аппликации. Оригами. Создание мультфильма. Просмотр мультфильмов в технике оригами, аппликации. (9 ч.)
Участие в конкурсах. Подготовка мультфильмов. Итоговое занятие. (3 ч.)
Итого: 36 ч.
Таблица 1
Планируемый результат освоения программы 1 года обучения
Умения Знания Ценности
Умеют:
- придумывать образ;
- лепить плоского героя из пластилина;
-умеют менять положение героя относительно фона. Знают:
- закономерности движений;
- свойства пластилина;
- процесс создания пластилиновой анимации. Обладают:
- целеустремленностью;
-развиваются коммуникативные качества.
Умеют:
-создавать бумажного героя по отдельным частям;
-задавать движение бумажной фигурке;
- рисовать силуэт. Знают:
- технологию создания бумажной анимации;
-что такое силуэт. Обладают: способностью к продуктивному общению;
- самостоятельностью
Умеют:
-выполняют в технике оригами простые фигурки;
-проводят фотосъемку на штативе;
-передвигают фигурки относительно фона Знают:
- технологию создания объемной бумажной анимации - Обладают способностью к продуктивному общению
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение – компьютер, фотоаппарат.
Содержание
2 год обучения (базовый уровень)
Вводное занятие. Ознакомительная беседа. Правила техники безопасности. (1 ч.)
История мультипликации. Первые мультипликационные аппараты. Первые мультфильмы. Показ мультфильма. (3 ч.)
Профессии в мультипликации. Профессия мультипликатор. Художники мультипликаторы. Практическая работа в программе Paint. (4 ч.)
Фотоаппарат и штатив. Принцип работы фотоаппарата. Штатив. Как использовать штатив в работе. (2 ч.)
Программа Microsoft Paint. Работа в программе. Рисование в программе. Создание проекта мультфильма. (6 ч.)
Программа Microsoft Power Point. Работа во вкладке анимация. Создание мультфильмов. (6 ч.)
Программой Windows Movie Maker. Монтаж. Запись и вставка звука. (4 ч.)
Анимация объектов Lego-конструктора и др. (5 ч.)
Участие в конкурсах. Подготовка мультфильмов. Итоговое занятие. (5 ч.)
Итого: 36 ч.
Таблица 2
Планируемый результат освоения программы 2 года обучения
Умения Знания Ценности
Умеют:
- придумывать образ;
- рисовать героев в программе Paint;
-умеют менять положение героя относительно фона. Знают:
- закономерности движений;

- процесс создания компьютерной анимации. Обладают:
- целеустремленностью;
-развиваются коммуникативные качества.
Умеют:
-создавать героя по отдельным частям;
-задавать движение фигурке;
Знают:
- технологию создания анимации в программе Power Point;
Обладают: способностью к продуктивному общению;
- самостоятельностью
Умеют:
-выполняют монтаж в программе Movie Maker ;
-проводят фотосъемку на штативе;
-передвигают фигурки относительно фона Знают:
- технологию создания объемной анимации. - Обладают способностью к продуктивному общению
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение – компьютер, фотоаппарат.
Содержание
3 год обучения (базовый уровень)
Вводное занятие. Ознакомительная беседа. Правила техники безопасности. (2 ч.)
История мультипликации. Первые мультипликационные аппараты. Первые мультфильмы. Показ мультфильма. (3 ч.)
Профессии в мультипликации. Профессия мультипликатор. Художники мультипликаторы. Практическая работа. (4 ч.)
Фотоаппарат и штатив. Принцип работы фотоаппарата. Штатив. Как использовать штатив в работе. (4 ч.)
Lego-конструирование. Анимация объектов Lego-конструктора и др. Работа над проектом «Пожарная безопасность» (20 ч.)
Программа Photoshop. (11 ч.)
Программа Macromedia Flash. Знакомство с программой Macromedia Flash. (11 ч.)
Программа Windows Movie Maker. Монтаж. Запись и вставка звука. (10 ч.)
Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и т.д. Итоговое занятие. Защита проекта. (7 ч.)
Итого: 72 ч.
Таблица 3
Планируемый результат освоения программы 3 года обучения
Умения Знания Ценности
Умеют:
- придумывать образ;
- конструирование героя с помощью Lego-конструктора;
-умеют менять положение героя относительно фона. Знают:
- закономерности движений;

- процесс создания анимации. Обладают:
- целеустремленностью;
-развиваются коммуникативные качества.
Умеют:
-создавать героя по отдельным частям;
-задавать движение фигурке;
Знают:
- технологию создания анимации в программе Power Point;
Обладают: способностью к продуктивному общению;
- самостоятельностью
Умеют:
-выполняют монтаж в программе Movie Maker ;
-проводят фотосъемку на штативе;
-передвигают фигурки относительно фона Знают:
- технологию создания объемной анимации. - Обладают способностью к продуктивному общению
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение – компьютер, фотоаппарат.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ»
Тема программы Форма занятий Приемы, методы обучения Дидактическое обеспечение Формы подведения итогов
Пластилиновая анимация Практические занятия Объяснительный
Иллюстративный
Практические задания Ознакомительное видео «как создаются пластилиновые герои» из передачи «Галилео», пластилин, пластмассовые ножи для пластилина, доска, фотоаппарат, штатив, белый лист ватмана, дополнительный источник света. Анализ процессов и продуктов деятельности
Плоская бумажная анимация Практические занятия Объяснительный
Практические задания Альбомные листы, ножницы, черный маркер, цветные карандаши, черный картон, матовое стекло, дополнительный источник света, фотоаппарат штатив. Анализ процессов и продуктов деятельности
Объемная бумажная анимация Практические занятия Объяснительный практические занятия Мультфильм «Адажио», цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фотоаппарат,
штатив. Анализ процессов и продуктов деятельности
Пикселяция Практические занятия Объяснительный
Практические задания 4 белых листа ватмана, мячик, детская игрушка «пирамидка», фотоаппарат, штатив. Анализ процессов и продуктов деятельности
Информационные источники
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. Москва, 2013 г.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мультипликация». Составитель: Семерикова А.А. г. Нижний Тагил, 2013 г.
Программа «Пластилиновая фантазия». Абрамова Ю.А. Алтайский край, 2011 г.
Телевизонный канал КАРУСЕЛЬ программа «Мультстудия».
Создание видеоклипов из цифровых фотографий с помощью программы Windows Movie Maker http://wmm5.narod.ru/
Кратко о процессе создания рисованного мультфильма. http://www.diary.ru
Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru
Правила работы с фотоаппаратом и штативом http://www.profotovideo.ru
http://ru.wikipedia.org
Что такое сценарий http://www.kinotime.ru/
Раскадровка http://www.kinocafe.ru/
Мультипликационный Альбом http://myltyashki.com/multiphoto.html
Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным / http://www.drawmanga;
Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod;
Список литературы для педагога
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008;
2. Больгерт Н., Больгерт С. Издательство «Робинс», 2012,Мультстудия «Пластилин» Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками.
3.Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003;
4.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2004;
5.Довгялло, Н. Техника и материалы в анимационном фильме. // Искусство в школе. №3. – 2007;
6.Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006;
7.Иткин В.В.«Жизнь за кадром», (методическое пособие), Ново-сибирск, 2008;
8.Красный, Ю.Е. «Первые встречи с искусством», (в соавторстве с А.Артболевской, В.Левиным и Л.Курдюковой). - М, «Искусство в школе», 1995
9. Красный, Ю.Е. «Азбука чувств». - Киев, «Освіта», 1993
10.Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;
11.Е. Г. Макарова. Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т.1. Освободите слона. – М.: Самокат, 2011
12.Е. Г. Макарова. Движение образует форму. – М.: Самокат, 2012
13.А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Художник в каждом ребенке.– М.: Просвещение, 2008
14.А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству.– М.: Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2012
15.Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д.В. – Новосибирск, 2004 г;
Видеоматериалы:
Как создаются пластилиновые персонажи. Сюжет из передачи «Галилео».
Мультфильм «Пластилиновая ворона».
Мультфильм «Адажио».
Мультфильм «Lego сити золотой рудник».
Мультфильм «Старик и море»
Список литературы для детей и родителей
1.Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;
2.Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008;
3.Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod
4.Иткин, В. Как сделать мультфильм интересным / http://www.drawmanga;
5.Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. – Минск, 2000;
6.Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. – Минск, 2000;
7.Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. – Минск, 2000;
8.Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 собак. – Минск, 2000;
9.Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 сказочных персонажей. – Минск, 2000
10.http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
11.http://www.college.ru/ – Открытый колледж;
12.http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;
13.http://www.rusedu.info – архив учебных программ.