Урок по литературе на тему Литература периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Публицистика времен войны. Лирика военных лет. Песенная поэзия (1 класс)


Муниципальной казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Максима Пассара Найхинского сельского поселения













Литература
11 класс


"Литература периода Великой Отечественной войны
(1941 – 1945). Публицистика времен войны. Лирика военных лет. Песенная поэзия"














Найхин
2012
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Интегрированный (литература, история, компьютерные технологии).

Цель урока: Учащиеся научатся строить монологическое высказывание, составлять план статьи, производить анализ изобразительных средств в стихотворении.

Задачи урока:
1) Познавательный аспект:
дать обзор публицистики и поэзии времен ВОВ.
2) Развивающий аспект:
развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение
слушать, делать записи.
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий
(далее ИКТ– компетенции);
3. Воспитательный аспект:
воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.
создать условия для совершенствования духовно-нравственных
качеств ученика;
воспитывать толерантность.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, школьная доска, выставка книг о Великой отечественной войне, статьи, очерки, стихотворения, песни военных лет.


Литература:
Поэзия: Альманах. вып. 41. – М.: Мол. гвардия, 1985.
Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле: рус. Сов. Поэзия о Великой Отеч. Войне. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература, 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2. – 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.








ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент.
I. Мотивационный блок
1.1. Содержательная часть
Презентация: Тема, эпиграф.
Эпиграф урока: Исполним же – каждый из нас, художников, - до конца со всей высокой добросовестностью свой высокий долг: творить сурово, честно, страстно, так, чтобы русский человек под стальным шлемом крякнул от удовольствия: «Интеллигенция не подкачала» А.Толстой.
- Как вы понимаете эпиграф?

1.2. Организационная часть
Совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы (групповая, исследовательская, лексическая и аналитическая работа с текстом). В ходе урока мы послушаем песни военных лет, прочитаем и обсудим статьи и очерки, окунемся в атмосферу того времени.

II. Основная часть
2.1. Проблемный блок
Круг вопросов: Почему необходимо не забывать о войне, о нашей Победе?
Мы попробуем определить главную особенность литературы военного времени. Итогом нашей работы должен стать проект будущих разделов альбома, рассказывающего о литературе периода Великой Отечественной войны.
Проект: Содержание альбома «Литература Великой Отечественной войны. Публицистика. Военная поэзия. Проза». 1 раздел. Из истории Великой Отечественной войны. 2 раздел. Публицистика времен войны.
3 раздел. Поэзия военных лет. 4 раздел. Проза о войне.
5 раздел Поэты моего края на войне.
6 раздел Произведения о Герое Российской Федерации Максиме Пассаре.

2.2. Информационный блок
Презентация: Публицистика
Слово учителя: Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало - организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло 1215 литераторов. Для одних это была первая война, для других – четвертая. Более 400 из них погибли.
В первые дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение.
Выдающимися публицистами Великой Отечественной войны стали истинные мастера этого острейшего оружия литературы: А. Толстой и И. Эренбург, Л. Леонов и М. Шолохов, А. Фадеев и В. Вишнёвский Если говорить о публицистике А. Толстого, то ведущая тема в ней – тема Родины. Им написаны статьи “Москве угрожает враг”, “Что мы защищаем”, “Русские воины”,Разгневанная Россия”, “Родина”. В них истоки русского национального характера, русской государственности, культуры, вера в непоколебимость советского народа. В его публицистике встречаются исторические аналогии с давно прошедшими событиями, призванные показать, что никогда еще захватчикам не удавалось покорить Русь.

Выступление учащихся:
Илья Эренбург (осмысление фашизма), Алексей Толстой (исторические аналогии), Василий Гроссман (военные репортажи), Ольга Берггольц (радиопублицистика)

Индивидуально-групповые задания (раздатка)
Прочитайте примеры военной публицистики, ответьте на вопросы.
В чем особенность публицистического слова Ильи Эренбурга, создателя нескольких книг, статей, очерков под общим названием «Война»?
О чем писал Алексей Толстой?
Каков лирический герой Василия Гроссмана?
(фонограмма военной песни «Песенка военных корреспондентов»)

Слово учителя:
“Поэзия военных лет – это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Составление плана статьи: «Особенности поэзии военных лет»

Физминутка

Презентация: Задание: Заслушав выступления учащихся, составить план  «Мотивы военной лирики»
Мотивы военной лирики:
Родина,
война,
смерть и бессмертие,
ненависть к врагу,
боевое братство и товарищество,
любовь и верность,
мечта о победе,
раздумья о судьбе народа.
Жанры лирики:
лирические (элегия, ода, песня);
сатирическая (басня, эпиграмма);
лиро-эпическая (поэма, баллада)
Выступление учащихся (сообщение и чтение стихотворений):
В.Лебедев-Кумач «Священная война» (прослушивание фонограммы)
Михаил Исаковский «Катюша» (прослушивание фонограммы)
Алексей Фатьянов «Соловьи» (прослушивание фонограммы)
Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату», « В лесу
прифронтовом» (прослушивание фонограммы)
Владимир Агатов «Темная ночь» (прослушивание фонограммы)
А.Сурков, А.Твардовский, К.Симонов, Ю. Друнина
Презентация: Поэты военного времени

Практическая работа по стихотворению. А.Суркова «Землянка» Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности, определяя их значение, сделать вывод.

Языковые средства
Цитаты
Значение

Олицетворения
«Бьется огонь», «поет гармонь», «шептали кусты», «голос тоскует»


Эпитеты
«Белоснежные поля», «голос живой», «холодная земля», «заплутавшее счастье», «негасимая любовь»


Лексический повтор
«Далеко-далеко», «снега и снега»


Сравнение
«Смола, как слеза»


Антитеза
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
В холодной землянке – тепло


Вывод


Презентация: ответ
Вывод: Стихотворение богато языковыми средствами: Природы выражает мысли и чувства лирического героя, помогает ему переносить разлуку с любимой. Лексическими повторами, эпитетом «заплутавшее счастье» подчеркивается, как они далеки. Атмосфера теплоты чувства передается сравнение «смола, как слеза» ( яркая, солнечная, теплая). Антитеза передает тревогу лирического героя, на войне смерть ходит рядом, но последние строки все-таки говорят о любви и надежде!  

Слово учителя: Поэзия в годы войны –  оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы. Поэзия, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Оперативность
Эмоциональность
Доходчивость
Патриотические чувства
Глубоко личные переживания


Итог деятельности ( продукт ):
Разделы презентации
План статьи.
Анализ изобразительных средств.

Оценивание (по ходу урока, плана статьи, таблицы после проверки)
III. Заключительная часть
Аналитический блок
высказывание собственных позиций;
формулирование основных выводов.
Рефлексивный блок
возвращение к проблемным вопросам;
возвращение к ожидаемым результатам (определяется, что получилось реализовать в ходе занятия, а что не в полной мере удалось сделать)
Домашнее задание:
Обязательная часть: 1. Сообщения о прозе ВОв стр. 222- 226.
2. Прочитать любое произведение из списка о ВОв.
На выбор: Творческий проект по теме