Статья Современный подход к преподаванию физической культуры


Современный подход к преподаванию на уроках физической культуры
Тушина Светлана Юрьевна город Караганда, КГУ «Гимназия №1» Учитель физической культуры Высшая категория К.М.С. по фигурному катанию
E-mail:tushinas1969@mail.ruThe modern approach to teaching the lessons of physical culture
Tushina Svetlana Karaganda city, KSU "Gymnasium №1» Teacher of Physical Education Graduate category K.M.S. Figure Skating E-mail:tushinas1969@mail.ruАННОТАЦИЯ

Можно ли удивить современного школьника уроком физической культуры? Может ли быть так, что школьники стараются не пропускать физ-ру? Могут ли занятия ученика в школе физкультурой радовать родителей? Можно ли при этом обеспечить непрерывное профессиональное совершенствование самого учителя? Оказывается, можно, и можно все!
ABSTRACT
Can you impress the modern student physical education class? Could it be that the students try not to miss phys-ru? Can student school physical education to please your parents? Is it possible in this case to ensure the continuous professional development of teachers? It turns out that you can, and you can all!
Ключевые слова: дети; здоровье; молодое поколение; гимнастика; танец.
Keywords: children; health; young generation; gymnastics; dance.
.
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно проводить свои занятия физическими упражнениями. Сегодня школьная физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения Казахстана эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека. Написано красиво, но как на самом деле происходит в стенах школ. У меня крик души. Отношение к физической культуре администрации, родителей и даже детей да, да детей, которые любят физ. культуру. Но в чем заключается их любовь попинать мяч, прийти на урок без спортивной формы, а иногда просто отдохнуть, «посидеть в интернете». В недавнем времени я пришла работать в гимназию и именно там столкнулась с таким отношением. Да во многом виноваты и учителя физической культуры, но как им быть, когда администрация не заинтересована в спортивных достижениях ребят, тем самым, не отпуская их на соревнования во время учебного процесса, но с удовольствием на уроках физической культуры проводить субботники, строить снежные фигуры, подготавливать детей к ЕНТ. Правильно ли ЭТО? Статус предмета и учителя находиться на очень низком уровне. Тем самым забывая о том, что именно школьная физическая культура закладывает основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии школьников в конструктивное русло. Я думаю не надо искать кто прав, кто виноват, а просто своим личный примером становятся для школьников более значимыми ориентирами. Помогать сформировать у учащихся потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию при этом самому совершенствоваться, то им  будет легче осознать и принять для своей жизни, что добросовестно занимаясь на уроке можно приобрести такие социальные понятия, как дружба, равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свободу и счастье. Уже несколько лет я занимаюсь над методической темой самообразования: «Совершенствование методов и форм по профилактике правильной осанки учащихся в урочное и внеурочное время, с учетом современных технологий». Основные задачи:
- раскрыть связь темы с жизнью и практикой учащихся;
-совершенствование методов и форм по профилактике правильной осанки учащихся в урочное и внеурочное время, с учетом современных технологий;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- разрабатывать и подбирать комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Ожидаемый результат:
- повышение успеваемости и уровня обучаемости учащихся, мотивации к изучению предмета;
- понизить процент проблемы у детей с нарушением осанки.
Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. При правильно осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Чтобы иметь хорошую осанку необходимо укреплять мышцы спины. Достаточно ли сильные у Вас мышцы спины можно определить при помощи маленького теста: сидя прямо на стуле, вытяните вперед руки и подержите их навесу 30-40 секунд. Вам удалось сохранить спину прямой? Хорошо. Если руки тянут Вас вперед за собой – придется серьезно трудиться, чтобы укрепить свои мышцы. Проводиться очень трудоемкая, требующая огромного терпения работа над проблемой. Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждого ученика. Ведется совместная работа с родителями. Проводится беседа с родителями об отношении к физическому воспитанию в семье. Начиная свою работу по профилактике нарушения осанки, я много прочитала литературы, пытаясь найти современные, оптимальные правильные подходы. Одним из таких решений была ритмическая гимнастика и танцевальная аэробика. Благодаря своей прошлой спортивной жизни, я и сейчас стараюсь идти в ногу со временем, не отставать от молодежи, обучаться новейшим спортивным танцевальным направлениям. Это и флешмобы, зумба, танцевальная аэробика. Zumba – это экзотическое название – ритмичное попурри из латиноамериканских, испанских, африканских, восточных танцевальных мелодий и движений, совмещенное с аэробикой. Такой вот новый фитнес на латиноамериканский манер. В этом танце есть движения из meringue, Salsa, Samba и Flamenko. Много движений бедрами, много веселья, много сожженных калорий. Захватывающая динамичная музыка, которая чередуется быстрым и медленными ритмами, делает процесс обучения легким и непринужденным. Урок построен на довольно простых ритмично повторяющихся движений. Заниматься зумбой очень легко. Танцевальные мини-комбинации составляются из очень простых движений, которые повторяются снова и снова – их с легкостью может повторить даже новичок. Движения энергичные и эмоциональные, а постоянность ритма не дает заскучать. Урок пролетает совершенно не заметно и не воспринимается как нагрузка. Моя миссия – привнести в жизнь учеников танцевальное искусство, оказать позитивное влияние на жизнь наших детей независимо от возраста и способностей, следовать передовым исследованиям в формах танцевального искусства, помочь нашим ученикам раскрыться и поверить в себя. Танцевать – это модно! Занимаясь зумбой, у детей повысилась двигательная активность, улучшилась сердечно – сосудистая, дыхательная система организма. Девочки особое внимание стали уделять осанке, своему телу. С большим удовольствием посещают уроки, самостоятельно подготавливают танцевальные движения. Физическая культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни детей. Для этого необходимо отходить от устаревших традиционных форм, методов и средств педагогической деятельности. Я считаю, что главной задачей в педагогической деятельности учителя физической культуры формировать у учащихся стремление с удовольствием заниматься на уроках, любить предмет, черпать из него только положительные эмоции. Для решения этой задачи необходимо находить и использовать разнообразие всех доступных средств и методов. В своей статье я хотела обратить внимание еще на одну находку. Занимаясь профессионально спортом, это не могло отразиться на здоровье. Травма мениска, артроз суставов. Где и у кого я только не лечилась. Но случайно, посмотрев передачу по телевидению «Правила движения» с доктором Бубновским увидела решение всех своих проблем. Партерная гимнастика. Узнала о филиале в нашем городе центра Бубновского. Обратилась в этот центр.Хотелось бы подробно остановиться на этом. Для начала рассмотрим такой термин как «гимнастика».
Гимнастика [греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю(сь)] - система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости.
Партерная гимнастика, от слова «Партер»  (фр. parterre — на земле) —система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т.п.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей:
Повысить гибкость суставов.
Улучшить эластичность мышц и связок.
Нарастить силу мышц. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах, развивать гибкость позвоночника и эластичность стоп. Регулярно два раза в неделю, посещая занятие по партерной гимнастике, я почувствовала облегчение. Боли прошли. И у меня пришла идея использовать партерную гимнастику на своих уроках. Обучение я построила по принципу «от легкого к сложному» и в игровой форме. В младших классах упражнения называли условными словами, которые, при исполнении, похожи на предмет или образ. К примеру: «лягушка», «кошечка», «колечко», «берёзка», «мостик» и т.д. Эти упражнения использую на уроках в разминке и заминке. Главная цель -научить правильно выполнять эти упражнения. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо регулярное выполнение, прислушиваться к советам и пожеланиям преподавателя. С каждым учебным годом добавляются новые упражнения, они усложняются, увеличивается количество повторений. Всё это положительно влияет на физическое развитие ребёнка. Партерная гимнастика, как для детей, так и для взрослых позволяет обеспечить максимальную разгрузку позвоночника, суставов и кровеносной системы. При этом достигается значительное укрепление всех групп мышц, улучшение подвижности суставов, эластичности связок и работы кровеносной системы. Данный вид занятий снимает усталость, раздражительность, стресс, повышает иммунитет, улучшает настроение и качество жизни. Немалое количество людей успешно борются с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и суставов. Однако многие пациенты даже не догадываются, что существует партерная гимнастика, которая несет универсальный характер и подходит абсолютно всем. Она может быть рекомендована людям практически с любыми видами заболеваний и на любой стадии. К слову, упражнения одинаковы для всех возрастов, меняется только уровень сложности выполнения задания, интенсивность. Включая партерную гимнастику на своих уроках, я стараюсь привлечь и сформировать правильный подход к своему здоровью уже в раннем возрасте. Ведь правильно исполненное упражнение- это путь к здоровью. Танцевальные упражнения, партерная гимнастика направлены на формирования осанки; укрепляются мышцы, формируется опорно-двигательный аппарат. Все это значительно повышает уровень здоровья учащихся, так как физически подготовленный организм меньше подвержен каким-либо заболеваниям. Ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Рождается чувство ответственности, склонность к активности, отсутствие лени, желание быть красивым и здоровым. Во время занятий дети познают себя, раскрывая свои физические возможности. Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения. В заключении можно сказать, что не надо искать виновных. Начни с себя. Ты! Сделай так, чтобы современный урок физической культуры стоял в ряду с другими основными школьными предметами и не был заменен субботником или подготовкой к ЕНТ. Отталкиваясь от своего личного опыта, ты понимаешь, что слова «Движение-это жизнь!» не пустая фраза, а истина. Я не профессионально владею словом, но я точно знаю, что в свои 47 лет я отлично владею своим телом и все это благодаря физической активности.
Список литературы:
1. Боген, М.М. Физическое совершенствование как основное понятие теории физической культуры / М.М. Боген // Теория и практика физической культуры
2. Зациорский, В.М. Физические качества / В.М. Зациорский. – 2-е изд. –М.: Физкультура и спорт 3. Кузнецов, З.И. Развитие двигательных качеств школьников
4.Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт
5. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе