Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО.

Подходы к преподаванию географии в 5- 6 классах в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
Российское географическое образование претерпевает серьёзную модернизацию в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Новизна новых учебных программ курса "География" (5-6 кл.) заключается в отражении идеи интеграции географических знаний, пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе "человек – природа - общество" от локального до глобального уровней познания. Меняется роль учителя географии: новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным.
Наиболее важные особенности построения курса "География", как составной части единой линии учебных программ и УМК по географии общего образования. (Особенности выбирались по принципу новизны, что нового заложено в программу).
1. Содержание построено в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода в обучении. По принципу преемственности новый курс географии объединяет материал 5-го и 6-го классов, расширяя перечень понятий и представлений учащихся, основы географических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Новый стандарт и действующие вариативные программы курса «География» (5кл.) требуют формировать не столько память обучающихся, сколько способы деятельности учащихся в работе с различными источниками географической информации.
2. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.
3. Идеологической основой отработки содержания учебного материала по географии, начиная с 5 класса, является формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся через обращение к общечеловеческим ценностям страны, территории проживания, мира в целом.
4. С введением ФГОС ООО предъявляются серьёзные требования в обучении географии к освоению информационно-образовательной среды на электронных носителях в режиме широкого использования ИКТ, мультимедиа средств, формирования ИКТ - компетентности. Использование электронных ресурсов, в т.ч. Интернет.
5. Инновационность методического аппарата новых линий УМК курса "География" основной школы требует с 5 класса строить обучение по географии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения.
Перестройка профессиональной деятельности учителей географии должна осуществляться по следующим направлениям:
Обновление структуры и содержания географического образования.
Освоение систем развивающего обучения школьников.
Формирование духовно-нравственного развития и воспитания в пространстве урока и дополнительного географического образования.
Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами предметной области знаний.
Управление качеством географического образования с ориентацией формирования метапредметного, предметного и личностного результата.
Создание условий для организации индивидуализации, дифференциации обучения, формирования индивидуальных программ, маршрутов (траекторий) обучения школьников.
Усиление практико-ориентированной направленности обучения географии.
Таким образом, новый курс географии в соответствии с главными идеями образовательного стандарта общего образования второго поколения сочетает в себе черты инновационности и традиционности.



15