Доклад «Урок — важнейшее средство формирования универсальных учебных действий»

Тема: «Урок - важнейшее средство формирования
универсальных учебных действий»



.
Когда то, очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования.
В последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
подготовки учащихся к реальной жизни,
готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
успешно решать жизненные задачи,
уметь сотрудничать и работать в группе,
быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
С 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.
За четыре года, надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником
Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?». Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).
УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках
. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура».
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны». (М.Н.Скаткин)
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату, как для учеников, так и для учителя.
Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, а еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня. Помимо этого, если урок – современный, то он целенаправленно ведёт за собой развитие и обязательно закладывает основу для будущего.
С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные. Новый образовательный результат разворачивается и через определённую последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.
Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению, к своей собственной.
Качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?


Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
· Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
· Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
· Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
· Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
· Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
· Продумать форму подведения итогов урока.
· Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности и без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Чтобы обучающихся научить учиться, т.е. сформировать УУД ,в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.


Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Всем учителям начальной школы следует перейти « от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий.
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса:
1.проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
2.организация учебного сотрудничества;
3.работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
4.проектно-исследовательская деятельность;
5.использование интерактивных возможностей ИКТ;
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Сегодня, проработав с первоклассниками год по новому стандарту, могу говорить о некоторых результатах своей работы. На основе выводов аналитической и результатов практической деятельности можно составить памятку учителям начальной школы по проектированию урока с позиции формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Ш Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
Ш Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Ш Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
Ш Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
Ш Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
Ш В центре внимания урока – дети.
Ш Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
Ш Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Чтобы понять в чём отличие современного урока, мне нужно было раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока. Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока, я выделила те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся и оформила их таблицей, которую представляю вашему вниманию.





Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа
Универсальные учебные действия

Объявление темы
Урока
Учитель сообщает
обучающимся
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей
и задач
Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование
Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся
Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление
Контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Регулятивные контроль(самоконтроль), коммуникативные

Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся
Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка) учитель консультирует
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики было при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяла мне уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Я думаю, что каждый учитель понимает, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Стихийность развития универсальных учебных действий будет находить отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.





























ПАМЯТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ УУД


Ш Любые действия должны быть осмысленными.
Это относится прежде всего к тому, кто требует действия
от других.
Ш Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Ш Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть
не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны
быть значимы для него.
Ш Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник
урока.
Ш Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
Ш В центре внимания урока – дети.
Ш Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих
силах и способностях.
Ш Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

15