Проект Моя законотворческая инициатива. Законопроект Об инклюзивном образовании в Тульской области


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова, г. Тула.
Конкурс "Моя законотворческая инициатива"
Проект закона:
«Об инклюзивном образовании в Тульской области» Выполнила: ученица 11 А класса
Федорищева Татьяна

Руководитель: учитель истории
и обществознания Рожкова Л.А.
Тула 2013
Содержание:
Введение.
Способы реализации права на образование детей с ОВЗ в Тульской области, а также в соседних регионах
Нормативно-правовая основа для реализации инклюзивного образования
Экономическое обоснование введения инклюзивного образования в Тульской области
Обоснование необходимости внедрения инклюзивного образования
Необходимость закона об организации инклюзивного образования в регионе и ожидаемые результаты законопроекта

Введение
На данный момент одним из наиболее острых и противоречивых вопросов в сфере образования является проблема инклюзивного образования. Инклюзивное образование представляет собой совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Мировое сообщество определяет инклюзивное образование как наиболее эффективное и гуманное. Такой способ организации образовательной деятельности способствует процессу вторичной социализации детей с ограниченными возможностями, а также развитию морально-нравственных качеств детей, не обладающих такими особенностями. Концепция инклюзивного образования основана на идее о равном праве детей на доступ к образованию. Процесс инклюзивного образования предполагает интеграцию детей с психо-физическими особенностями в классы детей без таких особенностей, а не формирование в учебных заведений специализированных классов из таких детей. Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В целях реализации права на образование детей ограниченными возможностями здоровья, предлагаю разработать и осуществлять закон Тульской области "Об инклюзивном образовании в Тульской области", Основной социальной задачей проекта закона является преодоление ребенком с ограниченными возможностями физиологических, психологических и социальных барьеров, возникающих в процессе социализации, общения со сверстниками.
Исходя из этого, можно сформировать следующие задачи проекта:
адаптация социальной образовательной среды в соответствии с потребностями ребенка с ОВЗ;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к учащимся с ОВЗ;
разработка специализированных методических программ и комплексов для обучения детей с ОВЗ;
повышение квалификационного уровня педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
формирование толерантного отношения детей к учащимся с ОВЗ.

1.Способы реализации права на образование детей с ОВЗ в Тульской области, а также в соседних регионах
Инклюзивное образование, как уже было сказано, признается мировым сообществом наиболее гуманным и эффективным способом получения образования людей с ограниченными возможностями. По данным мировой статистики, инклюзивное образование является официально принятым направлением в области образования в 75% стран. Успешный опыт внедрения инклюзивного образования имеют США, Япония, страны западной Европы, как, например, Великобритания и Германия.
Россия также признает приоритет инклюзивного образования над другими способами его получения детьми с ОВЗ. В ряде субъектов страны идет успешная реализация данной системы образования на практике. Проект внедрения инклюзивного образования принят и успешно реализуется в ближайших к Тульской областях: Орловской, Рязанской и Калужской.
С 2012 года в Орле действует программа «Доступная среда». Внедрение инклюзивного образования на данный момент в проекте, идет подготовка специализированных кадров и оснащение школ-ресурсных центров необходимым оборудованием.
В Рязани создан Рязанский городской центр инклюзивного образования, для детей с особенностями в развитии в Рязанской области действует 11 специальных школ и 2 школы-интерната, которые посещают 1299 воспитанников, из которых 608 - дети-инвалиды. В этих учреждениях с детьми занимаются тифлопедагоги, логопеды, дефектологи, психологи, сурдопедагоги. Кроме этого, дети обучаются на дому или занимаются в коррекционных классах. С сентября 2010 года дети с особенностями в развитии из Рязани получили возможность обучаться дистанционно. На базе школ №13, 62 и 66 Рязани предполагается внедрение модели инклюзивного образования, , а также создание «безбарьерной» среды в этих школах. Также в рамках федеральной программы «Доступная среда» в течение пяти лет в Рязанской области предполагается создание «безбарьерной» среды в 16 образовательных учреждениях области: в 3 детских садах, 9 школах, 2 средних профессиональных учебных заведениях, 2 учреждениях дополнительного образования.
В Калуге развита система дошкольного инклюзивного образования. В трех детских садах города действует программа создания безбарьерной среды. Филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Калуге проводит обучение по специальности «Инклюзивное образование». Выпускники этой специальности в будущем могут содействовать развитию инклюзивного образования в городе.
Итак, мы видим, что соседние с Тульским регионом области занимаются внедрением инклюзивного образования на разных уровнях. Наиболее успешна в этом Рязанская область, где инклюзивное образование уже функционирует на разных уровнях. Калужская и Орловская области отстают, они находятся на этапе подготовки кадров и начальной технической базы для реализации проекта инклюзивного образования.
В Тульской области также делаются первые шаги в направлении реализации инклюзивного образования. Наибольшего прогресса в этой сфере достигает административный центр – город Тула. На его примере мы и рассмотрим возможность реализации проекта инклюзивного образования в Тульской области.
Стоит заметить, что каждой категории детей с ОВЗ подходят определенные варианты обучения. Каждая категория детей-инвалидов нуждается в индивидуальном походе к организации образования в соответствии с их физическими и психологическими особенностями. К числу детей-инвалидов относятся:
1.Дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие);
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Дети с нарушениями зрения: слепые дети, слабовидящие дети, дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой.
2.Дети с нарушениями функций опорно-двигательные аппарата;
В эту группу включают детей, страдающих двигательными расстройствами, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
3.Умственно отсталые дети;
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
4.Дети с задержкой психического развития;
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.
5.Дети с нарушениями речи;
Дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
6.Дети со сложными комбинированными недостатками в развитии.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.
7.Детский аутизм.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
На 2013 год в Тульской области проживают 4,3 тыс. детей-инвалидов, из них в Туле проживают около 67 %, что составляет 3216 человек. Из них отклонения, требующие индивидуального подхода к образованию, имеют 548 детей. В таблице представлены данные по количеству детей с различными отклонениями на 2012-2103 годы в г. Тула (по сведениям ТулаСтат):
Дефект Данные по Туле на 2012-2013 г.
Дети с нарушениями восприятия 103 человека. Из них 66 человек – с нарушениями слуха, 37 – с нарушениями зрения
Дети с нарушениями функций опорно-двигательные аппарата 154 человека
Умственно отсталые дети 83 человека
Дети с задержкой психического развития 40 человек
Дети с нарушениями речи 64 человека
Дети со сложными комбинированными недостатками в развитии 36 человек
Детский аутизм 128 человек
В 2013 году в системе образования города Тулы был принят муниципальный проект «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях г. Тулы» и утвержден план его работы на 2013-2014 учебный год. В каждом районе создан ресурсный центр для внедрения инклюзивного образования. Это МБОУ-лицей № 4 имени Героя России Горшкова Д.Е. в Советском районе, МБОУГ № 20 в Центральном районе, МБОУ – лицей № 2 в Зареченском районе, МБОУ СОШ №51 в Пролетарском районе, МБОУ СОШ №63 в Привокзальном районе, МБОУ СОШ №71 в Зареченском районе. На мой взгляд, целесообразно будет не полностью перекраивать образовательную среду во всех образовательных учреждениях города, а адаптировать для инвалидов перечисленные выше ресурсные центры. Тогда мы сможем обеспечить возможность получения образования детям-инвалидам со всего города.

2.Нормативно-правовая основа для реализации инклюзивного образования
Порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями регулируется как на государственном, так и на мировом уровне.
23 августа 1993 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Статья 28 Конвенции гарантирует детям бесплатное общее образование и требует от государств-членов ООН обеспечение его доступности для всех детей.
25 апреля 2012 года Государственной Думой России была ратифицирована «Конвенция о правах инвалидов». В статье 24 закреплено право инвалидов на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Государство и участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение инвалидов в течение всей жизни.
Законодательство Российской Федерации регулирует инклюзивное образование на всей территории страны. Согласно Конституции Российской Федерации (Глава 2, статья 43), «Каждый имеет право на образование», а также «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» статьей 19 гарантирует создание необходимых условий и благоприятной среды для получения образования людьми с ограниченными возможностями.
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», вступивший в силу 01.09.2013 года, закрепляет право детей с ограниченными возможностями на получение общего образования в статье 5 (пункт 5), согласно которой создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; а также в статье 79, закрепляющей основы организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.Таким образом, мы видим, что инклюзивное образование является приоритетным направлением государственной политики в области образования, так как именно такой способ обучения людей с ОВЗ способствует их социальной адаптации и является наиболее эффективным.
3.Экономическое обоснование введения инклюзивного образования в Тульской области
Каждая категория детей требует создания особых условий обучения для детей с различными категориями отклонений. Рассмотрим подробнее, какая материально-техническая и информационная база необходима для создания доступной среды обучения для детей-инвалидов в школьных и дошкольных учреждениях. Также работа должна вестись квалифицированными педагогами, прошедшими специализированную подготовку к работе с детьми с ОВЗ.
Дети с нарушениями слуха (слабослышащие, глухие) нуждаются в специализированном оборудовании. К такому оборудованию относятся FM-системы, состоящие из микрофона (передатчика) и приемника. Для коллективного обучения детей со слуховыми отклонениями требуется закупка слухоречевых классов, как, например, класс слухоречевой КСР-01 (подходит для спецшкол или коррекционных классов). Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. Для обучения детей с такими особенностями необходимо наличие в педагогическом коллективе школы педагога-сурдопереводчика и логопеда, так как для слабослышащего ребенка важно сохранить координацию речи. Кроме того для успешной интеграции ребенка в образовательную среду необходима помощь детского психолога. Работа с такими детьми должна вестись педагогами высшей квалификационной категории, прошедшими специализированную подготовку для работы со слабослышащими детьми.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части. Необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля. Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать. Также необходима обеспечить ребенка учебными пособиями, написанными шрифтом Брайля. Со стороны педагогов требуется разработка дополнительных информационных курсов для развития зрительных способностей слабовидящего ребенка.
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус, ширина которого должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть доступной для прохождения через нее ребенком-колясочником. В школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один, а также подъемники на лестницах. Детям-инвалидам нужно выделить зону в школьной раздевалке и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами должна быть доступна для свободного передвижения на инвалидной коляске. В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников). Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте. Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см.
Вопрос об инклюзивном образовании умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития, а также детей-аутистов стоит особенно остро. Законодательно закреплено право детей в такими отклонениями на обучение в общеобразовательных классах. Однако на практике такой подход может вызвать разногласия, потому как для умственно отсталого ребенка необходима программа, соответствующая его интеллектуальному уровню. Но такая программа может замедлять интеллектуальный рост других детей, что приведет к социальным конфликтам и агрессии. Однако не стоит исключать возможность инклюзивного образования умственно отсталых детей. Для успешного приобщения их к работе и жизни в обыкновенном классе необходима разработка индивидуальной программы обучения, которая отражала бы общую программу, но была адаптирована для восприятия ребенка с отклонениями. Для работы с такими детьми необходимо привлечение педагога-психолога и преподавателей, прошедших специальный курс повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.
Дети с нарушениями речи в состоянии обучаться в общеобразовательных школах. Для этого не требуется особенное техническое оснащение, однако такие ученики нуждаются в индивидуальном подходе со стороны преподавателей, помощи психолога и логопеда. В зависимости степени отклонения могут разрабатываться специализированные дополнительные курсы для успешной адаптации детей к социальному взаимодействию.
Дети со сложными комбинированными недостатками в развитии требуют исключительно индивидуальной работы и приспособления педагога под особенности ребенка, поэтому нельзя однозначно сказать, какие средства для реализации инклюзии таких детей могут понадобиться.
Кроме того, все дети с ОВЗ нуждаются в удобных транспортных средствах, которые доставляли бы их до школ и обратно. Очевидно, что каждая школа не может быть оборудована для обучения детей с ОВЗ, потому как это потребует слишком больших материальных вложений. К примеру, если в школе ведется обучение одного или двух детей с серьезными отклонениями, нецелесообразно переоборудовать для них всю школу. Поэтому наиболее реалистичным выглядит решение создание так называемых ресурсных центров в каждом районе – школ, на базе которых будет вестись образование детей с ОВЗ. Как уже было сказано, в Туле создано 6 таких центров.
-70167572834500Однако кроме инклюзивного образования существует ряд других вариантов обучения детей с ограниченными возможностями. Их многообразие представлено в следующей схеме:
-699135-42545 Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Варианты обучения детей с ОВЗ
0 Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Варианты обучения детей с ОВЗ
Проведем сравнительный анализ расходов на реализацию различных вариантов обучения детей с ОВЗ, что поможет нам определить экономические аспекты предложенного законопроекта.
Итак, 6 школ города Тулы требуют полного материально-технического обеспечения для осуществления инклюзивного образования детей с различными категориями отклонений. Подсчитаем расходы на переоборудование этих школ в полном соответствии с требованиями и нуждами детей с ОВЗ и сравним их с затратами на домашнее обучение и дистанционное обучение того же количества детей. Так как дети с ОВЗ должны составлять не больше 10 % от общего числа учащихся школы, среднее количество учеников в представленных школах составляет 950 человек, то расчет будем вести с предположением, что в каждой школе будет вестись обучение 95 детей с ОВЗ.
Таблица 1. Финансовые расходы на материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ.
Критерии сравнения Инклюзивное образование
(Для общего количества детей) Домашнее обучение
( 1 ребенок) Дистанционное обучение
(1 ребенок)
FM-системы для слабослышащих детей. 25000 руб. – 1 школа.
150000 руб. для 6 школ - -
Наушники для слабослышащих. 10090 руб. – 1 пара
Всего: 645760 руб. - -
Установка перил 1м – 2650 руб.
Общая протяженность около 20 м в одном ОУ
53000 руб. – стоимость для одного ОУ.
Всего: 318000 руб. - -
Таблички для слабовидящих детей для ориентации в школе 750 руб. – одна табличка
Число кабинетов в ОУ около 35.
26250 руб. – стоимость для одного ОУ.
Всего: 157500 руб. - -
Пандус на входе. 20000 руб. (на 7 ступеней) – установка и монтаж пандуса в одном ОУ.
Всего: 120000 руб. - -
Установка лифта или подъемника 160 000 руб. – одно ОУ.
Всего- 960000 руб. - -
Оборудование туалетной комнаты 3 990 руб. – 1 ОУ
Всего: 23400 руб. - -
Специализированное компьютерное оборудование. - 0 руб. 14000руб.
Другие расходы (краска, крючки и т.д.) 25000 руб. - -
Итого: 2399660 руб. 0 руб. 1330000 руб.
Таблица 2. Расходы на информационно-программное обеспечение
образовательного процесса детей с ОВЗ.
Критерии сравнения Инклюзивное образование
(Для общего количества детей) Домашнее обучение
(1 ребенок ) Дистанционное обучение
(1 ребенок)
Разработка специализированной коррекционной программы обучения 10000 руб. 10000 руб. 10000 руб.
Программное обеспечение - 2200 руб. на человека.
209000 руб. – всего.
Затраты на оплату труда педагогов
Оплата труда педагогов Средняя заработная плата учителя по Тульской области: 18700 руб.
Заработная плата одного учителя за год: 168300 руб.
В 6 ОУ работают 278 педагогов.
Плата учителям за год: 46787400 руб.
174 руб. – 1 час
Число работающих педагогов: 7 чел. с одним учеником.
Нагрузка ученика: 10 ч неделю.
12180 руб. – плата учителям одного ученика за неделю.
1157100 руб. – плата учителям всех учеников за неделю.
В году 34 рабочих недель.
Плата учителям за год : 39341400 руб. -
Всего: 46797400 руб. 39351400 руб. 210000 руб.
-609603955415Рисунок 2 Затраты на реализацию инклюзивного образования
Рисунок 2 Затраты на реализацию инклюзивного образования
-6096079311500На основе приведенных в таблице данных мы можем подсчитать примерные затраты на реализацию проектов образования детей с ОВЗ по различным направлениям. Они представлены на рисунке 2.
Рис.2 Затраты на реализацию проектов образования детей с ОВЗ.
На основе приведенных данных мы можем сделать вывод, что с экономической точки зрения внедрение инклюзивного образование не является выгодным. Дистанционное обучение – обойдется муниципальному бюджету примерно на 47 дешевле, а традиционная форма обучения на дому - на 10 миллионов.

4.Обоснование необходимости внедрения инклюзивного образования
На основе проделанной работы мы можем сделать выводы о необходимости и целесообразности введения инклюзивного образования в Тульской области, определить его плюсы и минусы.
Плюсы и минусы инклюзивного образования
Положительные стороны Отрицательные стороны
Успешная социализация детей с ОВЗ Сложность материально-технического оснащения.
Повышение интеллектуального уровня детей с ОВЗ Высокие материальные затраты на создание благоприятной среды для детей с ОВЗ
Развитие толерантного отношения и уважения к детям-инвалидам у сверстников. Неготовность общества к образовательной интеграции детей с разными возможностями, что может породить возникновение социальных конфликтов и агрессии со стороны учеников и их родителей на первых стадиях внедрения инклюзивной модели образования.
Получение детьми с ОВЗ навыков общения и базовых качеств личности, необходимых для будущей успешной социальной адаптации Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка, сложность усвоения программы.
Развитие коммуникативных навыков. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
Улучшение качества жизни детей с ОВЗ. Отсутствие подготовленных профессиональных педагогических кадров для работы по программам инклюзивного образования в массовой школе.
Мы видим, что плюсы носят в основном социальный характер, а минусы – экономический. Однако в условиях правового государства и гражданского общества мы не должны опираться исключительно на экономическую сторону вопроса. Необходимо понимать важность включения детей-инвалидов в общий образовательный процесс, иначе эта категория населения навсегда останется в глазах других «ущербной». Общество и государство обязано создавать условия для успешной включенности детей с ОВЗ в общественные отношения, реализацию их прав и свобод. Мы обязаны формировать у подрастающего поколения толерантное отношение к людям с ОВЗ, а также всячески помогать им пройти и без того сложный и длительный процесс социализации, приобщения к общественным ценностям.

5. Необходимость закона об организации инклюзивного образования в регионе и ожидаемые результаты законопроекта
Изучив нормативно-правовую базу организации инклюзивного образования, состояние дел по организации инклюзивного образования в Туле и в соседних регионах, считаю необходимым и возможным принять региональный закон «Об организации инклюзивного образования в Тульской области», в котором будут уточнены условия и особенности организации инклюзивного образования с учетом специфики региона.
Закон, на мой взгляд, должен содержать в себе следующие позиции:
1. Четко определять, что понимают под инклюзивным образованием в регионе
2. Многообразие форм получения образования детьми с ОВЗ
3. Определять перечень обязательных условий для организации инклюзивного образования
4. Определять обязательный минимум финансирования на организацию инклюзивного образования
5. Определять меру ответственности каждого субъекта образовательной деятельности за организацию инклюзивного образования.
Помимо закона считаю необходимым разработку ряда подзаконных актов:
приказа Министерства образования Тульской области, регламентирующего наполняемость классов, в которых будут учиться дети с ОВЗ, деятельность медико-психолого-социального сопровождения образовательных учреждений, классов, реализующих инклюзивное образование, изменение штатного расписания в ОУ инклюзивного образования, требования к профессиональной подготовке и квалификации педагогов, занятых инклюзивным образованием, информационно-методическое сопровождение и др.,
инструктивно-методические письма (рекомендации) по изменению учебного плана ОУ, использованию специфичных образовательных технологий с учетом инклюзивного образования, использованию специального оборудования и др.
В результате принятия данной инициативы будет создано правовое поле для осуществления инклюзивного образования в Тульской области, что станет важным шагом на пути формирования правового государства и гражданского общества в стране и регионе.
В результате успешной реализации предложенного законопроекта должна быть создана доступная, адаптированная среда для получения образования детей с ОВЗ. Дети-инвалиды получат возможность общения со сверстниками, получения образования достойного уровня, они смогут почувствовать себя полноправными членами общества. Внедрение инклюзивного образования необходимо, в первую очередь, для того, чтобы люди с ограниченными возможностями развивались в социальной среде без отклонений, осознавали свою принадлежность к обществу, смогли стать активными личностями и гражданами нашей страны.

Список используемой литературы:
Конституция Российской Федерации
Постановление «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
«Конвенция о правах инвалидов»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»
Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
Д.Митчелл Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования . М. Перспектива, 2011 г.
Используемые в работе интернет-ресурсы:
www.valeocentre.ru– сайт Валеологического центра Тулы.
www.uotula.ru - сайт Управления образования администрации города Тулы.
www.tulastat.gks.ru – сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области.