Рабочая программа по биологии 11 класс (3 часа в неделю). По учебнику В.И.Сивоглазов, и др.












































Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии в 11 классе.
Рабочая программа составлена на основе учебного плана МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ» на 2015-2016 учебный год, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования от 05.03. №1089 для базового уровня. Тип программы модифицированная, составлена на основе авторской И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова, и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования для базового уровня. Использована Программа среднего (полного) общего образования по биологии автор И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов. Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации. Издательства «Дрофа», Москва, 2010.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях, которая предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Изучение курса основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в предыдущих классах, а также на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии и является базовой для некоторых специальных наук. Данная программа составляет основу и продолжает формировать у учащихся научную картину мира, как компонента общечеловеческой культуры, ответственное отношение к природе, помогает подготовить школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины. биологии.
Цели курса:
освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, методах научного познания;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии; различных гипотез (о сущности и происхождении жизни и человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи курса:
совершенствование ключевых компетенций ( учебных, познавательных, коммуникативных, общекультурной);
совершенствование саморефлексивных качеств – самоанализ, самоконтроль, самокоррекция;
совершенствование уровня владения устной и письменной речью.
Курс рассчитан на 2 недельных часа.
Для закрепления знаний, а также практических навыков, программой предусмотрено проведение лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа по технике безопасности при выполнении лабораторных работ.
При изучении курса для развития познавательной деятельности используются проблемный и частично-поисковый методы, индивидуальная работа и работа в группах. Предусмотрены задания творческого характера, продолжается работа по формированию навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой. Перед каждой темой в программе выделены основные знания и умения для обучающихся, определены формы организации учебной деятельности, уделено внимание формированию и совершенствованию ключевых компетенций. Для контроля знаний используются измерители, разработанные для каждой темы, которые содержат различные задания и тестовые задания, предусматривающие подготовку к ЕГЭ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
* основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов; клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножение. Оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности. Образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Учащиеся должны УМЕТЬ
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и наживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически оценивать её;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности т повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения а природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Учебно-методический комплект
1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Е.Т.Захарова. «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс». М.Дрофа, 2009
2. Тематическое и поурочное планирование по биологии: Общая биология. Базовый уровень.11 класс.
3. CD-диск (мультимедийное приложение) к учебнику .И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс.
4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова «Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Е.Т.Захарова. «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс».
5. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. Изд. «Дрофа», 2009г.
Эволюция
Учащиеся должны знать:
основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина;
доказательства эволюции;
факторы, причины, результаты и закономерности эволюции;
критерии вида и его структуру;
роль мутаций в эволюционном процессе, механизмы видообразования;
этапы развития жизни на Земле;
причины многообразия организмов;
основные этапы эволюции человека;
вклад выдающихся ученых в развитие эволюционной теории;
биологическую терминологию по теме.

Учащиеся должны уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
единство живой и неживой природы, причины родства живых организмов;
объяснять причины эволюции, изменяемости видов, необходимости сохранения видов;
решать элементарные биологические задачи, описывать особей по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать искусственный и естественный отборы;
находить нужную информацию о биологических объектах в различных источниках и оценивать её.


урока

Тема урока

Основные понятия
Демонстрации,
лабораторные,
оборудование
Тип урока,
формы,
методы.
Контроль знаний
Вопросы
экологии
Формирова-
ние
ключевых
компетенций
Домашнее
задание

Раздел 1. «Вид» ( 71 ч)
Тема «Развитие представлений об эволюции живой природы» (14 ч.)

1.

Развитие биологии в додарвиновский период.
Эволюция, эволюционный процесс, движущие силы эволюции, креационизм, трансформизм
Портреты К.Линнея, Аристотеля
Изучение и первичное закрепление новых знаний
проблемный, фронтальный опрос
Экологические наблюдения Ч. Дарвина во вре
мя путешест-
вия
Коммуникатив-
ная:
участие в учебном диалоге.
Уч.§4.1.стр:196-199.
Р.Т.

2.
Система органической природы К.Линнея.










Уч.§ 4.1.стр:199-200.
Р.Т.

3.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Градация, теория катастроф.
Биогеография.
Демонстрация ископаемых остат-
ков древних орга-
низмов.
Портрет Ж.Б.Ламарка
Изучение и первичное закрепление новых знаний
проблемный, индивидуаль-
ный опрос

Учебно-инфор-
мационная:
самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы.
Уч.§4.2.стр:201-202.

4.
Учение об изменчивости Ж.-Б.Ламарка





Уч.§4.2.стр:202-203

5
Естественнонаучные предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
Палеонтология, принцип корреляции, гомология органов,
Портрет Ч.Дарвина
Изучение и первичное закрепление новых знаний
частично-
поисковый, фронтальный опрос

Учебно-инфор-
мационная:
самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы.
Уч.§4.3.стр.205-208.
Р.Т.

6
Социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.





Уч.§ 4.3.стр:208-209.
Р.Т.

7.
Жизнь и труды Ч.Дарвина.
Наследственность. изменчивость, естествен-
ный отбор, борьба за существование, межвидовая, внутривидовая борьба
Гербарные экзем-
пляры растений
Изучение и первичное закрепление новых знаний,
индивидуаль-
ный опрос, карточки

Роль естествен ного отбора в формировании приспособле-
ний к условиям
среды.

Учебно-инфор-
мационная:
самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу
Уч.§4.4.стр:209-211.
Р.Т.

8.
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.





Уч.§4.4.стр:2011-214.

9.
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.





Уч.§ 4.4.стр:214-216.
Р.Т.

10.
Формы борьбы за существование.





По учеб.Захарова стр:370-371

11.
Образование новых видов.





По учеб.Захарова стр:372-375

12.
Значение теории Ч.Дарвина.





Уч.§4.4.стр:216-217

13.
Практическая работа № 1. «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»







14.
Контрольная работа № 1 по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы»







Тема «Механизмы эволюции» (22 ч)

15 – 16.
Вид: критерии и структура.
Вид, критерии вида, популяция
морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, гео-
графический критерии
Гербарные экзем-
пляры растений разных мест обита
ния, комнатные растения

Комплексное применение знаний,
урок-практикум, оценка лабора-
торной работы

Учебно позна-
вательная:
постановка цели,
определение алгоритма работы

Уч.§4.5.стр:217-219.
Уч.§4.5.стр:219-221
Р.Т.1-9.

17.
Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида»







18.
Популяция как структурная единица вида.
Популяция, плотность, численность, рождаемость, смертность популяции. Половая структура. Генофонд
Гербарные экзем-
пляры растений разных мест обита
ния, комнатные растения, рисунки,
таблицы
Изучение и первичное закрепление новых знаний,
тестовое задание

Отличие пони
мания популя-
ции генетика-
ми и эколога-
ми
Учебно-позна-
вательная:
планировать ход выполнения заданий, ставить цель
Уч.§4.6.-4.7.стр:221-228.
Р.Т.

19.
Популяция как единица эволюции.





Уч.§ 4.7.стр:225-228.
Р.Т.

20.
Эволюционная роль мутаций.





По учеб.Захарова стр:379-380

21.
Генетическая стабильность популяций.





По учеб.Захарова стр:381-382

22.
Генетические процессы в популяциях.





По учеб.Захарова стр:382-385

23.
Факторы эволюции. Наследственность и изменчивость.
Наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция

Комплексное применение знаний,
урок-практикум, оценка лабора-
торной работы
Дивергенция и конвергенция как отражение адаптаций орга
низмов к усло-
виям среды.
Учебно-позна-
вательная
планировать ход выполнения заданий, ставить цель
Уч.§4.8. стр:228-230.
Р.Т.

24.
Популяционные волны. Изоляция.





Уч.§ 4.8.стр:230-232.
Р.Т.

25.
Лабораторная работа №2
«Выявление изменчивости у особей одного вида»














Р.Т. 10-13.

26.
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
Естественный отбор, движущая форма отбора, стабилизирую-
щий отбор.
Гербарные экзем-
пляры растений разных мест обита
ния, комнатные растения, рисунки,
таблицы
Изучение и первичное закрепление новых знаний
частично-
поисковый, составление и оценивание таблицы
Экологическое
равновесие.
Коммуника-
тивная:
включаться в коллективное обсуждение проблем, участвовать в учебном диало-
ге
Уч.§4.9. стр:232-233.
Р.Т.

27.
Движущая форма отбора.





Уч.§4.9.стр:233-236

28.
Стабилизирующая форма отбора.





Уч.§ 4.9.стр:236-238.
Р.Т.

29.
Половой отбор.





По учеб.Захарова стр:389-391

30.
Адаптация организмов к условиям обитания
Адаптация, покровительствен-
ная окраска, маскировка, мимик
рия, морфологические, физиоло
гические адаптации
Коллекции, рисунки организмов