Психологический фактор в методике Смирновой Татьяны при выборе репертуара юного пианиста.


Психологический фактор в методике Смирновой Татьяны при выборе репертуара юного пианиста.
Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей современного обучения в ДМШ. Овладение игрой на инструменте дает детям круг новых знаний и навыков, помогает развитию исполнительской инициативы, что связано с активным формированием музыкальных способностей. Хочу представить Татьяну Смирнову которая является ведущем методистом Международного центра музыкального образования, автор методики «интенсивный курс по фортепиано». В своей методике при обучении на фортепиано интенсивным методом даётся сразу весь блок необходимых знаний и умений, навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подирать по слуху, транспонировать, импровизировать. Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умение и навыков, т.ё. идёт как бы развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры. В данной методике основной процесс образования сфокусирован на личности ребенка, на его воспитании, обучении и развитии в процессе общения с музыкой. Если раньше педагог занимал авторитарную позицию: «нужно делать так, как я сказал», то теперь приоритеты изменились. Во главу угла в современных условиях ставится  проблема гуманизации образования – обучение во имя развития личности ребенка. Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества творца.
И поэтому правильно выбранный репертуар играет большую роль в творческом развитии ребенка. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимся материала, учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. При подборе репертуара педагог обязан «вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность. Ведь выбор репертуара во многом определяется характером нервной организации ученика. Типичной ошибкой является "двигать" ученика ускоренными темпами без учета его возможностей, что может привести к психологическим травмам. В психологии есть термин - "фактор времени" - ни в коем случае нельзя форсировать процесс, не калечить психику ребенка, если он не готов к исполнению произведений повышенной сложности. Для преодоления заторможенности, флегматичности в характере детей будут важны пьесы с активным действием. Для учащихся с повышенной импульсивностью можно рекомендовать пьесы созерцательного характера для воспитания вдумчивости и умения вслушиваться в исполняемое произведение.
Я считаю, что при выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. В данной методике разработаны пособия – в которых произведения написаны в облегченной форме. Что позволяет ребенку почувствовать себя творцом. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Пусть играет, если это созвучно его душевным струнам! Очень скоро, выразив себя и выплеснув эмоции, ребенок поостынет. Но какую пользу он при этом получит! А педагог, наблюдая, увидит в ученике многое, может быть до того еще не понятое ему.
По моим наблюдения в дано методике идет широкое ознакомление учащегося с музыкой разных времен и стилей(сюда входят классический, джазовый и эстрадный репертуар). Учитывая особенности психологии ребенка, в основном автор остановил свой выбор на произведениях, которыми принято называть любимыми. Многолетняя педагогическая практика создателя данной методики подтверждает, что ребенок не может устоять перед подтверждает, что ребенок не может устоять перед их очарование и стремиться сыграть все пьесы. У него появляется настойчивость , трудолюбие, а рождаемая музыкой полифония положительных эмоций гармонизирует его психику, развивает и раскрывает его лучшие качества и черты характера. Развитие творческих возможностей учащихся стимулируется не только посредством интересного материала, но и убежденностью педагога в потенциальном творческом даре ребенка. В атмосфере доброжелательности и сопереживания, уважения к личности ученик легко воспринимает любые задачи. Я как педагог не должена забывать о поддержании веры ученика в собственные силы.
Обучение детей музыке - сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика-пианиста. Л. С. Выготский писал: «…творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение. Наша задача - помочь детям утвердиться в мнении, что человек не может не заниматься искусством!