Доклад на тему Формы и методы социализации детей с ОВЗ в Шербакульской адаптивной школе-интернате.


Формы и методы социализаци детей с ОВЗ
в Шербакульской адаптивной школе-интернате.
Давыдова Ольга Геннадьевна – учитель
трудового обучения КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Подготовка к труду детей с интеллектуальным недоразвитием направлена на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе и занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в адаптивной школе. Обеспечение ребенку с ОВЗ доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями тесно связано с жизнью и производительным трудом. Главными задачами трудового обучения являются: овладение учащимися системой технологических знаний, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы им для работы по определенной специальности, подготовка работников физического труда, способных самостоятельно выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. При этом большое внимание уделяется такому важному вопросу как развитие самостоятельности, активности и социализации учащихся.
В Шербакульской адаптивной школе-интернате четыре профиля профессионально-трудового обучения: столярное дело, швейное, кулинарное дело, изготовитель керамических изделий.
По данным профилям в школе созданы пять мастерских и в каждой имеется по шесть рабочих мест для учащихся. В мастерских есть необходимое оборудование, наглядные пособия для прохождения программного материала. Рабочие учебные программы составлены с учетом познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, направлены на развитие личности учащихся и способствуют их адаптации и социализации в обществе. В них четко прослеживается принцип коррекционной направленности обучения, конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития детей и овладения ими трудовыми навыками.
С целью трудовой и социальной адаптации и реабилитации учащихся с ОВЗ в конце учебного года мы должны организовывать практику по профильному обучению с выходом на производство. Но базы для прохождения практики, к сожалению, у нас в поселке нет. Поэтому, при помощи нашего оборудования и инструментов стараемся вести разнообразную работу по привитию профессионально-трудовых навыков на базе учебных кабинетов. Трудовая деятельность учащихся в учебной или производственной мастерской всегда отличаются от труда на производственном предприятии. Отличия проявляются не только в технологическом процессе, но и в организации труда (распределении заданий, контроль, учёт, время работы). Главное условие, характеризующее практику на базе своих мастерских, состоит в том, что учащиеся включаются в сферу взаимоотношений коллектива и бригады. Это позволяет подготовить выпускников к преодолению возникающих в ходе профессиональной деятельности трудностей, сформировать у них умение правильно оценивать поступки окружающих людей и делать для себя верные практические выводы – ведь задачи производственной практики не менее важны, чем овладение трудовыми навыками. Таким образом, при организации производственной практики мы продумываем задачи по адаптации школьников к технологическому процессу, к условиям труда на данном производстве, а также к тем отношениям, которые сложились бы в коллективе предприятия.
Система профессионально-трудового обучения реализуется через внеклассные мероприятия и систему дополнительного образования: классные часы, беседы, экскурсии, факультативы.
С целью развития творческих способностей обучающихся, повышения и поддержания у них познавательного интереса, самовыражения и самоопределения, успешной реабилитации и социализации детей в школе работают факультативы по декоративно-прикладному искусству. Темы занятий основываются на традициях народных промыслов народов Омской области, что помогает воспитанию толерантного отношения ко всем национальностям. Занятия способствуют проявлению и развитию индивидуальных способностей и практических навыков учащихся, повышают их статус, обогащают социальный опыт, позволят развивать личность, что приводит к коррекции нежелательных форм поведения и психологических проблем, снижает отрицательное воздействие улицы.
Ученики нашей школы систематически принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, так в 2015 году мы принимали участие в областной Олимпиаде профессионально-трудового обучения «Моя профессия», в 2016 году – принимали участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии». В ноябре 2016 года учащиеся 10 класса стали победителями заочного этапа фестиваля детского творчества в Казани.
Ежегодно работы учащихся выставляются на выставке предметной недели трудового цикла и детского творчества. Ребята зачастую становятся победителями областных конкурсов: «Радуга талантов», «Творчество без границ», «Красота спасет мир», «Славянская буквица», «Юные таланты за безопасность», «Дорога и мы», являются победителями районных конкурсов детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», «Герои рядом» «Твори выдумай пробуй» и т.д.
В школе ведется целенаправленная систематическая работа по профориентации воспитанников - организуются экскурсии в Бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Одесский казачий сельскохозяйсвенный техникум, проводятся классные и воспитательские часы.
Ежегодно педагогический коллектив Одесского техникума встречаются с ребятами школы, проводят для них Дни открытых дверей, где наши воспитанники могут получить информацию о будущих профессиях
В основном выпускники выбирают специальности, с которыми их познакомили в школе: каменщик, штукатур-маляр, а так же учатся на слесарей по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, швей, вязальщиц овощеводов  и успешно адаптируются, интегрируются  в обществе. 
Участие детей в конкурсах различных уровней изготовление подарков к праздникам «День пожилого человека» «День учителя» «Новый год» «8 Марта» «23 февраля» знаменательным датам  представляют собой  практическую значимость, так как позволяют учащимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки  социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории. Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Программные мероприятия обеспечивают, на  наш взгляд, успешное решение проблем социализации воспитанников за счет интеграции совместных усилий педагогического коллектива и гражданского сообщества. Школа работает в содружестве  с  администрациями районов  и  сельскими поселениями по месту жительства детей, с  подразделением по делам несовершеннолетних Шербакулького района. С 2012 года в школе создан отряд «Юный друг полиции» под руководством социального педагога. Наставники организуют поездки детей в музей МВД г.Омска, выезд на ледовый каток совместно с отрядом «Феникс» по противопожарной безопасности ребята готовят театрализованные представления и подарки для малышей детского сада «Солнышко». Поддерживаем тесную связь с православным духовенством, настоятелем Шербакульской церкви. Частыми гостями нашей школы являются ветераны и пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе. В школе не первый год работает отряд «Поколение». Приглашаем специалистов из ГУ «Центра занятости населения Шербакульского района»  для  участия в мероприятиях профориентационной направленности. Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей  школы с  нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми.  Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение  работы в данном направлении: работать в содружестве  с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии.
Также наши педагоги овладевают новыми знаниями делятся опытом Совсем недавно мы приняли участие в Международной конференции по инклюзивному образованию в межрайонной ассоциации инклюзивного образования выезжают с мастерклассами в Омск В День защиты детей были представлены мастер-классы по изготовлению цветов из атласных лент по вязанию крючком цветов сирени изготовлению глиняных игрушек и плетению сувениров из шпагата Дети с педагогами с удовольствием участвуют в ярмарка где могут показать свои поделки и поделиться опытом рассказав как они изготавливались
 Социализация детей с ОВЗ в школе   осуществляется постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).      В течение заключительного пребывания воспитанников в школе мы анализируем  результаты проведенной коррекции по основам социализации и межличностных отношений. Работа в данном направлении даёт положительный результат.    Мы стремимся разработать рекомендации по дальнейшему обучению, воспитанию и социально-психологической адаптации, а так же оказываем помощь в профессиональном определении выпускников школы.Не останавливаясь на достигнутом,  коллектив школы нацелен на  следующие задачи:-в рамках практико-ориентированной социальной деятельности школы   формировать у учащихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в   школе-интернате и внешкольного пространства;- стимулировать социально значимые интересы, потребности;- развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;- проводить работу  по профориентации, в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиям  жизни;- и самое главное, создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни. Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования,  трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.   Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.