Доклад Роль социокультурного комплекса в социализации детей с овз


Филиппова Елена Борисовна
Учитель начальных классов
МБОУ Ундино-Посельская СОШ
Балейский район
Роль социокультурного комплекса в социализации детей с ОВЗ
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество.
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок
Проблемы общения ребенка с ДЦП, сложности адаптации в группе сверстников приобретает все большее значение. Учитывая черты мотивационной, эмоциональной и когнитивной системы детей с ДЦП, можно с высокой долей вероятности ожидать от них недостаточное эффективное общение с окружающими. Успешность общения в данном случае важно не столько само по себе, сколько как основа для адаптации детей с особым темпом развития к школьной и более широкой социальной среде. В социализации детей с различными видами ОВЗ, в том числе и с ДЦП большую роль играет социальное окружение, а в селе социокультурный комплекс.
Социокультурный образовательный комплекс – образовательная организация, представляющая собой интеграцию общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, реализующая программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии. Социокультурный комплекс имеет практическую, реальную направленность на создание в школе комфортных условий для ребенка, на решение его проблем; опору на интересы сообщества, широкое использование потенциала сельской образовательной среды в обучении и воспитании детей с ОВЗ; нацеленность школы на оказание образовательных услуг наряду со здоровыми детьми детям с ОВЗ. Не решив социальных проблем, которые выбивают ребёнка из колеи и мешают ему нормально учиться, невозможно решать образовательные задачи. Поэтому школа на селе является центром социально-педагогической помощи семье и детям с ОВЗ. В социокультурный комплекс, в рамках которого происходит социализация детей нашего села, в том числе и детей с ОВЗ входит школа, медицинские учреждения, центр «Дар», школьный центр «Детство», Сельский Дом культуры, Краевой Центр образования для детей инвалидов, Забайкальская Общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», Балейский межпоселенческий культурно- досуговый центр. Благодаря умелой координации действий всех структур, совместной их деятельности социализация детей с ОВЗ идет благоприятно и успешно.
В 2011 году в нашу школу в 1 класс поступил ребенок –инвалид с диагнозом ДЦП. Главной задачей перед нашим коллективом стало создание надлежащих условий для реализации права детей с ограниченными возможностями на образование и творческое развитие, закрепленного в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании», наравне со здоровыми детьми.
Перед педагогическим коллективом сразу же встал ряд вопросов по организации обучения. Согласно медицинскому заключению ребенку было рекомендовано обучение на дому в объеме 8 часов в неделю. Организовав работу школьного психолого- педагогического консилиума, согласовав все вопросы с родителями и приняв во внимание то , что у ребенка был полностью сохранен интеллект, мы постарались совместно определить ему максимально благоприятный образовательный маршрут. Кроме 8 часов обучения на дому,
Никита вместе с мамой приезжал на уроки окружающего мира, изо, и даже другие предметы. Ему очень нравилось общение со своими сверстниками и каждый раз он ждал очередной поездки на уроки. И хотя было очень много проблем с моторикой рук, он успешно окончил 1 класс.
Во втором классе было решено продолжить интегрированное обучение - 8 часов на дому и посещение дополнительных уроков по желанию. Никита стал приезжать на уроки английского языка, и информатики, окружающего мира и изо. Кроме этого, начиная со второго класса Никита стал посещать кружки и внеклассные мероприятия.. В 3 классе в дополнение к основному обучению семье было предложено еще и дистанционное обучение. Классный руководитель координировала расписание и тематику дополнительных занятий с педагогом дистанционного обучения. Расширился и список кружков, посещаемых Никитой: это и клуб «Почемучка» на базе Сельского Дома Культуры, и кружок «Учимся работать в программе «Киностудия», посещал шахматный кружок.
В 4 классе дистанционное обучение отменили, но обучение на дому и в школе продолжили. Кроме этого Никита и его семья принимали и продолжают принимать активное участие практически во всех массовых мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и викторинах как школьного уровня, так районного, краевого и даже Всероссийского. Для отслеживания результатов личностного роста оформляем портфолио, где очень много грамот и дипломов. Сейчас Никита обучается в 5 классе .И по решению семьи и самого ребенка-кроме индивидульных 12 часов обучения на дому, Никита посещает почти все уроки: 3 часа английского языка, 2 часа биологии, 1 час географии, 2 часа истории, 1 час обществознания, 1 час обж, 1 час информатику, классные часы и все внеклассные мероприятия. Никита – активный участник как школьных мероприятий, так и районных. Принимает участие в шахматных турнирах, конкурсах чтецов, различных конкурсах, олимпиадах проводимых по линии Центра для детей инвалидов, культурно-досугового центра и многих других.
Таким образом, можно отметить, что социокультурный комплекс играет важную роль не только в воспитании детей, но и социализации детей, в том числе и детей с ОВЗ. Реализация всех компонентов проекта позволяет создать максимально благоприятные условия для включения детей с ОВЗ в социум, активное участие в социокультурном комплексе способствует успешной социализации.
Используемая литература:
1.Баенская Е.Р.Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд.М.,2009
2.Бурмистрова Е.В. Семья с особым ребенком.: психологическая социальная помощь//Вестник практической психологии образования.
3. . Никитина В.А. Начала социальной педагогики: учебное пособие.-М.:Флинта:Московский психолого-социальный институт, 1998.С.54
4.Симонова,Н.В.Психологические основы обучения детей с детским церебральным параличем: Методические рекомендации -М.:ГБОУ Педагогическая академия,2012
5.Шипицина,Л.М.,Мамайчук,И.И Детский церебральный паралич-СПб.: Изд. «Дидактика Плюс», 2001