Личностно-ориентированный подход на уроках технологии при реализации ФГОС




«Личностно-ориентированный подход на уроках технологии при реализации ФГОС»

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного опыта»
В личностно-ориентированном обучении позиция ученика не бездумно принимать готовый образец или инструкцию учителя, а самому активно участвовать в каждом шаге обучения – принимать учебную задачу, анализировать способы ее решения, выдвигать гипотезы, определять причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
В соответствии с годовым планом работы МБОУ ДО «ЦДЮТ» проводился тематический выезд по технологии в МБОУ: «Николаевская школа», «Партизанская школа», «Мирновская школа №2». Методистом МБОУ ДО «ЦДЮТ» изучался вопрос «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности на уроках технологии при реализации ФГОС».
В ходе выездов с целью изучения работы школ в данном направлении были проведены следующие мероприятия: изучался кадровый состав учителей и уровень их технологической культуры, как главнейшего профессионального качества; материально-техническая база кабинетов и мастерских трудового обучения; анализировались уровни учебных достижений учащихся; изучалась и анализировалась деловая документация; посещались уроки, изучалась инновационная деятельность педагогов.
Кадровый состав
В 2015/2016 уч.г. преподавание технологии в школах осуществляли 49 педагогов, из них: технический труд – 12 учителей, обслуживающий труд – 37 педагогов. По образованию кадровый состав распределился следующим образом:
- среднее специальное образование –6 человек ;
- высшее специальное образование – 28 человек ;
- среднее образование не по специальности – 3 человека;
- высшее образование не по специальности – 12 человек.
Имеют звание «Старший учитель» пятеро педагогов: Андриянова Р.Ф., Халилова С.С. (Гвардейская школа № 1), Заходская Т.Б. (Чайкинская школа), Буянов А.М. (Первомайская школ), Зубкова В.П. (Гвардейская школа-гимназия № 3).
По квалификационным категориям: высшую категорию имеют 10 учителей, 1 категорию – 8 учителей; 2 категорию – 2 учителя, специалист – 23 учителя; СЗД – 6 учителей.
Из анализа кадрового состава следует, что количество специалистов по технологии составляет всего 69,3% от общего количества. Причиной такого положения по кадровому обеспечению преподавания технологии квалифицированными специалистами являются: малая рабочая нагрузка в школе по предмету; отсутствие материально-технической базы; администрация не уделяет должного внимания подготовке своих кадров из числа выпускников.
Перечисленные причины отражаются на универсальных учебных действиях обучающихся, затрудняют подготовку к предметной олимпиаде по технологии.
В МБОУ «Партизанская школа» технологию в 5-8 классах преподает Картышева Наталья Васильевна. В 2012 году окончила РВУЗ КИПУ по специальности «Профессиональное образование. Технология изделий легкой промышленности». Педагогический стаж 3 года. Работает над проблемой «Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся». Специалист. Имеет нагрузку 21,25 ч. Является руководителем ШМО учителей художественно-эстетического цикла.
Предмет «Технология» в МБОУ «Николаевская школа» ведет Гаджиахмедова Мадина Каибхановна. В 1979 году окончила Избербашское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов». Педагогический стаж 28 лет. Преподает технологию и изобразительное искусство, имеет нагрузку 22,5 часа. Работает над проблемой: «Повышение престижности и качества творческой подготовки школьников, используя нетрадиционные материалы с применением современных информационных технологий, привлечение учащихся к выполнению проектных заданий» Курсы ПК КРИППО проходила в 2013 году по технологии, аттестовалась в 2014г, СЗД, Награждена грамотой отдела образования Симферопольской райгосадминистрации в 2013/2014 уч.г. Является председателем ПК школы.
Предмет «Технология» в МБОУ «Мирновская школа №2» в 5-8 классах преподает Булавинцева Ольга Андреевна. Закончила КИПУ в 2013 году по специальности «учитель обслуживающего труда» факультет «инженерная педагогика». Специалист. Стаж работы 2 года. Работает над проблемой «Использование инновационных технологий на уроке трудового обучения с целью повышения качества процесса трудовой деятельности и развития креативного мышления у учащихся».
Материально-техническая база
В 32 школах района для обучающихся оборудовано 35 кабинетов технологии (из них 12 мастерских технического труда и 23 кабинета обслуживающего труда). Следует отметить, что в Денисовской школе кабинет технологии совмещен с кабинетом физики, в Широковской школе - с кабинетом ИЗО и музыки. В Маленской – с кабинетом ИЗО. Отсутствуют кабинеты технологии в Кубанской, Украинской, Краснолесской, Тепловской, Кленовской школах.
Анализируя состояние материально-технической базы мастерских по технологии, можно сделать следующие выводы:
выше среднего уровня имеют МТБ 14 школ; Донская школа – 95 %, Добровская, Чистенская, Перовская школы-гимназии, Константиновская, Кольчугинская школа № 2 – 80 %, Родниковская школа-гимназия – 70 %, Чайкинская, Партизанская школы – 65 %, Гвардейская № 1, Новоселовская, Перевальненская, Первомайская школы, Гвардейская школа-гимназия № 3 – 60 %;
в 15 школах МТБ находится в удовлетворительном состоянии: Гвардейская школа-гимназия № 2, Винницкая, Денисовская, Укромновская, Урожайновская, Мазанская, Маленская, Новоандреевская, Трудовская, Пожарская школы;
в 10 школах района материально-техническая база практически отсутствует (в школах отсутствуют оборудованные мастерские, однако имеются 1-2 машины, в незначительном количестве наглядный материал): Мирновская № 1, Мирновская № 2, Тепловская, Кубанская, Краснолесская, Украинская школы.
По-прежнему слабое материально-техническое оснащение школ можно объяснить отсутствием финансирования.
В целом, материально-техническая база кабинетов технологии в школах района позволяет выполнять практическую часть учебной программы на достаточном уровне, но для более качественного ее выполнения и изложения теоретического материала недостаточно демонстрационных стендов, плакатов, коллекций; необходимо приобрести специализированное технологическое оборудование. МТБ кабинетов в ОУ района в среднем составляет 50 %.
В МБОУ «Партизанская школа» есть кабинет технологии. В нем имеется необходимая документация. Материально-техническая и учебно-методическая база кабинета трудового обучения позволяет осуществлять преподавание трудового обучения на достаточном уровне.
Учебников (обслуживающий труд) О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова 5-8 классы -3; (технический труд) В.М.Казакевич 5-8 классы -3.
В МБОУ «Николаевская школа» кабинет технологии находится в стадии оформления и оснащения МТБ. В 2015/2016 уч. г. запланировано пополнение кабинета МТБ и оргтехникой. Учебниками по технологии школа обеспечена достаточно -100 %. Оснащенность МТБ - 20-30%. Учитель собирает методическую литературу, иллюстративный и раздаточный материал, видеопрезентации, необходимый материал для работы на уроках.
В МБОУ «Мирновская школа №2» есть кабинет технологии, где проходят уроки. Уровень оснащенности учебниками по технологии: для 5 – 8 классов: 25 -30 %.
Документация
В ходе проверки изучалась деловая документация учителей. Календарно-тематическое, поурочное планирование, классные журналы, журналы регистрации инструктажей по ОТ и ТБ, папки по самообразованию большинством учителей заполняются и оформляются в соответствии с нормативными требованиями. Учителя работают по программам, рассмотренным на заседании МО и утвержденным директором школы.
Администрации школ следят за ведением школьной документации, что подтверждается приказами: «О проверке классных журналов 1-11 классов» №120-О от 22.05.15г (Партизанская школа), №34 от 01.10.15г. «Об итогах проверки рабочих программ учителей 5-11 классов»; №37 от 01.10.15 «Об итогах проверки классных журналов 5-11 классов» (Мирновская школа №2), от 10.04.2015г. № 201 «Об итогах проверки классных журналов»; от 30.12.2014г. №447 «Об итогах проверки классных журналов» (Николаевская школа).
Состояние преподавания
В ходе проверки посещались уроки. Анализируя уроки, можно сделать вывод: учителя владеют учебной программой и методикой преподавания современного урока. Уроки проводятся на высоком и достаточном методическом уровнях, носят высокую практическую направленность. Учителя используют наглядный, демонстрационный, раздаточный материал. В своей практике используют интерактивные технологии, внедряют элементы передового перспективного опыта педагогов–новаторов. В ходе уроков у учащихся формируется техническое мировоззрение и практические навыки творческой деятельности средствами проектной технологии; творческое и критическое мышление, необходимые учащимся в условиях современного развития общества и производства. На уроках создаются условия для профессионального самоопределения учащихся с учетом их личностных особенностей и интересов.
Необходимо отметить, что педагоги активно внедряют в УВП следующие современные образовательные технологии: технологию системно-деятельностного типа, проблемного, личностно-ориентированного, проектного, здоровьесберегающего обучения, игровые технологии.
Реализация личностного подхода в процессе педагогической деятельности на уроках технологии подразумевает, что учитель должен видеть в каждом подростке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, создавать такую обстановку учения и жизнедеятельности, в которой каждый подросток чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к себе, исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и недостатков подростка, понимать причины его незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству подростка, организовывать «атмосферу успеха», помогать учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях, учить подростка видеть личность в самом себе и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому, завоевывать уважение и доверие обучающихся, относиться к себе самому как к личности и быть личностью.
Гаджиахмедова Мадина Каибхановна применяет личностно-ориентированный подход. Поощряет стремления учащихся к проявлению инициативы, раскрытию своих познаний. Старается добиться личной заинтересованности ученика учебным материалом. Учитель использует индивидуальные и групповые формы работы. Учитывает психологические и возрастные особенности учащихся при отборе содержания уроков. Используются здоровьесберегающие технологии, обязательно проводится физкультминутка. С помощью учащихся проводится инструктаж по ТБ при работе с различными материалами и инструментами, соблюдаются санитарно-гигиенические требования. В конце урока комментируются и мотивируется оценки за урок. Домашнее задание носит творческий характер. Оценивание проводится различными формами: фронтальный опрос, выставки творческих работ, кроссворды.
Картышева Наталья Васильевна имеет хорошую научно-теоретическую подготовку, на уроках использует современные формы и методы преподавания своего предмета, которые активизируют мышление, деятельность учащихся. Учитель часто использует игровые моменты. Успешно организует работу в группах, дает разноуровневые домашние задания (творческие), проводит работу по формированию основных предметных компетентностей у учащихся.
Внедряет информационно-коммуникативные технологии обучения (ИКТ) в учебный процесс. При подготовке к уроку ИКТ позволяют сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. Выполнение практической работы учитель обязательно начинает с повторения правил безопасности жизнедеятельности во время работы в кабинете трудового обучения.
Булавинцева Ольга Андреевна дает основы проектной деятельности, элементы профориентации. С целью более эффективного усвоения программного материала на уроках используется демонстрационный, раздаточный материал, ИКТ. Учитель внедряет интерактивные формы и методы работы: игры, викторины, мозговой штурм, тесты, презентации проектов, различные виды уроков: урок-мастерская, урок-поиск, интегрированный урок; дает детям дифференцированные задания, с учетом их индивидуальных особенностей. Применяет здоровьесберегающие технологии: проводит физминутки, зарядку для глаз, уделяет внимание посадке детей во время практической работы, технике безопасности при работе с инструментами при выполнении изделий ДПИ.
В конце уроков учителя всегда используют метод рефлексии. Учащиеся защищают свои работы, доказывают их ценность и актуальность. Оценки за урок комментируются и мотивируются. Домашние задания носят творческий характер.
Универсальные учебные действия

ФИО
МБОУ
2013/2014
2014/2015
2015/2016

1
Картышева Н.В.
Партизанская школа
87%
79%
82%

2.
Гаджиахмедова М.К.
Николаевская школа
79%
82%
90%

3.
Булавинцева О.А.,
Мирновская школа №2
94%
78%
77%

Учителями ведется работа с одаренными учащимися.
Учащиеся ОУ района принимают активное участие в конкурсах декоративно-прикладного искусства: «Планета юных мастеров», «Умелые руки». В этом учебном году высокие результаты показали Маленская (1 место в Республиканском конкурсе «Крым в сердце моем» в номинации «Планета юных мастеров», 2 место в Республиканском конкурсе «Дорога глазами детей» в номинации «Умелые руки» (Добровская школа-гимназия им. Я.М. Слонимского). Принимали участие в Республиканском этапе конкурса «Крым в сердце моем» Николаевская и Чистенская школа-гимназия.
В 2015/2016 уч.г. на региональном этапе по технологии принимали участие 5 человек.
Результаты 2 и 3 этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии:

МБОУ
2015/2016 уч.г.


2 этап
3 этап


Д, класс
М, класс
Д, класс
М, класс

Николаевская
Призер




Донская
Победители,11

Победитель, 11. Призер, 8


Чайкинская
Призеры, 8,10

Призер, 10


Первомайская

Победители,7, 11 кл. Призер. 8кл.

Призер, 11

Чистенская
Призер, 8
Призер,11



Укромновская

Победитель, 9

Призер, 9

Денисовская
Победитель, 7.





Необходимо отметить, что учащиеся Первомайской, Донской, Чайкинской школ на протяжении последних лет являются участниками республиканских этапов Всероссийской олимпиады по технологии. На протяжении последних трех лет лидирующие позиции по обслуживающему труду удерживают обучающиеся Донской, Чайкинской школ, Чистенской школы-гимназии. По техническому труду – обучающиеся Первомайской школы.

Контроль за преподаванием
Администрация школ осуществляет контроль за преподаванием трудового обучения, что отражается в книгах внутришкольного контроля.
В соответствии с планом внутришкольного контроля в мае 2015 года в Партизанской школе проверялась эффективность организации внеурочной деятельности. С целью проверки качества и эффективности проведения занятий внеурочной деятельности были посещены итоговые мероприятия, изучена результативность работы педагогов с одарёнными учащимися. (Приказ от 22.05.2015, № 115 - О «Об эффективности организации внеурочной деятельности»). В соответствии с перспективным планом работы школы в октябре 2013 года администрацией школы проводилась проверка использования ИКТ на уроках трудового обучения и технологий (справка от 29.10.13г).
В школах проводятся предметные недели.
13.10.15г. в Мирновской школе №2 проводился семинар-практикум по технологии, где Булавинцева О.А. показывала фрагмент урока по формированию навыков самоорганизации учебной деятельности учащихся и мастер-класс по декоративно-прикладному искусству, и получила положительные отзывы от учителей района.
.
Администрациям МБОУ и учителям рекомендовано:
- продолжать оформление кабинетов технологии и пополнения МТБ с целью более эффективной работы по введению личностно-ориентированного подхода к учащимся; - продолжать работу по личностно-ориентированному подходу к учащимся на уроках технологии при реализации ФГОС;
- продолжать работу над внедрением интерактивных технологий в образовательный процесс; - продолжать работу по совершенствованию новых форм и методов работы с учащимися на уроках и во внеурочное время;
- усилить работу с одаренными учащимися через активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии и в районных конкурсах декоративно-прикладного творчества



15