Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса. В соответствии с ФГОС ООО.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ М.С. Дорохова
«____»____________2016 г.

Станица Ереминская Лабинского района Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 26 станицы Ереминской
муниципального образования Лабинский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИСТОРИИ
Класс 6
Учитель Дорохова Марина Сергеевна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы Дороховой М.С., учителя МОБУ ООШ № 26 ст. Ереминской Лабинского района, утвержденной решением педагогического совета школы (Протокол № 1 от 29.08.2016 г.)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы». – М.: Просвещение, 2014; УМК по истории России под ред. Торкунова изд-во «Просвещение», 2015
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и Историко-культурного стандарта
Учебники:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013
2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 6 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016
№ урока
Содержание
(разделы и темы)
Кол-во часов
Даты проведения
Материально-техническое оснащение
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции,
межпредметные понятия
Домашнее задание




план
факт




1
Введение. Живое Средневековье.
1
01.09

учебник
Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени».
Изучать историческую карту Средневековья.
с. 7-11


Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.)
5






2
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.
1
03.09

Учебник, атлас
Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков.
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.
Обобщать события истории франков и выделять ее этапы.
Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в формировании европейской культуры.
§1, читать документ с.14
§2, с.26 з. 3 письм.

3
Возникновение и распад империи Карла Великого.
1
08.09

Учебник, атлас
Объяснять причины появления империи Карла Великого. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.
Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
§3, с.27-32

4
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.
1
10.09

Учебник, атлас, м/м презентация
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.
Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной римской империей.
§4, с.39 отв. на вопросы

5
Англия в раннее Средневековье.
1
15.09

м/м презентация
Сравнивать королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения в государства Европы
§5, с. 46 – подг. творч. проект


Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
2






6
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
1
17.09

м/м презентация, учебник, компьютер, карта Византии
Показывать на карте местоположение Византии.
Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседями.
Объяснять причины развития наук и их влияние на культуру Византии.
§6, с.53, з. 3
§7, с.59, з. 4,5 на выбор

7
Образование славянских государств.
1
22.09

м/м презентация, учебник
Составлять рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.
Сравнивать управление государством у южных, восточных и западных славян.
Объяснять причины различия судеб славянских государств.
§8, с. 67 подготовить проект


Тема 3. Арабы в VI-XI вв.
1






8
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
1
24.09

материалы для м/м презента-ции
Изучать по карте особенности Аравии.
Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравии.
Сравнивать образ жизни аравийцев и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Рассказывать о развитии научных областей, об ученых.
Составлять сообщение (в том числе с презентацией) об арабских ученых и их достижениях, развернутый план параграфа.
§9, з.3 с.77
§10, с.84 – з.4 к главе III


Тема 4. Феодалы и крестьяне
2






9
Средневековая деревня и ее обитатели.
1
29.09

Материалы для проекта
Систематизировать информацию о феодале, крестьянах и их отношениях. Объяснять, что взаимоотношения феодала и крестьянина регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт.
Составлять кроссворд по теме.
§11, с.93 – в.7

10
В рыцарском замке.
1
01.10

Материалы для творческого проекта, м/м презентация
Объяснять смысл феодальных отношений.
Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.
§12, с. 101 творч. проект


Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
2






11
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.
1
06.10

м/м презентация (урок-путешествие)
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.
Выделять условия возникновения и развития городов.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
§13, 15;
с.110 в.2

12
Торговля в Средние века.
1
08.10

Учебник, атлас
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на материалы учебника.
§14, читать документы


Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы
2






13
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
1
13.10


Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии пап и королей. Называть причины появления движения еретиков.
§16, с.135 в.3,8

14
Крестовые походы.
1
15.10


Определять по карте основные пути Крестовых походов, комментировать их основные события.
Объяснять цели различных участников походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе Барбароссе, Ричарде Львиное Сердце, Филиппе II Августе.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на текст учебника.

§17, с.149 заполнить таблицу


Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)
6






15
Как происходило объединение Франции.
1
20.10

Карта средневековой Франции
Обсуждать состояние экономики страны, ее социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе IV Красивом, Филиппе II Августе, папе Бонифации VIII (по выбору).
§18, с.158 – составить таблицу

16
Что англичане считают началом своей свободы.
1
22.10

м/м презентация, учебник
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и ее значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
§19, с.166 в.4

17
Столетняя война.
1
27.10

м/м презентация, учебник
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Составлять логичный рассказ о причинных войны, готовности сторон, военных этапах, готовить доклад о Жанне ДґАрк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.
§20, сочинение о Жанне дАрк

18
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии.
1
29.10

м/м презентация, учебник, компьютер, интеракт. доска
Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции.
§21, с.184 закончить таблицы

19
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
1
03.11


Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, с парламентом в Англии.
§22, с. 191 з.6 подг.
сообщение

20
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.
1
II чет.
12.11

Учебник, эл. ресурс
Находить на карте и комментировать положение Германии и Италии, их отдельных частей.
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи и др. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизован-ных государств в Германии.
Определять причины ослабления императорской власти. Характеризовать политику династии Медичи.
§23, с. 191-199, ответить на вопросы


Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.
2






21
Гуситское движение в Чехии.
1
17.11

Карта «Гуситские войны», м/м презентация, карта
Характеризовать Чехию XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
§24, с. 207, отв. на вопросы

22
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
1
19.11

Карта «Англия и Франция в к. XV в.»
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и др.
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов.
Называть последствия падения Византии.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на текст учебника.
§25, 213-214 вопросы к главе


Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв.
3






23
Образование и философия. Средневековая литература.
1
24.11

м/м презентация, карта по теме, доп. литература, энциклопедии
Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире, значение понятии «корпоративное общество».
Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Комментировать поэзию средних веков.
§26, с. 223 заполнить таблицу, §27

24
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.
1
26.11

Материалы для самост. работы уч-ся
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор). Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья.
§28, §29, с. 243, подг. презентацию

25
Научные открытия и изобретения.
1
01.12

Доп. литература, энциклопедии
Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на текст учебника.
§30, с. 249, проект


Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
2






26
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
1
03.12

Карта, м/м презентация по теме
Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония).
Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание красных повязок в Китае.
Характеризовать особенности японской культуры, религии.
Называть особенности религии индийцев – индуизма.
Составлять сообщение, доклад об одной из стран с помощью электронных ресурсов.
§31, с. 6, сост. сравнит. таблицу

27
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
1
08.12

Учебник, эл. ресурс
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами.
Объяснять особенности жизни африканских народов.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
§32, с. 265-275 подготовить проект


Итоговое повторение
1






28
Наследие Средних веков в истории человечества.
1
10.12

Учебник, эл. ресурс
Объяснять смысл понятия Средневековья.
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Сравнивать отношения короля, общества и церкви в разные периоды Средневековья.
Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Защищать проекты, демонстрировать презентации.



ИСТОРИЯ РОССИИ
40







Наша Родина - Россия
1






29
Наша Родина – Россия.
1
15.12

Учебник, карты, эл. ресурсы
Давать определение исторической науке.
Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности.
Называть хронологические рамки изучаемого периода.
Формулировать при помощи учителя новые учебные задачи.
Уметь разделять исторические источники на группы.
С помощью учебника, карты объяснять смысл понятия, термина.
Стр. 6-8


Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности
5






30
Древние люди и их стоянки на территории современной России.
1
17.12

Учебник, эл. ресурс
Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря.
Участвовать в дискуссии по вопросу необходимости исторических знаний. Самостоятельно извлекать и систематизировать информацию.
Приводить примеры из истории Древнего мира как труд влиял на развитие человека.
§1, стр. 10-14, з. 3 – с.15

31
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.
1
22.12

Учебник, эл. ресурс
Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период истории человечества.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
Давать краткое описание внешности, жизни и быта древних людей. Называть основные занятия людей в древности. Характеризовать хозяйственную деятельность древних людей.
Использовать иллюстрации учебника во время своих рассказов.
Систематизировать информацию с помощью таблицы (совместно с учителем)
§1, стр.15-19; запомнить новые слова

32
Образование первых государств.
1
24.12

Учебник, эл. ресурс
Показывать на карте и называть географические объекты.
Самостоятельно добывать информацию при помощи учебника, словаря, карты, анализировать отрывки из исторических документов.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием общества.
Высказывать аргументированные собственные суждения.
§2, стр. 19-25,
работа над проектом

33
Восточные славяне и их соседи.
1
29.12


Учебник, эл. ресурс
Ставить учебную задачу с помощью учителя.
Раскрывать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием общества.
Выделять особенности исторических объектов. Объяснять особенности систем земледелия. Оценивать поведение людей, их деятельность. Участвовать в обсуждении.
§3, стр. 26-33, подготовка проекта

34
История заселения территории родного края в древности.
1
III ч.
12.01

Учебник, эл. ресурс
Планировать деятельности. Выступать с защитой собственных и групповых проектов. Оказывать взаимопомощь при подготовке и презентации проекта. Обсуждать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.



Тема 2. Русь в IX - первой половине XII в.
11






35
Первые известия о Руси.
1
14.01

Учебник, эл. ресурс
Оценивать информационную значимость разных видов исторических источников. Применять ранее полученные знания.
Анализировать информацию из отрывка летописи. Определять хронологические периоды.
Оценивать существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания.
§4, стр. 36-39, з.2 – с. 39

36
Становление Древнерусского государства. Князья Олег и Игорь.
1
19.01

Учебник, эл. ресурс
Определять существенные черты догосударственного и государственного устройства древних обществ.
Определять алгоритм познавательной деятельности (с помощью учителя).
Соотносить известные признаки государственности и примеры жизнедеятельности народа. Характеризовать деятельность первых русских князей.
Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку.
§5, стр. 40-43

37
Становление Древнерусского государства. Ольга и Святослав.
1
21.01

Учебник, эл. ресурс

§5, стр. 43-49, изучить документ – с. 48-49

38
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
1
26.01

Учебник, эл. ресурс
Применять полученные знания.
Сравнивать черты славянского язычества и христианской религии, выявляя общее и различия.
Определять основные черты политики князя Владимира.
Объяснять прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
Выражать уважение к историческому и культурному наследию.
§6, стр. 49-54, изучить документ, ответить на вопросы

39
Русское государство при Ярославе Мудром.
1
28.01

Учебник, эл. ресурс
Определять существенные черты государственного устройства.
Формулировать познавательную задачу по теме урока.
Сравнивать системы управления разных государств.
Составлять схему, давать описание ее элементов.
Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций.
Давать характеристику исторической личности.
Подтверждать примерами значение деятельности князя для укрепления Древнерусского государства.
§7, стр. 56-61, изучить документы на с.62-63

40
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
1
02.02

Учебник, эл. ресурс
Использовать карту как источник информации.
Определять значение деятельности правителей. Составлять схему.
Раскрывать историческое значение документа.
§8, стр. 64-69, подготовить доклад

41
Общественный строй и церковная организация на Руси.
1
04.02

Учебник, эл. ресурс
Применять полученные знания. Определять значение исторического события. Оценивать результаты своей учебной деятельности.
Раскрывать роль церкви в средневековых государствах.
Выделять главное из текста. Применять новые термины и понятия. Сотрудничать в малой группе.
Раскрывать роль православной церкви в укреплении Древнерусского государства.
Определять нравственные и культурные ценности прошлого и выражать к ним свое отношение.
§9, з. 1 «Думаем, сравниваем, размышляем»

42
Место и роль Руси в Европе.
1
09.02

Учебник, эл. ресурс
Определять по карте геополитическое положение Руси, называть соседей. Составлять таблицу по материалам темы 2.
Давать оценку роли Руси в международной торговле.
Раскрывать роль геополитического фактора в истории России.
Стр. 77-81, подготовить проект

43
Культурное пространство Европы и культура Руси.
1
11.02

Учебник, эл. ресурс
Выделять главные идеи художественных произведений.
Определять особенности древнерусского храма.
Определять значение понятий и терминов.
Приводить примеры шедевров древнерусской культуры, описывать их, понимать их значение. Применять полученные знания.

§10, з. 4 «Думаем, сравниваем, размышлям» - таблица

44
Повседневная жизнь населения.
1
16.02

Учебник, эл. ресурс
Формулировать познавательную задачу урока.
Составлять рассказ, опираясь на иллюстрацию, текст учебника.
Давать описание предметов быта, образу жизни представителей разных социальных слоев.
Участвовать в презентации мини-проектов. Оценивать свою деятельность.
§11, з. 4 к параграфу

45
История и культура родного края в древности.
1
18.02

Учебник, эл. ресурс
Формулировать выводы на основе уважительного отношения к истории родного края.
Получать информацию из различных источников, анализировать ее.
Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями.
Найти доп. литературу по истории родного края, подготовить сообщение


Тема 3. Русь в середине XII-
начале XIII в.
5






46
Политическая раздробленность на Руси.
1
23.02

Учебник, эл. ресурс
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения («Слово о полку Игореве»)
Давать оценку последствиям исторического события.
§12, мини-проект

47
Владимиро-Суздальское княжество.
1
25.02

Учебник, эл. ресурс
Устанавливать причинно-следственные связи событий и их последствий.
Определять сущность понятий с использованием словаря.
Анализировать отрывки из исторического источника.
Составлять описание исторического персонажа по памятке.
§13, стр. 116 – по выбору з.1-5 «Думаем, сравниваем. размышляем»

48
Новгородская республика.
1
02.03

Учебник, эл. ресурс
Описывать по карте геополитическое положение Новгородской республики.
Извлекать из источника дополнительную информацию, описывающую быт и деятельность жителей Новгорода.

§14, з.1-3 по выбору «Думаем, сравниваем. размышляем»

49
Южные и юго-западные русские княжества.
1
04.03

Учебник, эл. ресурс
Актуализировать знания из курс истории. Определять по карте местоположение объекта. Давать оценку памятникам культуры. Составлять сложный план.

Стр. 123-128, ответить на вопросы

50
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII-начале
XIII в»
1
09.03

Учебник, эл. ресурс
Составлять таблицу по теме урока, участвовать в дискуссии, формулировать вопросы по теме урока, оценивать собственные результаты учебной деятельности. Выявить последствия раздробленности, составить схему.

Составить мини-проект о нашествии на Русь с Востока


Тема 4. Русские земли в XIII – XIV вв.
10






51
Монгольская империя и изменение политической картины мира.
1
11.03

Учебник, эл. ресурс
Объяснять смысл понятия, термина, актуализировать знания.
Читать и анализировать документ. Устанавливать причины событий.
Обобщать материал темы урока в форме таблицы.
§15, стр.10 – з.4 – письм.

52
Батыево нашествие на Русь.
1
16.03

Карта, учебник, эл. ресурс
Актуализировать знания курс истории, оценивать риски, возможные последствия исторических событий.
Составлять хронологическую таблицу, определять причинно-следственные связи исторических событий.
Обсуждать и оценивать результаты своей деятельности на уроке.
§16, стр. 19 – з. 1-4 по выбору «Думаем, сравниваем, размышляем»

53
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
1
18.03

Учебник, эл. ресурс
Формулировать познавательную задачу урока. Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Находить информацию в тексте.
Раскрывать историческое значение события.
Давать характеристику деятельности полководца.
Характеризовать историческую личность.
§17, подготовить сообщение – з.1 стр. 26

54
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.
1
IV чет.
06.04

Учебник, эл. ресурс
Выражать свои чувства при описании исторического события.
Формулировать свою позицию по обсуждаемой теме. Систематизировать информацию в виде рассказа, схемы.
§18, з.3 – с.34 «Думаем, сравниваем, размышляем»

55
Литовское государство и Русь.
1
08.04

Учебник, эл. ресурс
Актуализировать знания из курса всеобщей истории.
Определять по карте исторические объекты.
Составлять рассказ с использованием различных источников. Определять причины и последствия исторического события, процесса.

§19, з. 1 «Думаем, сравниваем, размышляем»

56
Усиление Московского княжества.
1
13.04

Учебник, эл. ресурс
Формулировать познавательную задачу урока.
Использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).
Определять по карте расширение территории Московского княжества.
§20, з. 1 «Думаем, сравниваем, размышляем»

57
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
1
15.04

Учебник, эл. ресурс
Формулировать познавательную проблему урока. Называть дату, соотносить ее с историческим периодом.
Устанавливать причинно-следственные связи событий. Показывать на примерах роль личных качеств политика.
§21, з. 4 «Думаем, сравниваем, размышляем»

58
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.
1
20.04

Учебник, эл. ресурс
Систематизировать характерные черты развития культуры в форме тезисов.
Оценивать последствия ордынского ига на материальную и духовную культуру Руси.
Систематизировать информацию в виде таблицы.
§22, подготовить творческую работу

59
Родной край в истории и культуре Руси.
1
22.04

Учебник, эл. ресурс
Презентация творческих работ. Выступление с подготовленными сообщениями.
Свободно оперировать понятиями и терминами по теме, информацией о деятельности исторических личностей, использовать краеведческий материал
Работа над проектом «Александр Невский: на перекрестке мнений»

60
Повторение и обобщение по теме «Русские земли в XIII-XIV вв.»
1
27.04

Учебник, эл. ресурс
Презентация творческих работ. Выступление с подготовленными сообщениями.
Свободно оперировать понятиями и терминами по теме, информацией о деятельности исторических личностей.



Тема 5. Формирование единого Русского государства.
8






61
Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в.
1
29.04

Учебник, эл. ресурс
Формулировать проблему урока.
Использовать карту как источник информации, определять геополитическое положение России.
Определять причинно-следственные связи.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Выявлять последствия исторических процессов.
§23,з.2 «Думаем, сравниваем, размышляем»

62
Московское княжество в первой половине XV в.
1
04.05

Учебник, эл. ресурс
Описывать мотивы поступков людей.
Высказывать оценки действий людей, групп.
Графически представлять основные направления, предметы торговли.
§24, составить таблицу

63
Распад Золотой Орды и его последствия.
1
06.05

Учебник, эл. ресурс
Актуализировать знания, опираясь на сведения карты. Описывать исторические объекты по карте.
Рассказывать о положении отдельных групп людей. Приводить примеры межэтнических связей и взаимодействий.
§25, з.1 «Думаем, сравниваем, размышляем»

64
Московское государство и его соседи во второй половине XV в.
1
11.05

Учебник, эл. ресурс
Определить познавательную проблему урока.
Излагать причины, предпосылки исторических событий и процессов.
Использовать приемы исторического анализа деятельности людей по документальным источникам.
§26, работа над проектом об Иване III

65
Русская православная церковь в XV – начале XVI в.
1
13.05

Учебник, эл. ресурс
Актуализировать знаний из курса истории, ОРКСЭ. Определять значение слов с помощью словаря. Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя общее и различное.
Работа над проектами

66
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
1
18.05

Учебник, эл. ресурс
Определять познавательную проблему урока.
Сравнивать социальную структуру зарубежных стран, выделяя общие признаки.
Раскрывать роль и значение деятельности РПЦ.
Определять значение понятий и терминов, оперировать ими.
Выполнять схему социальной структуры общества.
З.3 «Думаем, сравниваем, размышляем»

67
Формирование культурного пространства единого Российского государства.
1
20.05

Учебник, эл. ресурс
Определять зависимость развития культуры от политического развития страны.
Формулировать ценностные суждения о памятниках культуры.
Использовать приемы анализа художественного произведения в историческом контексте.
§27, творческое задание

68
История и культура родного края.
1
24.05

Учебник, эл. ресурс
Систематизировать изученный материал.
Определять историю родного края как часть общей российской истории.
Презентация проектов.
Инд.задание


15