Планирование уроков литературы в 5 классе под ред. Коровиной.


Календарно-тематическое планирование по предмету
«Литература» в 5 классе
На 2013-2014 учебный год
УМК: Коровина В. Я.
Учебник: «Литература» 5 класс
Под ред. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина
М. «Просвещение», 2010г.
2ч. в неделю, 68 часов в год.

п/пСодержание тем учебного материала Кол.часовдата
план факт
I четверть (16 часов) 1 Введение. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты. Учебник литературы и работа с ним 1 2 Мифы и мифология. Раскрыть содержание понятий «миф», «мифология». Показать активное влияние мифов на последующую культуру человечества. Познакомить с различными сборниками по мифологии.
Славянские мифы. Мифы о сотворении земли. Познакомить с особенностями славянской мифологии. Дать представление о космогонических мифах.
Теория литературы: миф 1 3 Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Познакомить с терминами «фольклор» и «фольклористика». Вспомнить известные пятиклассникам жанры детского фольклора. Теория литературы: фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений) 1 4 Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром. Познакомить со сказителями. Дать первые представления о том, как пересказывается народная сказка. Теория литературы: сказка, виды сказок. Постоянные эпитеты. Гиперболы. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. 1 5 Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира. Обучение устному пересказу. 1 6 Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки. Знакомство с волшебной и героической сказкой. Развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты. 1 7 Пересказ сказки «Иван-царевич и чудо-юдо». Осмысление содержания сказки. Развитие навыков художественного пересказа. 1 8 Общее представление о древнерусской литературе (обзор). Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы и отдельными произведениями. 1 9 Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Дать представление о жанре летопись. Познакомить с отрывком из «Повести временных лет».
Теория литературы: летопись (начальное представление) 1 10-11
К /с1Кл. Подготовка и написание сочинения по теме «Сказка как жанр устного народного творчества». 2 12 М. В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру». Знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим стихотворением.
Теория литературы: юмор (начальное представление) 1 13 И. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом». Знакомство с биографией И. А. Крылова, с жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья под дубом»
Теория литературы: басня (развитие представлений), аллегория (начальное представление). 1 14 Басни Крылова. Анализ и исполнение. Знакомство с баснями «Волк на псарне», «Ворона и лисица». Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. 1 15 Урок внеклассного чтения. Жанр басни в мировой литературе. познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни. 1 16 Жанр баллады. В. А. Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Краткий рассказ о поэте. Познакомить с переводными балладами.
Теория литература: литературная сказка, баллада 1 17 Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Знакомство с историей создания сказки; черты народной сказки в произведении Жуковского. 1 18 А. С. Пушкин. Детство и начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Познакомить с детством, юностью Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта; ввести в мир пушкинской сказки.
Теория литературы: поэма. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. 1 19 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки. Знакомство с истоками рождения сюжета и с содержанием сказки. Сопоставительная характеристика героев сказки. 1 20 Сопоставление сказки «Сказки о мертвой царевне…» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна». Сопоставление литературной сказки с народной. 1 21 Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. Знакомство с различием стихотворной и прозаической речи. 1 22 М. Ю. Лермонтов «Бородино». Воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования 1 23 М. Ю. Лермонтов «Бородино». Осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.
Теория литературы: сравнение, гипербола, эпитет, звукопись, метафора, аллитерация. 1 24-25
кл\с2Подготовка к сочинению, обобщающему изучение литературной (авторской) сказки. 2 26 Н. В. Гоголь. Рассказ о писатели. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знакомство со сборником и чтение одной повести. 1 27 Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Знакомство с героями и сюжетом повести. Мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов.
Теория литература: фантастика (начальное представление) 1 28 Н. А. Некрасов. Начало литературное деятельности. «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях». Познакомить с биографией и чертами личности поэта. Знакомство с поэтическим образом русской женщины.
Теория литературы: эпитет (развитие представлений). 1 29 И. С. Тургенев. Начало литературной деятельности. история создания рассказа «Муму». Герасим в деревне и в городе. Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя. 1 30 Герасим и Татьяна. История трагической любви Герасима. 1 31 Герасим и Муму. Продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги». 1 32 Возращение Герасима в деревню. Показать духовные и нравственные качества героя. Письменная работа по предложенным темам. 1 33 Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Дать общее представление и жизни-пути Л. Н. Толстого, обучение анализу эпического произведения.
Теория литературы: сравнение (развитие понятия) 1 34 Жилин и Костылин. Обучение умению отбирать материал из текста; развитие навыков сопоставительной характеристики героев. 1 35 Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы». Работа над типом речи рассуждением; обучение работе над композицией сочинения. 1 36 Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия». Знакомство с биографией А. П. Чехова, развитие читательских умений. 1 37 Рассказы Антоши Чехонте. Развитие навыков выразительного чтения.
Теория литературы: подтекст, художественная деталь 1 38 Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Развитие любви к поэзии, устного словесного рисования.
Теория литературы: олицетворение, эпитет. 1 39 Обучение анализу лирического произведения. Обучению выразительному чтению и связному ответу, представляющему анализ стихотворения.
Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора 1 40 И. А. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. Краткий рассказ о писателе. Эстетическое и этическое в рассказе.
Теория литературы: рассказ, рассказчик 1 41 В. Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. Детство и начало литературной деятельности. жизнь детей из благополучной и обездоленно семей.
Теория литературы: портрет, пейзаж, композиция литературного произведения, сравнение. 1 42 Жизнь среди серых камней. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города
Теория литературы: деталь, контраст, авторское отношение, символ. 1 43 Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением.
Теория литературы: редактирование, композиция, логическая связь. 1 44
к/с1дом Сочинение по повестям И.С.Тургенева «Му-Му», В.Г. Короленко «В дурном обществе». Анализ сочинений. 1 45 А. И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе. Краткий рассказ о писателе. Дети и взрослые. 1 46 Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. А. Есенина «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» 1 47 П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика в сказе.
Теория литература: сказка, сказ. 1 48 К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке. Нравственный облик Фильки. 1 49 С. Я. Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательный герои в сказке. Расширение знакомства с жизнью и творчеством С. Я. Маршака.
Теория литературы: пьеса-сказка 1 50 Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Обучение работе с драматическим текстом. 1 51 А. Платонов «Никита». Комментированное чтение. Краткий рассказ о писателе.
Теория литературы: фантастика. 1 52
к/с
дом №2 В. Астафьев Рассказ о писателе. «Васюткино озеро» - автобиографический рассказ. Черты характера героя, его поведение в лесу.
Сочинение автобиографического характера. «Случай из моей жизни» 1 53 В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Знакомство с творчеством В. П. Астафьева. Обучение пересказу художественного текста.
Теория литературы: автобиографическая повесть 1 54 В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. 1 55 Рассказы о детях Саши Черного. Знакомство с творчеством Саши Черного. Юмористическое содержание рассказов.
Теория литературы: интерьер. 1 56 Русские поэты 20 века и о родной природе. Стихотворные и прозаические произведения о родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Теория литературы: эпитет, инверсия 1 57 Стихотворения Д. Кедрина и А. Прокофьева «Аленушка». Развитие навыков сопоставительного анализа двух стихотворений. 1 58 Дети и война К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Знакомство с жизнью К. Симонова. Работа над выразительным чтением. 1 59 А. Твардовский «Рассказ танкиста». Знакомство с творчеством А. Т. Твардовского. 1 60 Итоговый урок по русской литературе. Обобщение и систематизация полученных знаний. 1 61 Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы: баллада. 1 62 Даниель Дефо «Робинзон Крузо». Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. 1 63 Х. К. Андерсен «Снежная королева». Знакомство с жизнью, судьбой и творчеством писателя. Кай и Герда: что их связывает и в чем они противостоят друг другу 1 64 «В какой длинный путь она отправилась ради него…». Обучение аналитическому чтению текста. 1 65 Внеклассное чтение. Моя любимая сказка Андерсена. Литературная игра. 1 66 Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с жизнью и творчеством М. Твена. Обучение самостоятельной работе с учебником. 1 *
67 Джек Лондон «Сказание о Кише». Знакомство с жизнью и творчеством Д. Лондона. Обучение анализу темы и идеи произведения. Развитие навыков чтения 1 *
68 Итоговое контрольное тестирование 1