Конспект урока А.С. Грин Алые паруса












КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
6 КЛАСС

«Чудеса надо делать своими руками!»
(по повести А.Грина «Алые паруса»)



Учитель русского языка и литературы
МОУ ООШ д. Новое Задубенье:
Фомкина Л.А.





«Чудеса надо делать своими руками!»
по повести А.Грина «Алые паруса».
Эпиграф
Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.  Д. Гранин
Цели урока:
познакомить учащихся с повестью А.Грина "Алые паруса",  рассмотреть композицию произведения, проанализировать образы главных героев, образность речи писателя;
развивать речь учащихся, память, мышление, творческое воображение.
воспитывать любовь к русской литературе, вдумчивого читателя.
Ход урока.
Организационный момент.

Постановка темы и целей урока.  (Слайд №1  Приложения 1)
Проверка домашнего задания.
Подготовленные ученики представляют свои доклады на темы:
«Жизненный путь А.Грина. Путешествие по памятным местам» (Желательно, чтобы данный доклад сопровождался презентацией. Тогда обучающиеся смогут совершить виртуальную экскурсию по местам А.Грина)
«Творчество А.Грина».  (Слайд №2)
Работа над темой урока.
Работа со словарем.
- «Алые паруса» - какие ассоциации вызывает у вас этот образ?
- Посмотрите на слайде примеры ассоциаций, которые приводит литературовед В.В.Харчев. (слайд № 3)
“цвет глубокой радости, - символ любви,  - паруса мечты,  - романтика, ожидание, творчество,  - осуществлённое чудо,  - метафора надежды,  - торжество счастья”,  - это гармония моря и любви,  - это “прелесть духовного отражения”,  - символ победы, веры,  - символ “рая”,  -“свет, ставший теплом, и тепло, ставшее светом”                                        (В.В. Харчев).
- Найдите в словаре Ожегова значение слова «алый».
-  А.Грин пишет: (Слайд №4)
“Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль”.                    
- Какое средство художественной выразительности использует здесь А.Грин.
- С чем сравнивает автор громаду алых парусов? Почему?
Работа с текстом.
Завязка.
- Найдите в тексте завязку сюжета. С чего начинается «сказка» для Ассоль?
- Найдите этот эпизод в тексте и зачитайте.
Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без  криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять  там. Корабль подойдет величественно к самому  берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка.                        (Слайд №6)
- Давайте посмотрим, как он представлен в художественном фильме «Алые паруса», режиссер А.Птушко. (слайд № 5)
- Скажите, Эгль действительно был предсказателем? Почему он сочинил эту «сказку»?
- Какие средства художественной выразительности использует здесь автор?
Образы главных героев.
- Назовите главных героев повести.
- Ассоль. Как ее описывает автор?  Найдите в тексте, зачитайте.
Стиранное много раз ситцевое платье едва  прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее  темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая  черта Ассоль была выразительно легка  и  чиста, как полет ласточки. Темные, с  оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян  того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.                          (Слайд №7, 8, 9)
- Какие черты характера здесь прослеживаются? Докажите.
- Чем она отличалась от остальных жителей  Коперны?
- Совпадает ли ваше представление этой героини с изображениями на иллюстрациях, с героиней фильма? Почему?
- Грей. Дает ли автор подробное описание этому герою? Почему?
«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им.» А.Грин
- Как вы понимаете эти слова?  (Слайд №10)
- Проследите становление характера Грея с детства.
- Рассмотрите это героя на иллюстрациях. Таким ли вы его представляли? Почему?
- Удалось ли актеру фильма воплотить этот образ?
Развязка.
- Чем заканчивается это произведение?
- Посмотрите, как этот эпизод представлен в фильме. (слайд № 11)
- Как вы понимаете слова Грея: «Чудеса надо делать своими руками»?
Подведение итога.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
- Скажите, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?
Рефлексия
Напишите мини-сочинение. Какие чувства у вас оставили произведения А.Грина? Почему?

























Tђ Заголовок 1Tђ Заголовок 315