Конспект урока Склонение имен существительных ( 3 класс)

Конспект урока русский язык 3 класс по теме «Склонение имен существительных»

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Обучающие цели:
- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету
Воспитывающие:
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в группах ,в парах;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.
Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, массажные коврики, учебник, тетрадь, карточки-знаки, круги 3 цветов, лист самооценки.
Источники информации:
-программа дисциплины;
-технологическая карта урока;
-литература для учителя;
-учебники;
-интернет-сайты


Структура и содержание урока.

I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя, слайд 1).
Учитель.
-Ребята, вы любите сказки?
-Вам хотелось когда-нибудь побывать в сказочной стране?
- Вот сегодня, мы с вами отправляемся в сказочную страну
II Актуализация знаний. (2 слайд)
Учитель.
-Открываем тетрадь и записываем
Четырнадцатое апреля
Классная работа
1.Введение в тему (слайд3)
-В некотором царстве «Грамматика»
- В некотором государстве «Части речи» (слайд 4)
- Стоял сказочный лес под названием «Части речи» (слайд5)
- В этом сказочном лесу была поляна, которая называлась «Склонение» (слайд6)
- И на этой поляне была опушка под названием «Склонения имен существительных» (слайд 7)
- На этой опушке было три терема (слайд 9)
2.Определение окончания и рода.
Учитель.
-И вот на эту опушку прибежала кто? (Мышь) и поселилась в третьем тереме. (слайд 10)
- Пришел медведь и занял второй терем.
- Прибежала лиса и поселилась в первом тереме. (слайд 11)
Стали звери жить поживать. (слайд 12,13)
И вот разнеслась новость по всему сказочному лесу, что на сказочной поляне появились терема и там живут звери. Собрались звери на поляне и стали думать гадать, какой терем им занять. (14 слайд)
III.Сообщение темы урока. Постановка цели.
-И тут прилетела умная сова и сообщила всем (слайд 15).
Целеполагание.
-Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок?(определить признаки склонений имен существительных, научиться определять склонения слов). (слайд 16)
(ответы детей).
Физминутка. (слайд 17)
IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)
Учитель.
Прежде , чем мы с вами приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группах. (слайд18)
1.Самостоятельное изучение новой темы. ( Решение проблемы.)
-А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне, открыв учебник на (странице 30).
2.Работа в группах.
- Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3(ответы детей сначала выслушивает учитель).
3.Распределение животных по теремам. (слайд 20)
-Еще раз, на что необходимо обратить внимание? ( на окончание и род). (слайд 21)
-По цепочке определяем склонение у наших слов.
Вывод:
-Так какой вывод мы можем сделать?
-Попробуйте его сформулировать.

V.ФИЗМИНУТКА (для глаз)).

VI.Первичное закрепление знаний.
1. Работа со словами (в паре).
(слова на табличках названия деревьев распределить по склонениям) слайд 23
-Посмотрите на слайд и докажите, правильно ли расставлены слова по склонениям? Слайд 24.
Учитель.
-Запишите их в тетрадь.
-Поменяйтесь тетрадями.
-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.
-1 скл.
-2скл.
-3скл.
-А сейчас проверим (выходят по одному, расставляют по склонениям- род записан с обратной стороны).
Учитель.
Вывод:
-По каким признакам мы группируем существительные?
(Ответы детей: по роду и окончанию).
(Самооценка детей) –карточка.
VII. Закрепление знаний и умений.
1. Работа по учебнику.
Учитель:
-А сейчас что за задание мы будем с вами выполнять?
-Поможет вам«Давай подумаем»
-Какие слова не выписали?
-Объясните свой выбор.
-А поможет (карточка- «Подсказка»).
IX. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель.
- Вспомните ту цель ,которую вы поставили вначале урока?
-Достигли ее?
- Зачем надо хорошо уметь определять склонение имен существительных?
(ответы детей).
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель.
-Оцените результаты своего труда на уроке.
-Кто хочет показать их? Прокомментируйте.(круги с цветами)
-А сейчас покажем результаты труда всего класса.
- С каким настроением заканчиваем урок?
X. Информация о домашнем задании.
-Спасибо за урок! ( Слайд №25).



























Список использованной литературы
Набойщикова Н. В. Тренинговые карточки по русскому языку для
начальной школы. 1-4 классы. Волгоград: Учитель, 2003 г.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие по русскому языку. – М.: Детская литература, 2008.
3. Рик, Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://allforchildren.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]