Обучение биологии с использованием оцифрованных тестов: плюсы, минусы, перспективы.


Обучение с использованием оцифрованных тестов:
плюсы, минусы, перспективы.
Т.Б. Вилюга,
учитель биологии МБНОУ «Гимназия №44»
г. Новокузнецк
Сегодня ИКТ выступают не только как предмет изучения, но и как инструмент познания и передачи знаний. Они позволяют автоматизировать процедуру контроля, обработки и хранения информации, а также мотивировать учащихся на изучение предмета. Систематический контроль – важное звено в обучении любого предмета, в том числе и в биологии.
В прошлом учебном году в рамках реализации инновационного проекта «Модель муниципальной информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» я вошла в состав творческой группы по использованию электронных образовательных ресурсов в системе дистанционного обучения “Прометей”.
Коллегами из МБОУ «СОШ №60» были созданы и оцифрованы тесты для промежуточного и итогового контроля по биологии для 8 класса по курсу «Человек и его здоровье». Они включали не только теоритические, но и интересные практические задания. Тесное дистанционное сотрудничество между педагогами школ, участвующих в проекте, позволило скорректировать тематическое планирование так, чтобы определенные разделы программы, были рассмотрены на назначенную дату проведения тестирования (предполагалось, что это будут два урока до окончания четверти).
Школьники, принимавшие участие в эксперименте, были заранее зарегистрированы как слушатели в СДО «Прометей», получили персональные пароли и допуск к работе. Используя мобильный компьютерный класс гимназии, все учащиеся из параллели 8х классов прошли контрольное тестирование за 1, 2 и 3 четверти. Каждая тестовая работа включала 15 вопросов. Проходной балл составил – 7,5, что соответствует 50-типроцентному выполнению работы:
Балл Процент выполнения Отметка
15-14 100-93,33% «5»
13-11 86,66- 73,33% «4»
10- 8 66,66-53,33% «3»
7-0 46,66-0% «2»
Мне, как тьютору, в особом отчетном окне программы было легко проследить кто из учащихся целого класса, за какое время и на какой результат выполнил работу.

Индивидуальные продвижения отдельного ребенка тоже можно было вывести на экран учителя для того, чтобы корректировать как работу ученика, так и свою собственную.
Оставалось лишь сравнить результаты классов.
Сравнительные результаты за год по классам можно видеть в итоговом отчете.
Результаты диагностических работ по оцифрованным тестам СДО «Прометей»
2015-2016 учебный год
Класс Кол-во чел. Качественная успеваемость, %
I II III IV
8а 24 40 86 96 91
8б 23 27 75 87 92
8в 22 44 85 91 95
8г 25 43 67 72 83
Итого 94 39% 78% 86% 90%
Средний годовой показатель кач. успеваемости – 73%
Из представленных таблиц видно, что качественная успеваемость от четверти к четверти увеличивалась. Это объясняется, прежде всего, постепенной адаптацией к новым условиям проверки знаний. Стоит отметить то, что в 4 четверти, в связи с подготовкой гимназии к проведению ЕГЭ, технической возможности провести онлайн-тестирование в мобильном компьютерном классе не было, и школьникам было предложено, выполнить итоговый тест с домашнего компьютера или в кабинете информатики в любое удобное для ученика время. Хотя у ребят была реальная возможность воспользоваться и учебником, и дополнительными источниками информации при ответе на вопросы, всё же общий процент выполнения работы не отличался от такого в третьей четверти. А именно:100-%-го качественного результата добились 25%. К примеру, по окончании 2ой четверти таких ребят было – 17%. Итоги выполнения этого теста:
Учитель Класс Кол-во чел. % выполнения работы
I II III IV
Вилюга Т.Б. 8а 24 100 95 100 100
8б 23 77 100 90 95
8в 22 94 100 95 91
8г 25 87 83 86 86
Итого 93% 90 % 95% 92% 93%
Таким образом, оказалось, что дистанционное тестирование является удобным инструментом для диагностики контроля знаний, так как:
исключает субъективизм учителя, и все учащиеся в процессе оценки оказываются в равных условиях.
экономит время на проверке.
быстро устанавливает обратную связь с учеником.
позволяет ученику более ответственно подойти к выполнению заданий, так как они предлагаются каждому в индивидуальной последовательности и возможности «списать» нет! А ещё время на выполнение заданий ограничено (в настройках можно варьировать от 20 до 40 минут).
позволяет организовать самоконтроль и самооценку знаний учащимися, т.е. развивает самостоятельность.
формирует регулятивные УУД.
формирует навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению необходимой информации.
планомерно- и закономерно-организованное тестирование приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных биологических понятий.
дает возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.
формирует практический опыт учащихся по работе с контрольно-измерительными материалами для ЕГЭ.
тесты, однажды подготовленные учителем, значительно облегчают деятельность в дальнейшей практике, вносят разнообразие в методику работы.
Сегодня, при подготовке к ГИА, множество сайтов предлагают пройти онлайн-тестирование и сразу же получить результат в баллах. Конечно же, это очень удобно для школьника и стимулирует его к дальнейшим действиям по повышению качества успеваемости. В связи с введением Единого Государственного Экзамена проблема надежной оценки знаний приобрела особую остроту. К сожалению, не редки случаи, когда отметка, полученная учащимся за ЕГЭ, значительно отличается от той, которая год за годом выставлялась ему по данной дисциплине в школе. Результат итогового контроля знаний должен быть предсказуемым и являться разумным продолжением текущей оценки  знаний учащихся. А работа по оцифрованным тестам является хорошим началом для реальной оценки знаний при подготовки к будущей ГИА.
Конечно, тестирование, как форма и метод проверки, имеет и определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения количества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно списать у товарища по парте (но этого не произойдет на уроке, если учитель будет бдителен). Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий и создание банка проверочных работ из нескольких вариантов.
И ещё, тестовые проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью таких нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять виды растений и животных и др.
Планомерное осуществление контроля позволит учителю привести в систему знания, усвоенные школьниками за определенный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы. Информация о достижениях учащихся важна и для родителей, чтобы участвовать в контроле над успеваемостью своего ребенка, помогать ему преодолевать трудности в учении. Родителям учеников очень удобно в гимназическом электронном журнале отслеживать успеваемость своих детей и радоваться их победам хоть и на дистанционном, хоть и на мини, но на экзамене! Литература
1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. Полат, М. Бухаркина, М. Моисеева, А. Петров. М.:Академия, 2008. 272 с.
2.Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htmПолат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm3.Холодкова И.В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения // Информатика и образование.  2010.  № 1.  С. 87-88.
4.Подгребельная Н.И.Педагогические условия активации познавательной деятельности в системе дистанционного обучения, автореф.канд.дис., Ставрополь,2001.