Статья Трудовое воспитание детей дошкольного возраста


Изучение и анализ педагогического опыта по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
Изучив и проанализировав педагогический опыт воспитателей по теме исследования, отметим, что доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии Р. С. Буре в статье «Организация труда детей и методика руководства» выделяет следующие особенности организации труда детей в разных возрастных группах.
В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. В данном случае можно говорить о естественном разделении труда, при котором взрослый берет на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребенка то, что ему посильно. В то же время участие в труде вместе с воспитателем радует малыша, так как ставит его в положение взрослого. В процессе работы педагог помогает ребенку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребенка одновременно. Каждый из них выполняет свое задание, действует в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончании работы получает оценку педагога. Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, не испытывает никакой зависимости от них.
В процессе работы воспитатель формирует у малышей представления о последовательности действий, разъясняет требования, предъявляемые к результату. Педагог имеет возможность установить контакт с каждым ребенком с учетом его особенностей; например, один нуждается в дополнительном показе, другой - в постоянном контроле, третьему требуется помощь и т.д. В таких условиях могут успешно решаться задачи закрепления необходимых навыков, формирования умения доводить дело до конца. Чтобы привлечение детей к труду носило систематический характер, надо вести учет, кто и какие поручения выполнял, насколько овладел навыком.
В средней группе перед воспитателем стоит ответственная задача - формирование привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений, более систематическом вовлечении в труд всех детей.
Педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. Кроме того, данная форма эффективна при обучении вновь поступивших детей. Однако особое значение приобретают поручения, которые выполняются одновременно несколькими детьми, но при этом каждый из них имеет самостоятельное задание (труд рядом). Так, дошкольники принимают участие в уборке комнаты: протирают влажной тряпкой стулья, строительный материал, моют игрушки, стирают кукольное белье; на участке сгребают опавшие листья, очищают огород от мусора и камешков и т.д.
Во второй половине учебного года в том содержании труда, которым дети овладели в достаточной мере, организация поручений принимает характер коллективной деятельности. Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом являются предъявление трем-пяти участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При такой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности.
Выполнение своего задания как части общего дает ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива, а это, в свою очередь, создает возможности для осознания пользы и значимости объединения в труде, для воспитания чувства коллективизма. Ребенок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил свое задание каждый.
В коллективном труде создаются условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, формируется умение распределять работу, прислушиваться к мнению сверстников.
При организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы они заканчивали ее приблизительно одновременно. Если кто-либо отстает, воспитатель организует помощь и разъясняет: когда трудятся вместе - всегда помогают друг другу.
Очень важно, чтобы к концу пребывания в группе дети приобрели достаточный опыт работы звеном. Только при этом условии они будут подготовлены к организации коллективного труда в старшей группе.
В средней группе вводятся дежурства: с начала года - по столовой, со второй половины учебного года - по подготовке к занятиям (при условии постоянного состава группы и сформированности у детей определенных умений дежурства по столовой могут вводиться со второй половины года во второй младшей группе). Дежурный должен выполнять порученное дело самостоятельно, в определенный срок, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство - это обязанность ребенка.
Детям 5-го года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой свои действия. Поэтому организация дежурств принимает вид труда рядом: за каждым столом - один дежурный (аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям).
Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности могут быть успешными только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. Если дежурный по столовой занят достаточно, то дежурные по подготовке к занятиям нередко остаются без дела. Например, первое занятие - слушание сказки, второе - музыкальное, которое проводится в зале. При таком положении, явно нежелательном, лучше вообще не назначать дежурных или дать им конкретное задание: заранее пойти в зал (по договоренности с музыкальным руководителем), расставить стульчики, подготовить атрибуты для пляски и т.д.
В старших группах используются все три формы организации труда детей: поручения, индивидуальные и общие; дежурства; коллективный труд всей группы.
Реализуя задачу формирования новых навыков, воспитатель, так же как и в средней группе, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения в работе с детьми, требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с ребятами, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его).
Кроме того, в старших группах вводятся длительные индивидуальные поручения: в течение определенного времени дети ухаживают за посаженными растениями или поддерживают порядок в книжном уголке, в месте хранения игрушек на участке и т.д. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям.
Общие поручения в старшей группе становятся ведущей формой организации труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.
Включение детей в общие поручения дает им возможность проверить на практике сложившиеся представления о нормах поведения в коллективе: оказывать помощь товарищам, предъявлять требования к тому, кто работает без достаточной тщательности или проявляет небрежность.
Общие поручения иногда принимают характер совместной деятельности. Ее отличительной особенностью является наличие ряда последовательных операций, каждую из которых выполняет только один участник. Например: первый ребенок достает игрушку с полки и ставит на стол, второй протирает ее от пыли, третий убирает на прежнее место. Или: первый ребенок снимает с кукол белье, второй - стирает, третий - полощет и вешает на веревочку, четвертый - надевает на кукол чистое белье. При такой организации дети оказываются в зависимости друг от друга: пока игрушка не будет чистой, ее нельзя ставить на место; пока белье с куклы не будет снято, его нельзя стирать и т.д. Более того: качество работы каждого становится предметом контроля со стороны товарища. При обнаружении небрежности или ошибки он может предъявить претензии к сверстнику. Такие особенности организации обеспечивают взаимосвязь участников.
Другая особенность совместного труда - неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, получив задание протереть листья у комнатных растений, первый ребенок снимает их с подоконника, второй моет листья, третий ставит чистые растения на поддоны. Тот, кто выполняет последнюю операцию, вынужден ждать, пока не будет выполнена работа его товарищами, и он начинает торопить их. В данном случае целесообразно предложить этому ребенку дополнительное задание: прежде чем расставить вымытые растения, протереть подоконники.
Приемы, выбираемые воспитателем, зависят от характера совместной деятельности дошкольников. Например, при оформлении групповой комнаты к новогоднему празднику детям предлагается выполнить панно, используя уже известные приемы работы. Педагог заранее готовит шаблоны, несколько деталей. Это позволяет начать работу одновременно: первый ребенок обводит по шаблону деталь; второму дается лист бумаги, на котором уже обведена эта деталь, и он начинает ее вырезать; третий может начинать наклеивать деталь на общий лист, так как ему заранее приготовлены две-три детали. Закончив свое задание раньше других, первый участник приходит на помощь сверстникам.
Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, должно быть заранее продумано педагогом, с тем чтобы количество относительно самостоятельных операций не превышало трех-четырех.
В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Наличие у детей навыков хозяйственно-бытового труда, опыта, приобретенного при выполнении поручений, позволяет педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условия, когда должно проявиться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.
В старших группах имеет место коллективная трудовая деятельность, в которую включаются все дети: уборка групповой комнаты, оформление ее к празднику, уборка участка, разбивка огорода, сбор овощей и т.д. Чтобы в работе могли принять участие все дети, целесообразно разделить группу на три-четыре звена и предложить каждому относительно самостоятельное задание. Состав детей в звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, периодически меняются.
Основное внимание воспитателя во время руководства коллективным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям или какому-либо звену, например при возникновении спора.
Педагог должен заранее определить объем работы и равномерно распределить его между звеньями. Поэтому следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.
Р. С. Буре пишет, что в методике руководства коллективным трудом детей воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т.е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь ит.д.
В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.
При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединенными в звено или в несколько звеньев).
Впервые этот вопрос возникает при организации коллективных поручений, когда небольшая группа детей выполняет общее задание, состоящее из разных дел.
Безусловно, дошкольникам еще сложно определить равный объем работы для каждого участника; кроме того, одно задание им кажется менее интересным, чем другое, и они не хотят его выполнять.
Воспитатель может сам сделать все необходимое:
распределить объем работы таким образом, чтобы все дети закончили ее одновременно;
так организовать работу, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребенком поставить уверенного, рядом с неумелым - умелого и т.д.);
учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определенными детьми и пр.
Но в этом случае дошкольники не научатся самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. И воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.
Он обращает внимание на неправильность такого распределения с точки зрения учета одинакового объема работы для каждого участника. Педагог может обсудить с детьми вопрос о трудоемкости каждой операции предварительно, до распределения работы. При распределении работы в звене иногда дети-инициаторы выбирают для себя более интересное дело. Остальные могут согласиться с таким положением. Но если кто-либо тоже захочет выполнять дело, уже выбранное другим ребенком? Как следует поступить воспитателю? Как разрешить возникший спор? Педагог убеждает детей: «Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Зато в следующий раз вы должны будете уступить ему. Так будет по-товарищески. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый научится все делать, а всякое дело - важное и нужное».
Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять, что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе.
Работу дежурных в старших группах во второй половине учебного года следует организовать тоже по принципу общего труда. В таких условиях они должны самостоятельно договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что на практике дети самостоятельно, хотя и не всегда осознанно приобретают опыт распределения работы. Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.
С приобретением опыта дошкольники смогут самостоятельно распределять работу внутри своего звена, и воспитателю нужно будет только напомнить им о необходимости договориться между собой и предоставить возможность для справедливого распределения труда.
Постепенно меняется и характер воздействий педагога. От прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов он переходит к иным приемам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.
Распределение работы между детьми при организации коллективного труда всей группы имеет свои особенности