Воспитание у младших школьников позитивного отношения к труду через формирование жизненных компетентностей


Тема: «Воспитание у младших школьников позитивного отношения к труду через формирование жизненных компетентностей».
« Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания без труда и вне труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».
В. А. Сухомлинский
Трудовая деятельность – это один из факторов воспитания личности. Под воздействием трудового процесса у ребёнка коренным образом меняется самооценка, его представление о себе и об окружающем мире. Данные изменения происходят под влиянием успехов в трудовой деятельности школьника, что в свою очередь способствует изменению авторитета его в классе.
Проблема подготовки школьников к жизни и труду всегда была актуальной, но сегодня она приобретает особую значимость. Развитие новых экономичных технологий и механизмов предъявляет к человеку более жёсткие требования в отношении уровня образованности, умению адаптироваться в обществе, способности к трудовой деятельности. Чем раньше осуществляется этот процесс, тем успешнее проходит социализация личности.
Необходимо уже в начальной школе готовить учащихся к современной жизни, к тем требованиям, которым должна соответствовать личность, чтобы суметь успешно реализовать свои возможности и способности. Поэтому уже в начальных классах необходимо воспитывать у учащихся жизненные компетентности, показывающие, что именно в труде человек реализует себя как личность, создаёт благополучие себе и своей семье. Воспитывая в труде и для труда, школа пробуждает в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.
Включение в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их психики и организма, интересов и способностей. На основе возникающих в труде отношений формируются личные качества, отношение к предмету труда, углубляется экологическое, нравственное воспитание учащихся, создаются условия для развития эстетической культуры, что способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Выше сказанное способствует воспитанию позитивного отношения к труду через формирование жизненных компетентностей.
Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребёнку нужно пережить успех и радость труда, понять, что результаты его труда кому – то потребны. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.
Подготовка детей данного возраста к жизни и труду имеет свою возрастную специфику, свои задачи. Так двигательная активность, готовность к действию, присущая младшему школьному возрасту, требует использования разнообразных видов деятельности. Младшие школьники охотно включаются в деятельность, легко увлекаются, но их желания ситуативные, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Поэтому они легко охладевают к занятиям, не доводят начатое дело до конца, переключаются с одного вида деятельности на другой.
Задачи по подготовке школьников к жизни и труду успешно решаются на уроках гуманитарного, естественного, художественно – эстетического курсов, на уроках технологии и во внеурочное время. Формируя жизненно необходимые компетентности, главное, чтобы этот процесс проходил осознанно.
Эффективность воздействия труда на формирование положительного отношения к нему во многом зависит от содержания самого труда обучающихся. Одни и те же виды труда могут быть разными по содержанию. К примеру, можно просто объявить детям о том, что надо собрать семена растений для подкормки зимующих птиц. А мы проводим « Операцию» «Поможем пернатому другу!» Входе данного трудового мероприятия во время экскурсии по предмету «Окружающий мир» ознакомила детей с растениями, семена которых можно собирать в нашем регионе, просмотрели видеофильм о зимующих птицах с последующим обсуждением, приняли участие в районном конкурсе на лучшую кормушку для птиц, где заняли два первых места в разных номинациях, на самый богатый «урожай» семян, собранный детьми. Во время прогулок ребята не забывают почистить « птичьи столовые» и насыпать корм.
Подготовке учащихся к жизни и труду способствует развитие современной экономической ситуации страны. Сегодня младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как экономика, бюджет, деньги. Например, во время обеда замечаю, как ребёнок необдуманно тратит деньги на сладости. Предлагаю к следующему классному часу найти в интернете материал, связанный с историей возникновения денег, с их функцией, понятием бартера, цены, валюты и др. Дети составляют карточку семейного бюджета, знакомятся с профессиями родителей, выясняют наиболее востребованные и высокооплачиваемые специальности. На классный час приглашаем родителей, которые рассказывают, как « приходят деньги» в дом. Таким образом у ребят появляется интерес к профессиям, к труду родителей, стремление помочь семье. Возникает чувство экономии и бережливости.
Особое внимание уделяю работе по формированию у учащихся готовности и интереса к общественно полезному труду. Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель его – воспитывать у детей хозяйскую заботу о нуждах коллектива, стремление поддержать чистоту в классе и порядок в школе. Простейшей формой такого включения ребят в коллективную деятельность является дежурство. Дежурство в педагогической литературе рассматривается как составная часть общественно полезного труда по самообслуживанию, но в связи с тем, что школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе, дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоуправления. Чтобы воспитание в труде было полноценным, он должен отвечать ряду педагогических условий:
чем раньше ребёнка мы будем приобщать к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу;
радость доставляет только тот труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Лёгкий труд, не требующий ни физического, ни умственного, ни волевого напряжения, не оказывает положительного воспитательного эффекта.
В моей работе особое внимание отведено организации коллективного труда, когда трудовое задание воспринимается как данное всему классу или группе учащихся. Школьники должны почувствовать, что труд в коллективе, сообща гораздо продуктивнее и интереснее, так как присутствует возможность соревнования, стремление выполнить работу правильнее, аккуратнее. Таким образом, воспитывается ответственность не только за индивидуально выполненную работу, а за весь коллектив.
Итак, процесс подготовки младших школьников к жизни и труду направлен на приобретение ими жизненно необходимых компетентностей, для будущей трудовой деятельности, в подготовке к выбору профессии.
10.02.17г. Подготовила
учитель начальных классов
учитель высшей категории
Минаева Нина Ивановна