Проект Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО











Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО







Автор проекта:
Кавиева Р.А




Казань, 2014

Оглавление
Введение.. 3
Актуальность проекта ..4
Цель и задачи проекта 5
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)6
Жизненный цикл и этапы реализации проекта..10
Ожидаемые результаты реализации проекта..11
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта..11
Заключение. 12
Список использованных документов и источников информации... 13
Приложение...15 1. Введение.
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» вводится ФГОС ОО. Его цель: обеспечить высокое качество современного образования. ФГОС ОО имеет принципиально новую концептуальную, методологическую основу, систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ, а так же программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Всё это требует овладения современными компетенциями в области профессиональной деятельности педагога, повышения уровня его профессиональной подготовки, повышения квалификации.

ФГОС ОО: ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ.
ФГОС представляет собой систему трёх взаимосвязанных требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, ФГОС ООО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. Данный документ регламентирует уклад школьной жизни.
В его основе лежит системно - деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества российского образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.
Методологические основы стандарта изложены в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет:
систему базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смыслу человеческой жизни;
систему основных понятий, относящихся к областям предметных знаний, представленных в средней школе;
систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

2. Актуальность проекта.
ФГОС: структура и содержание
Отличием нового ФГОС от стандарта первого поколения является следующее:
Стандарт первого поколения содержал два компонента: требования к структуре основных образовательных программ и требования к обязательному уровню подготовки выпускников.
ФГОС ОО нового поколения включает три вида требований:
Требования к структуре образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и её объёму, а также к соотношению обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 9 основные общеобразовательные программы:
определяют содержание образования;
направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;
обеспечивают реализацию ФГОС с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Таким образом, принципиальным отличием новых Стандартов является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина. Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельностный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.  Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Цель и задачи проекта.
Цель проекта: Разработка и внедрение алгоритма проектно-творческой деятельности обучающихся при интеграции учебной и внеурочной деятельности при формировании универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Задачи проекта:
1. Изучение и систематизация формирования познавательных интересов и мотивов при проведении проектной работы;
2. Изучение и систематизация формирования УУД у обучающихся при проведении проектной работы;
3. Разработка творческого проекта «Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО»;
4. Подборка материала и разработка технологических карт уроков и внеклассных мероприятий;
5. Проведение игры «Юные физики»;
6. Проведение урока с применением компьютерных технологий: «Растения и животные разных материков».
7. Проведение уроков с применением компьютерных технологий: «Свойства полезных ископаемых», «Бактерии, их значение».
7. Оценка эффективности работы обучающихся.

Целевая группа проекта: учащиеся 5-х классов МБОУ СОШ.
Объект исследования: мировоззрение обучающихся;
б. Предмет исследования: использование современных
педагогических технологий.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Основная идея проекта: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей и устной речи обучающихся; формирование экологической культуры, сформировать УУД у учащихся, сформировать потребности в самостоятельном изучении школьного и дополнительного материала, развитие культуры коллективной и групповой работы.

На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы.
Современный дидактический принцип личностно – ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая должна обеспечить достижение четко спланированных результатов обучения.
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.
Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения – диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.
В дидактике выделяют основные группы технологий, одна из которых:
технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Одна из важнейших задач развивающего обучения – активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умения самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно и критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активирующих действий, вопросов учащихся, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференциального и индивидуального подхода.
Знакомство с проблемным изложением, частично-поисковым и исследовательскими методами обучения и различение уровней усвоения знаний позволяет перейти к рассмотрению проблемного обучения – необходимого элемента современной схемы обучения. Проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Последняя определяется в педагогической литературе, как состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознанное субъектом, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности.
Возникновение проблемной ситуации означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное. Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.
Табл. № 1 Этапы решения проблемы.
Название этапа
Суть этапа
Прием учебной работы

1. Осознание проблемы,
вскрытие противоречий
Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе
Установление причинно следственных связей, нахождение разрыва в связях

2. Формирование гипотезы
Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа
Выдвижение гипотезы

3. Доказательство гипотезы
Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения
Обоснование гипотеза

4. Общий вывод
Обогащение ранее сформулированных причинно–следственных связей новым содержанием
Установление причинно-следственных связей


На 1 этапе необходимо выполнить следующие действия:
внимательно прочитать вопрос;
найти условие и требование вопроса;
определить, что дано в условии и что требуется найти;
вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении;
какие причинно-следственные связи его объясняют;
сопоставить ранее полученные знания и новую информацию;
выяснить на основании такого сопоставления противоречие, скрытое в вопросе.
II этап. Необходимо высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта, сформулировать гипотезу.
III этап. Надо поставить новый вопрос; исходя из предположений, высказываемых в гипотезе, ответить этот вопрос; по возможности проверить свой ответ.
IV этап. Необходимо выполнить следующие действия: ответить на вопросы: 1) какие новые знания вы получили? 2) что вы узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?
V этап. Проверка правильности решения.

Примеры проблемных заданий.
1. Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана? Как извержение вулкана влияет на воздушную оболочку, на воды суши?
2. Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Объясните свой ответ (V класс).
3. Рассмотрите карты и установите, почему озеро Чад относится к пресным озерам (вода его чуть солоноватая), ведь оно лежит в бессточной области?
4. Учитывая влияние каждого из известных вам климатообразующих факторов, объясните причины более сурового климата Антарктики по сравнению с Арктикой (V-VI класс).
5. Площадь бассейна Атлантического океана, омывающего нашу страну, невелика. Чем объясняется значительное влияние их на климат России?
6. Крупнейший остров на земном шаре – Гренландия, что в переводе на русский язык означает « зеленая страна ».
Почему этот остров, более чем на 80% покрытый ледниками, так называется?
7. Как называется эта удивительная точка земного шара, где Полярная звезда стоит прямо над головой, где со всех сторон юг, нет деления времени на дни и ночи, где можно совершить кругосветное путешествие, повернувшись на 360є?
8. К окошку почтальона, где принимают телеграммы, рано утром 1 января подошел мужчина.
Срочно примите телеграмму, - сказал он, - « Поздравляю c наступающим новым годом!»
Такую телеграмму, товарищ, лучше было бы давать вчера, - как бы сожалея о чем-то, заметила работница почты.
Ничего, успеет, пишите адрес: « Город Москва »
Успеет ли телеграмма попасть к новому году в Москву, если известно, что приведенный выше разговор происходил где-то на Дальнем Востоке?
9. Какие широты принято называть высокими, какие - '' ревущими '', какие - ''конскими ''?
10. Из дневника путешественника.
'' Новая Зеландия, 22 декабря. Летнее солнце нещадно печет''
Правдоподобно ли это? Летнее солнце в декабре!
11. Можно ли самую высокую гору на Земле утопить в бездне самой глубокой океанической пучины?
12. Где на Земле может замерзать вода даже при положительной температуре?
Примеры создания проблемных ситуаций на уроках.
Так, например, в курсе географии в 6 классе изучается тема '' Абсолютная и относительная высота''. Дается понятие об этих высотах, указывается с помощью каких измерительных приборов можно определить высоту берега реки, холма и т. д. Объясняется устройство приборов (нивелир, эклиметр), и принцип измерения им высоты. В конце урока делается вывод, что можно определить относительную и абсолютную высоту любой точки земной поверхности. В заключение учитель задает вопрос, который для учащихся пока является неразрешимым: они еще не изучали тему ''Давление воздуха'', не знаком
·ы с его изменением и с прибором барометром - высотомером.
- Можно ли измерить высоту горы?- спрашивает учитель.
Учащиеся, не колеблясь, отвечают утвердительно.
- А как это сделать?
Полагая, что для ответа на вопрос, полученных знаний достаточно, учащиеся предлагают измерить гору с помощью рулетки, нивелира, эклиметра, отсчета шагов, самолета. При вопросе: ''как ''- некоторые ученики начинают создавать различные картины, которые вызывают смех остальных. Например, идут альпинисты и тянут за собой рулетку (а на пути пропасти, ущелья), или совершают подъем по отвесной скале и ставят нивелир, или отсчитывают шаги и т. п. После неудачных попыток учащихся ответить на поставленный вопрос (преждевременная проблема) учитель говорит, что высоту любой горы измерить можно. А как это сделать – вы узнаете в дальнейшем.
Таким образом, используя метод проблемного обучения, я хотела бы разработать и внедрить в учебный процесс свой проект «Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО».





5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2015г - 2020 г.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – выбор темы и планирование работы;
Аналитический – сбор материала;
Обобщения информации – структурирование проекта;
Представления полученных результатов работы над проектом – презентация.
Программа проектных мероприятий

Комплекс мер
Место проведения
Срок проведения
Ответственный


Этап 1


Реализация проекта
МБОУ СОШ №1.
2015 – 2020 г.
Преподаватели природоведения, биологии

1.
Разработка творческого проекта «Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО»

январь – сентябрь 2015г.
Кавиева Р. А

2.
Подборка материала и разработка технологических карт уроков и внеклассных мероприятий

2015 – 2020 г.
Преподаватели природоведения и биологии

3.
Проведение открытых уроков в игровой форме
Кабинет биологии и географии
2015 – 2020 г.
Кавиева Р. А

4.
Проведение уроков с применением компьютерных технологий
Кабинет биологии и географии
2015 – 2020 г.
Кавиева Р. А


5.
Проведение интегрированных уроков
Кабинет биологии и географии
2015 – 2020 г.
Кавиева Р. А



6
Проектирование уроков на основе применения системно – деятельностного метода
Кабинет биологии и географии
2015 – 2020 г.
Кавиева Р. А

7
Оценка эффективности работы обучающихся

2015 – 2020 г.
Кавиева Р. А


Этап 2

1.
Подведение итогов
Методический кабинет
май 2020 г.
Преподаватели природоведения



6. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Повышение качества знаний обучающихся в области природоведения, биологии и географии;
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей и устной речи обучающихся;
3. Формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном изучении школьного и дополнительного материала;
4. Сформирование УУД у учащихся,
5. Развитие культуры коллективной и групповой работы;
6. Развитие творческого кругозора обучающихся.


6.1 Прогнозируемые социальные эффекты

1
2

Стейкхолдеры
Социальные эффекты

Обучающиеся
Адаптация в средней школе

Родители
Взаимодействие «семья – школа»

Педагогический коллектив
Интеграция предметов




7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1
2
3

Критерий эффективности
Условие (%)
Измеритель

Удовлетворительная реализация проекта, улучшение качества процесса усвоения материала по предмету в образовательном учреждении
25%
Тест



Заключение.
Возникновение и развитие интереса учащихся к естественным наукам происходит под действием многочисленных факторов и разнообразных условий, влияние которых проявляется в процессе обучения.
Эмоциональный путь развития интереса школьников выдвигает на первый план условия сопряжения с переживаниями таких чувств, как любопытство, удивление, успех и так далее.
Экспериментальные данные подтверждают, что решающим фактором формирования и развития индивидуальных интересов являются характер и качество учебных занятий. Следовательно, появление глубокого интереса у учащихся к естественным наукам определяется качеством обучения, методами подготовки урока, то есть содержанием и познавательной деятельностью учащихся, входящих в их состав стимулов и условий. Исходя из этого, мы приходим к следующим выводам.
1. Формируя познавательный интерес в процессе обучения, учитель ведет целенаправленную деятельность по развитию умственных сил и мышления учащихся, привитию культуры умственного труда.
2. Задача развития мышления решается через усвоение учебного материала, через организацию познавательной деятельности, при которой обучаемые вовлекаются в основные мыслительные операции и выполняют учебные действия, способствующие формированию интеллектуальных умений.
3. Познавательный интерес – один из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Правильное методологическое преподавание содержания, выбор методов и приемов обучения – это область творчества учителя, стремящегося добиться мыслительной работы учащихся на уроке, обеспечивающей развитие познавательного интереса.
В ходе реализации данного проекта ожидаю:
активное вовлечение обучающихся во внеклассную работу,
повышение успеваемости,
бережное отношения к природе, формирование экологической культуры,
формирование УУД у учащихся,
формирование потребности в самостоятельном изучении школьного и дополнительного материала,
развитие культуры коллективной и групповой работы,
формирование коммуникативной компетенции.





Список использованных документов и источников информации.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
Баринова И.И. Современный урок географии. – ''Народное образование'' Москва, 2012г.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – Москва, 2000г.
Вилькеев Д.И. Проблема развивающего обучения в педагогической психологии. – Журнал '' Наука и школа '' № 3-4, 1999г.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. – Москва, 1995г.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – Москва, 2001г.
Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – '' Пеленг '', Томск, 1992г.
8. Дворникова Г.В. Развитие мировоззрения учащихся при изучении
современной физической картины мира // Физика в школе. - 2002. - №3. -С.54.
9. Душина И.В. Методика и технология обучения географии. – Москва, 2002г.
10. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – Москва, 1986г.
11. Душина И.В, Таможняя Е.А, Пятунин В.П. Методика и технология обучения географии в школе. – Учебное пособие. Москва, '' Астрель'', 2002г.
12. Журнал '' География в школе'': 1999г, 2000г, 2001г.
13. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986 г.
14. Курамшин И.Я. Интеграция естественнонаучных дисциплин в профильных классах средней общеобразовательной школы / И.Я. Курамшин, Т.В. Куренёва – Казань: РИЦ «Школа»,2001. - 208с.
15. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников Издательство «Учитель» 2011 г.
16. Махмутов М.И, Ибрагимов Г.И, Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. – Казань, 1993г.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва, 2000г.
18. Нагорный Б.А. Занимательные географические вопросы. – Москва, 1968г.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - Москва, 2000г.
20. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высш. школа, 1990. - с. 236-260.
21. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – Москва, 1991г.
22. Панчешникова Л.М. Методика преподавания географии в средней школе. – Москва, 1997г.
23. Примерная программа для среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень). - М: Дрофа, 2005.
24. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.–М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 528с.
25. Профильное и предпрофильное обучение в школе. Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2001г.
26. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», который зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Учебное пособие. '' Народное образование '', Москва, 1998г.
28. Сластенин В.А, Исаев И. Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика. '' Академия '', Москва, 2002г.
29. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Москва, 2000г.
30. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса:
М.-1990.
Интернет – ресурсы:
31. CD – диск: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 5-9 класс».
32. Справочный информационный портал: http://www. gramota. ru;
33. Образовательный портал (учебные пособия): http://www. language. edu. ru;
34. Электронная библиотека: http://www. etextlib. ru
35. http://www. nsportal.ru
36. http://www.1 sentyabrya.ru
37. http://www .pedsovet.su
38. Электронные справочники ФГОС – www.protema.ru/go/spr .
39. Рабочие программы по предметам по ФГОС Соната ПРО – www.protema.ru/go/proall .
40. УМК Соната ПРО – www.protema.ru/go/act .







ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Проект урока по природоведению на основе применения системно – деятельностного метода обучения для учащихся 5 класса.
Разработала: учитель биологии МБОУ СОШ № 1 г. Казани - Кавиева Роза Абдулловна.
Тема урока: «Растения и животные разных материков»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: сформировать представления об особенностях растительного и животного мира разных материков.
Планируемый результат:
Личностные:
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные:
Знать особенности растительного и животного мира разных материков.
Работать с текстом и рисунками учебника.
Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.
Предметные:
Выделение особенностей растительного и животного мира.
Определение принадлежности объектов к определённой группе.
Овладение методами биологической науки.
Задачи урока:
Воспитывающие: воспитывать у учащихся эстетические чувства и бережное отношение к природе.
Развивающие: развивать у учащихся умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.
Обучающие: научить учащихся оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.

УУД:
Личностные: формирование любви, бережного отношения к природе.
Коммуникативные: умение работать в группах, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничая друг с другом.
Регулятивные: развитие регуляции учебной деятельности.
Познавательные: умения давать определения понятиям, делать выводы, умения наблюдать, оформлять мыслительные операции в виде таблиц, рисунков.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Растительный мир - флора
Животный мир - фауна
Оборудование: географическая карта полушарий; таблицы из серии «Растительный мир материков», «Животный мир материков».

Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Создание условий для мотивирования на тему урока
Называют тему урока.
Регулятивные:
Организация деятельности.
Личностные: Эстетическое восприятие природы.

2. Актуализация знаний
Предоставляет материал , позволяющий осуществить переход к изучению нового материала
Вспоминает изученный материал, который связан с формулировкой проблемы.
Регулятивные:
Оценка того, что усвоено.
Личностные: Смыслообразование на основе развития мотивации.

Мы продолжаем изучение растительного и животного мира. Сегодня на уроке рассмотрим, где обитают разнообразные представители. Изучим их особенности.

Создание проблемной ситуации.
Создает проблемную ситуацию – изучить разнообразие материков, их растительный и животный мир.
Вступает в диалог с учителем.

Регулятивные:
Целеполагание.
Познавательные:
Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные:
Умение слушать учителя.

Сегодня на уроке познакомимся с новой темой и будем говорить о растительном и животном мире разных материков. Как вы думаете, растения и животные, обитающие на разных материках, одинаковы или нет? А вы знаете, где выращивают рис или где обитает панда? Как называется наш материк? Отличается наш растительный и животный мир от других материков?

4.Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи
Предоставляет конфликтный материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.
Проявляет познавательную инициативу.


Регулятивные:
Целеполагание.


Кто такая большая панда и где она живёт? С какими представителями живой природы Африки вы знакомы?




Этап планирования.
Предоставляет материал, с которым работают учащиеся.
Работа в группах, обобщение материала в виде таблицы, рисунков.
Регулятивные:
Планирование, составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные:
Направлены на совместную работу, взаимопомощь при решении проблемы.

Работа учащихся в группах с текстом учебника и рисунками. Составление плана ответа и заполнение таблицы, отражающей растительный и животный мир разных материков.

Открытие нового знания
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Стимулирует учащихся к совместной деятельности.
Обсуждение в группе итогов работы и заполнение таблицы. Объявляют результаты своей деятельности. Осуществляют самопроверку и самооценку.
Регулятивные:
Элементы саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии.
Познавательные:
Постановка и поиск решения проблемы.
Нахождение нужной информации, и её применение на практике.
Коммуникативные:
Умение слушать, совместная деятельность.
Умение вступать в диалог.

7.Релаксация (физминутка)
Создаёт условия для смены деятельности.
Выполнение упражнений.
Коммуникативные: совместные действия.

Вариант физминутки Аист:
- Аист, Аист, длинноногий. Покажи домой дорогу.
Аист отвечает: - Топай правою ногой, Топай левою ногой.
Снова – правою ногой.
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придёшь домой.

8. Применение новых знаний
Предлагает задания на новый материал.
Выполняют задания с использованием нового материала.
Регулятивные:
Контроль, рефлексия;
Самооценка.
Познавательные:
Обобщение материала.
Коммуникативные:
Умение вступать в диалог.
Умение работать в парах.

Заполнение таблицы: «Жизнь на разных материках».
Название материка
Наиболее интересный представитель растительного мира
Особенности его строения и жизнедеятельности
Наиболее интересный представитель животного мира
Особенности его строения и жизнедеятельности

Евразия
Рис
Поля с данным растением полностью залиты водой. Урожай риса собирают с лодок
Большая панда
Длина тела около полутора метров; мех густой и красиво окрашен; питается тонкими ростками бамбука

Африка
Баобаб
В стволе толщиной до 10 м баобаб запасает воду. Древесина мягкая, как губка, накапливает до 120 т воды
Жираф
Рост до 6 м; замечает движущиеся предметы на расстоянии 1 км; кормится листьями деревьев

Северная Америка
Секвойя
Высота более 100 м; до 10 м в поперечнике; живут несколько тысяч лет; шишки размером с большую дыню.
Полосатый скунс
Черное тело с широкими белыми полосами; при опасности испускает отвратительный запах

Южная Америка
Кувшинка Виктория регия
Великолепны ее цветки; листья 2 м в диаметре выдерживают груз до 72 кг
Бабочка серая агриппа
Жук дровосек-титан
Размах крыльев до 30 см
Длина до 18 см

Австралия
Эвкалипт
высота до 100 м.
Кенгуру
До 3 м в высоту; носит своих детенышейв сумке на высоте

Антарктида
Мхи, лишайники
Приспособились к суровым условиям холодного материка
Пингвин
Летать не может; хорошо плавает и ныряет; питается рыбой






9. Рефлексия.
Предлагает вспомнить тему урока и ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
Определить степень соответствия поставленной цели, результатов деятельности
Регулятивные:
Оценка и осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:
Умение высказывать своё мнение.
Личностные:
Нравственно-эстетическая ориентация.

10. Домашнее задание.
Изучить статью «Жизнь на разных материках».
Нарисовать типичных представителей растительного и животного мира разных материков.
Регулятивные:
Составление плана и последовательности действий.
Познавательные:
Извлечение информации из текста и дополнительного материала.
Личностные:
Развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-эстетических отношений.












13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15