Актуальные проблемы обучения детей с ОВЗ


Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по- разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе. В соответствии с разными профессиональными подходами к феноменологии данного понятия и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
1. Причины нарушений;
2. Виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
3. Последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушениями речи;
4. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
5. Дети с задержкой психического развития;
6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Потребность в образовании – это сложная комплексная потребность, имеющая свою структуру и конкретизирующаяся в потребности в знаниях, умениях, навыках, общении, самообразовании, самореализации, самоактуализации.
В нашей школе-интернате обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и один класс для детей со сложной структурой дефекта. Учебному учреждению каждый день приходится решать множество социально-педагогических проблем, выходящих за рамки непосредственного учебно-воспитательного процесса. Это включает в себя создание равных условий для обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ.
Основным результатом обучения является развитие личности школьников на основе их включения в учебную деятельность, обеспечивающего их активное и осознанное участие в этой деятельности. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте происходит определенное смещение акцентов в расстановке приоритетов: от вопросов «Чему учить?» к вопросам смыслов образования («Ради чего мы изучаем ту или иную программу?») и проблемам технологий обучения («Как учить, чтобы добиться реализации и достижения требований Стандарта?») Учителя начальных классов школы-интерната стараются идти в ногу со временем и в своей работе придерживаются требований стандартов, т.к. дети приходят из массовых школ и после лечения возвращаются обратно туда же. Но обучение и воспитание детей с ОВЗ имеет свою специфику. Целью специального образования является введение в культуру ребенка, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами, индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка.

Задачи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
Общие с общеобразовательной школой Специфические
Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности. Коррекция нарушений психофизического развития.
Лечебно-профилактическая и оздоровительная работа.
Формирование научно-диалектического мировоззрения. Профессиональная подготовка.
Создание учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности Социальная адаптация и интеграция в общество нормально развивающихся людей.
Специфика учебно-воспитательного и коррекционного процессов
Критерии Учебно-воспитательный процесс Коррекционный процесс
Цель Формирование у школьников знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения и воспитания Исправление, ослабление или предупреждение недостатков развития детей
Методы, приемы Направлены на организацию приобретения опыта и привитие социально значимых качеств Стимулируют компенсаторные процессы развития и формирование новых положительных качеств
Результаты Овладение определенным объемом знаний и навыков Формирование обобщенных учебных и трудовых умений. Развитие самостоятельности
Большую роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья имеют здоровьесберегающие технологии. Вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников рассматриваются на педагогических советах школы, методических объединениях и родительских собраниях. Это такие темы как: «Формирование учебной мотивации школьников», «Сохранение здоровья детей», «Профилактическая работа с детьми и родителями». Учителя изучают теоретические вопросы санитарно-гигиенических требований к уроку, применение на уроке элементов здоровьесберегающих технологий, работа с детьми «группы риска». Работа с родителями проводится под девизом «Здоровый ребенок – здоровое общество». С учащимися проводятся беседы и внеклассные мероприятия «Профилактика вредных привычек», «Здоровье физическое, психическое и духовное» и др. Раскрывая причины и последствия вредных привычек, формируем навык здорового образа жизни. Такие занятия дают положительные результаты: снижение уровня тревожности учащихся, улучшение самочувствия ребенка в школе. В течение учебного года родителей консультирует врач-педиатр, психолог, логопед по вопросам психофизического и соматического здоровья детей. Каждый педагог должен руководствоваться заповедью «Не навреди». В школе обучаются дети с диагнозом детский церебральный паралич. Для лечения детей проводятся уроки ЛФК, массаж, физиотерапия. С целью формирования сохранения и укрепление здоровья воспитанников проводятся подвижные и спортивные игры, на каждом уроке одна или две физкультурные минутки.