Исследовательская работа: Коррекция напушения осанки учащихся в возрасте 14-15 лет средствами атлетической гимнастики


Муниципальное бюджетное образовательное учереждение «Кезская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Коррекция нарушений осанки учащихся в возрасте 14-15 лет средствами атлетической гимнастики».
Автор работы:
Никитина Влада Юрьевна,
учащаяся 11 в класс КСОШ № 1.
Руководитель:
Калашникова Яна Сергеевна,
директор фитнес-центра «Чемпион»,
учитель физической культуры КСОШ №1.
2015 год.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В настоящее время в Российской Федерации отмечается значительное ухудшение состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности детского контингента, обусловленное действием ряда неблагоприятных факторов экологического, социально-экономического характера и реальным уменьшением объема профилактической деятельности в здравоохранении и образовании (М.В. Тарасова, 2010). С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, и дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени, на 10-18%, компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата одно из первых мест, как по частоте, так и по сложности патологических изменений занимают различные виды нарушений осанки. В свою очередь, вопрос исправления осанки представляет одну из наиболее актуальных проблем здоровья, так как осанка рассматривается не только как один из факторов, характеризующих определенное положение тела человека в пространстве, но и как наиболее существенный показатель состояния его здоровья (Л.И. Габдрахманова, 2009). Нарушения осанки обнаруживаются более чем у 70% учащихся с 1 по 10класс. Нарушение осанки является донозологическим состоянием, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом (В.В. Косс, 2009).
Комплексы упражнений атлетической гимнастики могут быть использованы в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продленного дня, в уроках по физической культуре, во внеклассных формах организации занятий и общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях. Атлетическая гимнастика в широком понимании –выполнение упражнения, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, развивает координацию движений, гибкость, выносливость и формирует культуру движений.
В связи с этим, считаем весьма актуальным оздоровление детей, включающее коррекцию осанки в условиях общеобразовательной школы и группах начальной подготовки по атлетической гимнастике.
Цель исследования: улучшить состояния осанки учащихся 14-15 лет средствами атлетической гимнастикой и создать преставления о правильной осанке.
Задачи:
1. Изучить влияние атлетической гимнастики на состояние осанки по данным литературы.
2. Разработать комплексы, практические рекомендации по атлетической гимнастике, для учащихся14-15 лет.
3. Изучить динамику физического развития, подвижности позвоночного столба, состояния осанки под воздействием занятий атлетической гимнастики .Гипотеза: занятия атлетической гимнастикой позволят улучшить состояние осанки если:
- проводить занятия в урочной (20 часов) и внеурочной форме (3 раза в неделю);
- разработать комплексы упражнений с акцентом на коррекцию осанки и плоскостопия;
- провести беседы с родителями и классными руководителями по формированию правильной осанки детей;
- организовать физкультурные минутки в течение учебного дня с элементами атлетической гимнастики.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ медицинских карт.
3. Антропометрия.
4. Педагогический эксперимент.
5. Педагогическое тестирование.
6. Методы математической статистики( возможно заменим или исключим вообще).
Практическая значимость: изучена динамика нарушений осанки учащихся 14-15 лет, занимающихся атлетической гимнастикой. Выявлена эффективность внеурочных занятий атлетической гимнастикой и физкультурных минуток в улучшении состояния осанки. Учителя физической культуры, инструкторы ЛФК смогут применять разработанные комплексы атлетической гимнастики. Созданы условия (беседы с родителями, физкультурные минутки, уроки физической культурой с элементами атлетической гимнастики, дополнительные занятия) для коррекции осанки учащихся 14-15лет.
ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И СНИЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ в возрасте 14-15 лет.
1.1. Проблемы и особенности физического воспитания в общеобразовательной школе.
Здоровьеформирующая функция физического воспитания и массового детско-юношеского спорта (Бальсевич В.К, Лубышева Л.И., Фонарев Д.В.) в современных образователь¬ных системах приобретает особое значение, в условиях ухудшения состояния здоровья и снижением объемов двигательной активности обучающихся. В концепции «Развитие физической культуры и спорта в РФ до 2015 года» обозначена необходимость усиления направленности учебных занятий по физической культуре на ис¬пользование здоровьеформирующих возможнос¬тей физических упражнений, выполняемых пре¬имущественно в тренирующих режимах. Концепция относит разработку теоретико-методологичеких основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни к приоритетным направлениям развития науки в области физической культуры и спорта [1].
На сегодняшний день наблюдается социально-педагогическая проблема, заключающаяся в понимании необходимости оздоровления и адаптации детей, изменившейся системы ценностей в организации общественной жизни и недостаточно разработанными технологиями реализации этих процессов, во многом предопределило критическую ситуацию.
В настоящее время справедливо ставится под сомнение эффективность педагогического воздействия на развитие физических способностей школьников в условиях двухразовых занятий физической культурой в неделю при традиционном их содержании (В.К. Бальсевич,1996; В.И. Лях, 1990; М.А. Годик, 1990; Ю.Г. Травин, 1990; В.П. Губа, 2000), указывается на необходимость широкого использования нетрадиционных средств физического воспитания [5,1].При всем этом более половины детей школьного возраста имеют(М.Е. Николаев, 2010) ослабленное здоровье, почти две трети в возрасте 14 лет уже имеют хронические заболевания. Общественное ухудшение социальной и экономической обстановки привело к такому, что в 2008 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ. Около 80% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья[20].
Проблемы физического воспитания в общеобразовательной школе рассмотрены трудах ведущих специалистов, таких как В.В. Кузин (2006); В.Ф. Стрельченко (2005); Е.Н. Бобкова (2009);В.И. Лях, Л.Б. Кофман,
Г.Б. Мейксон Ю.А Копылов (1992); В.А. Вешневский (2000).
Опыт увеличения всех видов физкультурных занятий в школе до 3-5 часов занятий в неделю, по данным Института возрастной физиологии РАО, снижает острую заболеваемость в 3-4 раза, приводит к увеличению уровней физической подготовленности и физической работоспособности, уменьшению распространенности курения и увеличению функциональных возможностей у школьников разных возрастов [23].
В комплексной программе по физическому воспитанию учащихся 14-15 лет предусматривается формирование правильной осанки, однако не оговариваются средства решения данной задачи, нет дифференциации для
девочек, недостаточно контроля эффективности применяемых упражнений.
В настоящее время, как констатируют О.Л. Трещева (2003), Ю.Н. Синицын (2001), Е.А. Черепанова (2005), В.И. Харитонов (2002), С.В. Ким (2006) все актуальнее ведется поиск новых подходов к воспитательно-оздоровительной работе с детьми, основанных на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка (С.И. Исаак, 2005), учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий. Внедрение инновационных технологий, в том числе по атлетической гимнастике, в физкультурно-оздоровительную деятельность детей школьного возраста способствует воспитанию у школьников осознанной потребности в здоровье и формированию культуры здоровья [9,29].
В данном направлении занятия по атлетической гимнастике отличаются комплексностью воздействия, и включают в себя аэробную тренировку, силовую что позволяет развивать физические качества, формировать культуру движений, при этом учитывать особенности восприятия девочек. Многие авторы ратуют за внедрение третьего урока по физической культуре (В.П. Лукьяненко, 2002; И.А. Кобзева, 2004; Ю.А. Копылов, 2005; Д.В. Семенив, 2010; Л.И. Лубышева, 2007; Л.Л. Головина, 2006; А.П. Матвеев, 2003). Внедрение в учебный процесс третьего урока физической культуры требует специальной разработки его научно-методического обеспечения – структуры и содержания урока, методики обучения учащихся оздоровительно-реабилитационным и корригирующими упражнениям. На сегодняшний день требования ФГОС позволяют осуществлять третий урок физического воспитания на выбор учебного заведения, таковым видом физического воспитания может быть атлетической гимнастикой.
На сегодняшний день достаточно много исследований по увеличению образовательного компонента урочных и внеурочных форм занятий, которые показаны в работах В.И. Казаренкова (2002); Н.И. Перминова (2009); О.В. Головина (2005); В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2004); Ю.Н. Вавилова (1997); В.В. Дугина (2004); А.В. Титова (2007); А.И. Ушакова (2009); Ф.А. Вещикова (2007) [28]. Атлетическая гимнастика в этом аспекте приобщает и способствует эстетическому воспитанию, становлению лидерских качеств, трудолюбию, целеустремленности, выносливости и к формированию красивого телосложения.
Внедрение инновационных технологий в большинстве случаев проводится без соответствующего физиолого-гигиенического обоснования, без учета возрастных особенностей развития детей. Подходы к физкультурно-оздоровительной работе с детьми являются разнонаправленными. Как правило, используются не связанные между собой отдельные элементы: корригирующая и оздоровительная гимнастика, массаж, физио- и фитотерапия, оздоровительное плавание и др. При этом внедрение практически любого экспериментального двигательного режима считается здоровье сберегающим и прогрессивным [29].
В общеобразовательной школе атлетическая гимнастика реализуется в системе дополнительного образования, это связано с трудностями организации уроков физической культуры для девочек, отсутствием опыта проведения занятий по атлетической гимнастике среди учителей физической культуры, недостатком инвентаря. Программы включают в себя разнообразные комплексы упражнений с гантелями, фитболами, силовыми станциями, различными тренажерами, штангами. В последние годы наблюдается тенденция изучения атлетической гимнастики и средств фитнеса в рамках физического воспитания в школе: совершенствование координационных способностей девочек средствами аэробики (Д.А. Хозяинова, 2004); средства фитнеса в повышении физической подготовленности для девушек 14-15 лет. (Н.В. Косачева, 2012); фитнес в системе дополнительного образования (Н.В. Егорова, 2012).
1.2. Нарушение осанки учащихся общеобразовательной школы как социально – педагогическая проблема
Одной из самых распространенных патологий школьного возраста является патология опорно – двигательного аппарата, разделяемая большинством ортопедов на функциональную и врожденную. К функциональной патологии относятся нарушения осанки всех типов и видов и функциональное плоскостопие, а также субклинические проявления юношеского остеохондроза. В школе особенно важно рано выявлять все функциональные нарушения, в том числе, и со стороны опорно – двигательного аппарата (ОДА). Актуальность данной проблемы заключается и в том, что функциональные нарушения могут быть исправлены методами и средствами физического воспитания в совокупности с ортопедической помощью, при этом процент детей с данной патологией остается 35 - 65%.
Рассмотрим понятие осанки, виды ее нарушений и научные исследования в данном направлении. Осанка - это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке - спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Данное положение способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения. Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет их работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные отделы позвоночника (Л.А.Скиндер, 2012) [25].
Различают три степени нарушения осанки. При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо, и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушениями мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой. Искривления третьей степени затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом.
По данным Т.А. Исаева (2004), в школьном возрасте самым распространенным типом нарушения осанки является плоская спина (29,8%). Определение характера нарушений осанки во фронтальной плоскости позволило установить, что из 31,9% нарушений в школьном возрасте на долю асимметричной осанки приходится всего 5,4%. Остальные нарушения носят комбинированный характер. Нарушения осанки во фронтальной плоскости могут комбинироваться со всеми видами нарушений в сагиттальной плоскости. Данное соотношение различных типов нарушений осанки в основном сохраняется на протяжении всего периода обучения в школе [10].
Различные аспекты коррекции осанки отражены в публикациях И.Н. Агарковой (2002); Т.Н. Блещуновой, Л.В. Ильницкой, И.В. Сидорко, И.В. Козеева, А.И. Черного (2006); С.К. Руковишниковой (2010) и др. На уровне диссертационных исследований данная проблема рассматривалась в кандидатских диссертациях Б. Гасеми (2004); О.А. Поликарповой (2007); Т.Н. Кочетковой (2009); Ж.А. Беликовой (2012).
Поддержание правильной осанки требует систематичности и повторяемости. В то же время в рамках урока и многообразия стоящих задач по прохождению программного материала на развитие основных физических качеств существует постоянная реальность "упустить" из-под внимания моменты формирования осанки школьника[13]. В данном направлении на занятиях по атлетической гимнастике дети сами учатся контролировать положение тела в зеркало, стараются расправить плечи, правильно выполнить движение, держать в тонусе мышцы брюшного пресса и рук.
Результаты проведенного исследования В.В. Косса (2009) показали, что в настоящее время нарушения осанки встречается у 75% детей школьного возраста. При использовании спондилографии и трехмерной компьютерной сканерометрии позвоночника достоверное нарушение осанки диагностировано в 15,5% случаев, а сколиоз I-II степени – 7,5% случаев. Комплексное использование (А.Б. Яворский 2009) биомеханических методов исследования позволяет объективно выявлять раннюю сколиотическую деформацию и сопутствующую патологию, а также оценивать результаты лечения нарушения осанки в условиях общеобразовательной школы [14,36].
Т.В. Забалуева (2012) отмечает, что осанка в большей мере зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, степени развития мышц шеи, спины, груди, живота, нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мускулатуры, способности ее к длительному статическому напряжению. В осанке также главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп. Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, таза и задней поверхности бедер.
В школьном возрасте осанка имеет не устойчивый характер. В период усиленного роста ребенка в длину, проявляется неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Поза ребенка не устойчива, необходимая для длительного сохранения статического напряжения мышц, психологическая и физиологическая работоспособность недостаточна [8].
В большинстве случаев дефекты осанки встречаются у девушек в связи с нарушением условий ее формирования как анатомических, так и физиологических факторов. В этом случае дефекты осанки могут рассматриваться как заболевания, однако, влияя на растущий организм, дефектная осанка создает условия ля проявления других патологических факторов. Дефекты осанки необходимо устранять в связи с неблагоприятными условиями функционирования внутренних органов у девушек с нарушением осанки. Поэтому дефекты осанки столь часто встречаются у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, болезнями мочевыводящей системы, а также при других заболеваниях внутренних органов [7].
Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид школьника, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний ученика и отразиться на его успеваемости[7].
Осанка формируется в процессе роста ребенка, изменяясь в зависимости от условий быта, учебы, занятий физической культурой. Одним из эффективным средств профилактики нарушений осанки является атлетическая гимнастика.Опрос учителей физической культуры показал, что на состояние осанки оказывают влияние следующие физические качества и способности: статическая выносливость (93% опрошенных учителей), силовая выносливость (90%), относительная сила (88%), равновесие (56%), гибкость (44%). Для развития статической выносливости на занятиях по атлетической гимнастикой можно рекомендовать следующие упражнения: «планка», «равновесие», «гимнастические пирамиды», сед у стены (бедро параллельно полу), «самолет», упражнения на фитболе, упражнения на BOSU и другие. Также учителя физической культуры отметили, что используют следующие тесты для контроля осанки: визуальная оценка (31% опрошенных учителей), у стены по пяти точкам (29%), силовая выносливость мышц (28%), наклон вперед (18%), ходьба с предметом на голове (10%) (И.П. Эммануилиди, 2007) [34].
Методика экспресс-оценки состояния осанки школьников по данным автора должна включать два блока - непосредственное определение состояния осанки по визуальным показателям: по положению головы, спины, живота, плеч, а также определение состояния осанки косвенно, по показателям тестов: подвижность плеч, удержание и подъем туловища, 6-минутный бег, сгибание - разгибание рук, прыжок с места [34].
По данным Т.В.Забалуевой (2007)занятия некоторыми видами спорта оказывают не только положительное воздействие на осанку, но и отрицательное.Как показывают данные отрицательно могут влиять на осанку следующие виды спорта: теннис, бадминтон, настольный теннис (ассиметричная нагрузка), бокс, конькобежный спорт, фехтование, фигурное катание, гимнастика, акробатика, метания, барьерный бег.Положительное влияние оказывают занятия: спортивной ходьбой, бегом, футболом, баскетболом, ручным мячом, лыжами, плаванием. Так конькобежный спорт и езда на велосипеде связаны с постоянным наклонным положением туловища, которое отрицательно действует на формирование осанки и способствует развитию такого нарушения, как круглая спина. В этом случае необходимо применять компенсирующие упражнения для тренировки общей и силовой выносливости мышц разгибателей спины [8].
Основными факторами, отрицательно влияющими на состояние осанки школьника по мнению Е.В.Фомина (2003), являются: асимметричная нагрузка, укорочение одних мышц и удлинение других при различных спортивных стойках, высокая силовая нагрузка, сильные прогибания, сдавливание межпозвоночных дисков, деформация позвоночника, растяжение и разрыв связок, ущемление нервных корешков, излишняя подвижность суставов, перегрузка ОДА.
Двигательная асимметрия в различных спортивных действиях может вызвать асимметрию в телосложении человека. Неравномерное морфологическое развитие, одностороннее преобладание физических качеств и асимметрия двигательных действий особенно выражены при большом спортивном стаже и более ранней специализации.Асимметрия присуща двигательной деятельности человека и в целом положительно влияет на овладение физическими упражнениями. В асимметричных упражнениях усиление в процессе тренировки асимметрии с акцентом на ведущую конечность на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям повышает надежность соревновательной деятельности до 84,6% (Е.В.Фомина, 2003) [30].
Для различных типов нарушений осанки следует рекомендовать занятия соответствующими видами спорта (В.И. Дубровский, 2005). Самым распространенным типом нарушений осанки в сагиттальной плоскости в школьном возрасте является плоская спина, лордотическая осанка, сутуловатая, кифотическая и кругло-вогнутая. Для детей с плоской спиной занятия спортом нужно начинать с плавания и по мере выправления осанки можно переходить к занятиям другими видами. Для детей с другими типами нарушений, кроме занятий плаванием, можно рекомендовать занятия спортивной ходьбой, бегом, футболом, баскетболом, ручным мячом, лыжами, атлетической гимнастикой, фитбол гимнастикой [6].
1.3. Теоретическая основа атлетической гимнастики, ее отличительные особенности и преимущества в коррекции осанки
Атлетическая гимнастика — это система гимнастических упражнений, направленная на развитие силовых качеств и способностей «ими пользоваться». Атлетическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, сочетающий силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом.
Атлетическая гимнастика предназначена для самых разных людей (молодых и пожилых, юношей и девушек), но для людей практически здоровых, поскольку используемые упражнения связаны со значительными мышечными напряжениями и соответствующей нагрузочностью для занимающихся. Поэтому, имея в виду это обстоятельство, атлетическую гимнастику следует рассматривать в первую очередь как развивающее средство физического воспитания, и только во вторую — как средство восстанавливающее.
Атлетическая гимнастика удовлетворяет стремление людей иметь сильные и красивые мышцы, рельефную (а не просто огромную) мускулатуру. Кроме того, она расширяет двигательный опыт, воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями, служит средством активного отдыха, эффективно стимулирует стремление к самовыражению через красоту тела.
По данным М.А. Никитина (2009) основными задачами занятий атлетической гимнастикой являются:
1. Создать условия для формирования «школы движения» на базе
Оздоровления.
2. Способствовать разностороннему развитию физических качеств
(гибкость, координация движений, динамическая и статическая сила, выносливость).
3. Обучить правильной технике базовых шагов.
4. Создать правильное представление о правильной осанке.
5. Воспитывать дисциплинированность, навыки самоорганизации и
коллективизма.
Атлетическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий атлетической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.
Атлетическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата. Эффективное воздействие упражнений на организм возможно лишь при правильном выполнении. Поэтому одной из важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений атлетической гимнастике, как по форме, так и по характеру усилий [18].
М.В. Шурпач (2007) отмечает, что при занятиях атлетической гимнастикой для детей школьного возраста необходимо подбирать простые, образные упражнения, формируется "школа движений". В комплексах используются основные движения руками, ногами, головой, туловищем. При выполнении поворотов и наклонов руки рекомендуется держать в исходном положении - на пояс, к плечам, за голову, что дает возможность контролировать основные движения. В этом возрасте следует уделять большое внимание формированию правильной осанки, поэтому выполнение упражнений для мышц плечевого пояса, спины, живота, боковых мышц туловища имеют приоритетное значение.
Также следует включать в комплексы атлетической гимнастики упражнения для мышц рук, особенно разгибателей, мелких мышц пальцев, кисти, стопы, спины. Большое внимание на занятиях атлетической гимнастикой должно уделяться упражнениям на дыхание и расслабление. Девушки в возрасте 14-15 лет часто переоценивает свои физические возможности, поэтому необходимо внимательно следить за их состоянием, вовремя снижать нагрузку и создавать условия для полноценного восстановления [33].
При выполнении силовых упражнений важно не допускать перенапряжения, т.к. в школьном возрасте прирост показателей силы относительно не велик, следует предлагать упражнений с отягощениями[11].
Заключение по I главе. Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем физического воспитания. Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, сколиотическая болезнь постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний.
Основа атлетической гимнастики – экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений. Атлетическая гимнастика – это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Доступность атлетической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность атлетической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма школьников.
ГЛАВА II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: улучшить состояния осанки учащихся 14-15 лет средствами атлетической гимнастикой и создать преставления о правильной осанке.
Задачи:
1. Изучить влияние атлетической гимнастики на состояние осанки по данным литературы.
2. Разработать комплексы, практические рекомендации по атлетической гимнастике, для учащихся14-15 лет.
3. Изучить динамику физического развития, подвижности позвоночного столба, состояния осанки под воздействием занятий атлетической гимнастики .Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ медицинских карт.
3. Антропометрия.
4. Педагогический эксперимент.
5. Педагогическое тестирование.
6. Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы: показал, что в числе эффективных средств коррекции осанки для детей школьного возраста является атлетическая гимнастика, позволяющая не только развивать координацию движений, выносливость, но и исправлять нарушения осанки. Атлетическая гимнастика обладает высоким эстетическим потенциалом, позволяет формировать культуру движений и интерес к самостоятельным занятиям физической культурой. Также рассмотрено понятие осанки, степени и виды нарушений, педагогический опыт изучения данного вопроса. Всего было изучено 36 источников литературы.
Педагогический эксперимент: заключался в коррекции нарушений осанки средствами атлетической гимнастики, так экспериментальная группа (10 человек) занималась атлетической гимнастикой в внеурочное время (2 раза в неделю) в течении 1 года с дополнительными мероприятиями по работе с родителями и физкультурными минутками в школе. Занятия проводила Калашникова Яна Сергеевна. Контрольная группа занималась (10 человек).
Антропометрия: метод исследования, который применялся для определения параметров физического развития, изучались такие параметры как рост, вес, окружность грудной клетки.
Педагогическое тестирование: Изучение функционального состояния позвоночника производилось помощью оценки его активной подвижности. Мы определяли подвижность позвоночника вперед и назад, а также боковую подвижность.
1) Методика определения подвижности позвоночника вперед из положения стоя. Девушка стоит на краю скамейки (или другого возвышения), плавно выполняя наклон вперед, не сгибая коленей. За ноль принимается уровень опоры, на которой стоит обследуемый, по положению средних пальцев рук определяют результаты пробы. Выполняются три попытки(см).
2) Подвижность позвоночника при наклоне назад определяется из положения стоя. Сантиметровая лента накладывается от остистого отростка 7-го шейного позвонка (наиболее выступающего при наклоне вперед) до начала межъягодичной складки. Повторное измерение проводится при максимальном наклоне назад с выпрямленными в коленных суставах ногами. Разность между измерениями свидетельствует о подвижности позвоночника назад. При разнице выше 10-12 см подвижность позвоночника следует считать чрезмерной (гипермобильность).
3) Боковая подвижность позвоночника оценивается по глубине наклона в сторону (степень латеро- флексии) строго во фронтальной плоскости, с прямыми коленями. Измеряется расстояние от среднего пальца руки до пола. Сравниваются результаты при наклоне в обе стороны (степень симметричности).
Метод математической статистики проводился с целью анализа результатов массовых повторяющихся измерений. Результаты исследования подвергнуты математическо-статистической обработке. Математическая статистика объединяет большое количество различных методов и приемов. В частности, в работе использовалась оценка следующих показателей: - W-критерии Шапиро-Уилки - проверяют выборку на нормальность распределения и определяет дальнейший выбор критерия сравнения результатов; - t-критерии Стьюдента – параметрический критерий сравнения, определяет статистическую достоверность изменения показателей выборки с нормальным законом распределения, как у связанных, так и не связанных выборок; - T-критерии Вилкоксона – непараметрический критерий сравнения, определяют статистическую достоверность изменения показателей, если выборка не подчиняется закону нормального распределения и только у связанных выборок;Организация исследования: эксперимент осуществлен на базе фитнес- центра «Чемпион» п. Кез УР. На первом этапе (март – май 2014 года) выявлялась общая характеристика основных понятий предмета исследования, определялись проблема и гипотеза, объект и предмет исследования, подбирались адекватные поставленным задачам методы исследования. На этом этапе мы использовали метод теоретического анализа и синтеза, изучения научно-методической литературы по атлетической гимнастике, проблеме нарушения ОДА у школьников. Разработаны комплексы упражнений атлетической гимнастики для школьников, включая, упражнения на фитболе, тренажерах, специальные упражнения на гимнастическом коврике для коррекции мышц спины, живота, ягодиц, ног, рук, для развития подвижности суставов и улучшения гибкости исследуемой группы.
На втором этапе (сентябрь 2014 – февраль 2015 годов) исследования осуществлялось подтверждение выдвинутой гипотезы путём применения эмпирических методов исследования. Проведены занятия в внеурочной форме по атлетической гимнастике с акцентом на коррекцию нарушений осанки.
На третьем этапе (март 2015 года) проводилась систематизация полученных данных, их обработка методами математической статистики, написание и оформление работы. Разработаны рекомендации по формированию правильной осанки, комплексы упражнений для дальнейшего совершенствования и профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата.
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Разработанный нами педагогический эксперимент предполагал 2-х разовые занятия атлетической гимнастикой. Кроме того реализован комплекс мероприятий по коррекции нарушений осанки, таких как беседы с родителями, физкультурные минутки с элементами атлетической гимнастики, разработка упражнений для выполнения в домашних условиях.
Комплексы атлетической гимнастики с акцентом на коррекцию осанки включали в себя упражнения у стены; упражнения аэробики; элементы гантельной гимнастики. Упражнения с фитболом как отягощением, как предметом и препятствием, как опорой; упражнения для мышц стабилизаторов спины («равновесие», «планка», «самолет», упражнения в парах(«пила», «неваляшка»). Комплексы включали в себя базовые шаги, подскоки, приседания; активные движения рук вверх, в стороны; упоры на малых гимнастических мячах, и комплексы с мячами, скакалками.
В представленных ниже таблицах и рисунках продемонстрированы полученные результаты по динамике физического развития, подвижности позвоночного столба, состоянию осанки в экспериментальной и контрольной группах. На этапе предварительного исследования совместно с врачом было проведено обследование 10-ти учащихся школы в возрасте 14-15лет (15 девочек) с целью определения состояния осанки. Виды нарушения осанки в ЭГ представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Виды нарушений осанки учащихся 14-15 лет. (ЭГ).
Выявлено, что лишь 14,0% детей не имеет нарушений осанки. У 86,0% наблюдается деформация позвоночника в одной из плоскостей: фронтальной – сколиоз левый (35,0%) и правый (23,0%); сагиттальной – кифоз (28,0%). У большинства обследуемых детей наиболее часто величина отклонения позвоночника составляла 1,0-1,5 см. Величина отклонения, равная 1,5-2,0 см. Случаи наибольшего отклонения позвоночного столба (2,0-2,5 см)наблюдались у 12,5% обследуемых девочек.
Результаты нарушения осанки в КГ представлены на рис.2.

Рис. 1. Виды нарушений осанки учащихся 14-15 лет. (КГ).
Интересен тот факт, что у большинства обследуемых девочек величина отклонения (сколиоз левый или правый) варьируется в пределах 1,0-2,0 см. Вероятнее всего, это можно объяснить таким образом: девочки менее подвижны, и больше времени проводят сидя.
Как известно, наибольшее нагрузочное действие на позвоночный столб оказывает неподвижное положение тела, вызывающее статическое мышечное напряжение. Таким образом, при статистической нагрузке сокращение мышц не связанно с перемещение тела или отдельных его частей в пространстве. В данном случае, мышца работает в изометрическом режиме, то есть, не меняя своей длины. Такая мышца (или группа мышц) сдавливает питание ее кровеносных сосудов, лишая мышцу притока свежей (обогащенной кислородом) крови. И, чем выше мышечное напряжение, тем значительнее снижается в мышцах уровень кровотока и тем быстрее наступает утомление мышц.
Изучим динамику физического развития детей занимающихся атлетической гимнастикой (ЭГ) и другими видами спорта (КГ). Результаты длины и массы тела, окружности грудной клетки представлены в табл.1. Анализ физического развития показал, что практически у всех девушек экспериментальной и контрольной группы достоверно улучшились значения длины и массы тела, объема грудной клетки, так девушки гармонично развиваются, значительных различий между девочками не наблюдается. Показатели окружности грудной клетки на вдохи выдох имеют достоверную динамику в экспериментальной группе. Рост в группе девочек (ЭГ) изменился от 158 до 164 см, масса тела от 45 до 53 см, окружность грудной клетки от 72 до 84 см.
Таблица 1
Динамика физического развития учащихся 14-15 лет в процессе педагогического эксперимента (Х ±ð)
Исследуемые
показатели Возраст (лет) Экспериментальная группа P Контрольная группа P
Исходные
величины В конце эксперимента Исходные
величины В конце эксперимента Девочки Рост, см14-15 158,0 ± 2,0 164,0 ± 1,9* <0,05 156,0 ± 2,5 163,1 ± 2,0* >0,05
Вес, кг47,5 ± 1,4 52,2 ± 1,7* <0,05 46,1 ± 2,2 53,2 ± 2,6* >0,05
ОГК(покой), см 60,1 ±3,4 66,0 ± 4,6* <0,05 59,3 ± 3,6 65,2 ± 4,0* >0,05
ОГК (вдох), см70,0 ± 2,7 74,4 ± 3,2* <0,05 67,0 ± 4,0 70,0 ± 3,2 >0,05
ОГК (выдох), см60,3 ± 5,6 64,1 ± 3,8 >0,05 59,0 ± 4,2 59,0 ± 5,0 -
Примечание: *- достоверные различия (p<0,05) по сравнению с исходными величинами

Изучим динамику подвижности позвоночного столба девушек экспериментальной и контрольной групп, под воздействием атлетической гимнастики и других видов спорта (рис.3,4,5).

Рис. 3. Подвижность позвоночника при наклоне назад из положения стоя (см).
Анализ подвижности позвоночника при наклоне назад из положения стоя показал, что уровень подвижности у школьников в начале эксперимента статистические не отличается и находится в переделах 8 см (ЭГ), 8,1 см (КГ). В конце педагогического эксперимента в ЭГ наблюдается достоверный прирост результата (6 см), в КГ динамика носит положительный характер (7,8 см). Разнообразие комплексов атлетической гимнастики и возможность их строго направленного применения делают их незаменимым средством развития координационных (ритма, равновесия, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных (силы и силовой выносливости мышц рук, ног и туловища) способностей. Использование игр и игровых упражнений на занятиях позволяет развивать необходимые физические качества в комплексе.
На рис. 4. представлены результаты в контрольном упражнении «подвижность позвоночника в сторону (см)».

Рис.4. Подвижность позвоночникав сторону в эксперименте (см).
Подвижность позвоночника оценивается по глубине наклона в сторону, в начале эксперимента результат в ЭГ составлял 21 см, в конце 15 см (р˂0,05), степень симметричности равна 3 см. В контрольной группе результат в начале 20 см, в конце -18 см (р˃0,05), степень симметричности 7 см, что свидетельствует о нарушении состояния осанки. На достоверный прирост результата в ЭГ повлияли такие упражнения как наклоны в сторону с предметами без, упражнения гимнастики (бумеранг, тюлень, русалка), фитбол-гимнастика и др.
На рис.5 представлены результаты в упражнении «подвижность позвоночника вперед из положения стоя» испытуемых опытных групп.
Результаты испытуемых в начале эксперимента (рис. 5) носят отрицательный характер -3,2 см в экспериментальной группе и -2,5 см в контрольной группе, в конце эксперимента в группах наблюдается достоверный прирост результата, 5,7 и 3,9 см (р˂0,05). Межгрупповая достоверность выявлена в конце эксперимента (р˂0,05). В ЭГ применялись корригирующие упражнения (симметричные, ассиметричные, деторсионные).

Рис. 5. Подвижность позвоночника вперед из положения стоя (см).
Эффект симметричных корригирующих упражнений связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. При этом мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги. Поэтому тренировка мышц при выполнении этих упражнений неравномерная: тренируются преимущественно мышцы спины (разгибатели).
Деторсионные упражнения применялись в тех случаях, когда при сколиозе преобладает торсия (скручивание) позвонков вокруг вертикальной оси. Эти упражнения выполняют несколько задач: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекцию сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Подбирая упражнения, мы учитывали, что при правостороннем сколиозе позвонки скручиваются по часовой стрелке, при левостороннем - против часовой стрелки (по отношению к вертикальной оси тела) независимо от локализации сколиоза.Асимметричные корригирующие упражнения позволяют сконцентрировать их лечебное действие на данном участке позвоночника.
Например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза меняется положение таза и дуга уменьшается. При поднятой руке со стороны вогнутости дуги она уплощается за счет изменения положения пояса верхних конечностей.
Показатели состояния осанки учащихся 14-15 лет, принимавших участие в педагогическом эксперименте, представлены в таблице 2.
Изменение состояния осанки у девушек 14-15 лет в ходе педагогического эксперимента (в %)
Возраст, лет До эксперимента, смНормальная
осанка
После эксперимента, смНормальная осанка
0,5-1,0 1,0-1,5 1,5-2,0 2,0-2,5 0,5-1,0 1,0-1,5 1,5-2,0 2,0-2.5 14-15 лет
Примечание: числитель экспериментальная группа, знаменатель - контрольная группа.
У девушек контрольной группы 83,8% имели нарушения осанки. Нарушения осанки средней степени имело наибольшее количество обследованных детей (45,1%). Высокая степень нарушения (от 2 до 2,5 см) наблюдалась у 12,9% человек. Учащихся, имеющих низкую степень нарушения осанки, выявлено не было. Наиболее частая форма нарушения осанки - левосторонний сколиоз.
В экспериментальной группе только 24% имели нормальную осанку. Остальные имели нарушения позвоночного столба. У 47,6% из них отмечались нарушения средней степени, а у 4,7 % нарушения были выше средней. Высокая степень нарушения осанки была обнаружена у 19,0% обследованных детей (форма деформации позвоночного столба - левосторонний сколиоз).
Анализ данных экспериментальных групп позволил установить, что к концу исследования число детей с нормальной осанкой увеличилось до 52,1%. Более детальное рассмотрение показателей, характеризующих степень нарушения осанки, показывает, что по всем характеристикам произошло ее существенное улучшение.
В контрольной группе значительно увеличилось количество школьников, имеющих отклонения позвоночного столба «низкой» (с 0 до 16,4%), и «средней» (с 41,0 до 59,0%) степени, а в экспериментальной группе показатели значительно улучшились: в начале исследования осанка оценивалась как «выше среднего» у 25,8% детей, в конце - 9,6%; «высокой» степени - соответственно 12,9% и 0. Всё это указывает на то, что традиционные формы занятий физической культурой недостаточно эффективны и не способствуют более качественному восстановлению нарушений позвоночного столба.
Анализ результатов контрольного обследования еще раз подтвердил преимущество занятий атлетической гимнастикой в внеурочное время. В ЭГ в занятия физической культурой включались локальные физические упражнения, оказывающие корригирующее воздействие на деформации позвоночника. При этом рекомендовано соблюдать принцип рассеянной нагрузки с постоянным количественным увеличением ее. На занятиях во внеурочное время, предполагалось увеличение симметричной нагрузки на мышцы спины и брюшного пресса и добавлялась более сложная задача - выравнивание дуги искривления позвоночника. Для этой цели в занятия АГ включались 2–3 комплекса специальных асимметричных корригирующих упражнения.
За проведённый эксперимент девушки освоили базовые шаги атлетической гимнастики, специальные упражнения для мышц спины, ног, рук:освоили средства контроля осанки на занятии (зеркало) и в домашних условиях, улучшили чувство ритма и координации движений. Родители также положительно оценили проведенные мероприятия по коррекции осанки на базе школы и рекомендаций для выполнения в домашних условиях, особенно по количеству часов нахождения ребенка у компьютера и телевизора, о функциональных изменениях в позвоночнике при длительном сидении на месте, о необходимости развивать мышцы стабилизаторы спины и других.
На протяжении школьного возраста происходят существенные качественные изменения, связанные с интенсивным анатомическим и функциональным созреванием организма детей, развитием двигательного анализатора. Эти изменения позволяют широко развернуть работу по формированию двигательных навыков, коррекции опорно-двигательного аппарата и развитию физических качеств у девушек.
Упражнения атлетической гимнастики с девушками 14-15лет можно использовать на занятиях по физической культуре, при проведении утренней зарядки, при проведении спортивных праздников и показательных выступлений.
Методические рекомендации:
1. В комплекс атлетической гимнастики можно включать несколько групп упражнений: специальные упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, Систематические занятия гимнастикой способствуют совершенствованию деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, развитию мышечной силы, координации движений и т. д.
2.Гимнастические упражнения следует выполнять в лёгкой одежде (майка, трусы, тапочки, спортивный костюм), не стесняющей движений, на воздухе или в хорошо проветренном зале, комнате с соблюдением санитарных правил. При выполнении гимнастических упражнений на снарядах возможны травмы кожи ладоней, повреждения плечевого, локтевого, лучезапястного, коленного, голеностопного суставов, ушибы. В связи с этим особое внимание следует уделять соблюдению всех мер предупреждения травм (последовательность обучения, надлежащее состояние снарядов и матов, "страховка" при выполнении сложных упражнений и др.).
Продолжительность занятий не должна превышать 30-40 минут.
Пульсовая нагрузка на занятиях атлетической гимнастики должна составлять: для вводно-подготовительной и заключительной частей занятия используется темп 110-120 ударов в минуту, для стретчинга - менее 100 ритмичных ударов в минуту. Аэробная серия выполняется при темпе 120 - 140 ударов в минуту, а партерные упражнения - 110-120 ударов в минуту.
Упражнения атлетической гимнастики на занятиях физической культуры с девушками школьного возраста целесообразно включать в водно-подготовительной, основной и заключительной частях занятия. Объем физкультурно-оздоровительной работы в школе должен составлять 20 часов в неделю.
ВЫВОДЫ
1.Профилактика нарушений осанки и сколиозов должна иметь комплексный характер. В ее состав включают разнообразные мероприятия. Одним из видов физических упражнений, пригодных для оздоровления и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, является атлетическая гимнастика. Средства атлетической гимнастики (аэробная тренировка, силовые упражнения, упражнения с гантелями, на тренажерах стретчинг, ходьба и бег) позволяют локально и фронтально укреплять мышечный корсет занимающихся, корректировать телосложение, улучшать состояние осанки, укреплять мышцы спины.
2. Разработаны комплексы упражнений для девушек, с акцентом на укрепление всего мышечного корсета, мышц спины. Продолжительность занятий не должна превышать 30-40 минут. Аэробная серия выполняется при темпе 120 - 140 ударов в минуту. Комплексы включали в себя упражнения у стены; упражнения аэробики; элементы гантельной гимнастики (имитационные движения, круговые движения руками, базовые шаги, подскоки с гантелями 0,5-0,7 кг); упражнения с фитболом как отягощением, как предметом и препятствием, как опорой; упражнения для мышц стабилизаторов спины («равновесие», «планка», «самолет», упражнения в парах, игровые задания на устойчивость, равновесие и координацию движений).3. Анализ результатов контрольного обследования подтвердил преимущество занятий атлетической гимнастикой в урочное и внеурочное время. У младших школьников КГ 83,8% имели нарушения осанки. В ЭГ только 24% имели нормальную осанку. Остальные школьники имели нарушения позвоночного столба. Высокая степень нарушения осанки была обнаружена у 19,0% обследованных детей (форма деформации позвоночного столба - левосторонний сколиоз). Анализ данных экспериментальных групп позволил установить, что к концу исследования число детей с нормальной осанкой увеличилось до 52,0%. В КГ значительно увеличилось количество школьников, имеющих отклонения позвоночного столба «низкой» (с 0 до 16,4%), и «средней» (с 41,0 до 59,0%) степени, а в ЭГ показатели значительно улучшились: в начале исследования осанка оценивалась как «выше среднего» у 25,8% детей, в конце - 9,6%; «высокой» степени - соответственно 12,9% и 0).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бальсевич В.К., Лубышева, Л.И. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе/ В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 5. С.50-53.
Бобкова Е.Н. Проблемы и перспективы совершенствования учебного процесса физического воспитания в образовательных учреждениях//Здоровье и технологии его сохранения: Матер.Всерос.науч.-практ.конф. Минздравсоцразвития РФ Минспорта и молодежной политики РФ./ Е.Н.Бобкова, Е.П. Писаренкова, Э.А. Тимошин – Смоленск: СГМА, 2009. С.165-166.
Воронова, Е.К. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста / Е.К. Воронова, М.В. Ковальчук // Материалы всероссийской науч.-практ. конф. «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России». - Петрозаводск, Сортавала, 2005. С. 180-182.
Габдрахманова, Л.И. Профилактика заболеваемости и коррекция физической подготовленности школьников начальных классов методами лечебной физической культуры Текст. : автореф. дис. . канд. биол. наук. -М., 2009. 24 с.
Губа Д.В. Дифференцированный подход при развитии специальных физических качеств и оздоровлении подростков 12-14 лет, занимающихся в секциях по баскетболу: дисс…к.п.н, Москва, 2003. 149 c.
Дубровский, В.И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. - М. : Гума-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. 462 с.
Забалуева Т.В. Комплексное развитие физических качеств как основа формирования осанки.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. №128. С. 161-172.
Забалуева Т.В. профилактика и коррекция нарушений осанки школьников на занятиях различными видами спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 9. С. 41-45.
Исаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности. Теория и практика / Монография. Изд. «Советский спорт», 2005. 196 с.
Исаева, Т.А. Влияние дополнительных занятий атлетической гимнастикой на морфофункциональное состояние школьниц 15-16 лет: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Малаховка, 2004. 20 с.
Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Атлетическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Познание».,2001. 104 с.
Каминофф Л. Анатомия йоги / Л. Каминофф.– Минск: Попурри, 2009. 240с.
Колесник В.А. Изменение стабилометрических показателей у юных плавцов с нарушениями осанки под влиянием коррегирующих комплексов хатха-йоги // Слобожанськийнауково-спортивнийвісник = Слобожанский научно-спортивный вестник. 2012.№2. С. 117-120.
Косс, В.В. Ранняя диагностика и профилактика прогрессирования нарушений осанки и сколиоза I-II степени у детей в условиях общеобразовательного учреждения: Автореф. дис….. канд. мед.наук. М., 2009. 20 с.
Курысь В.Н., Гзирьян Р.В. Ритмическая гимнастика как элемент духовности физической культуры личности // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-4. С. 772-777.
Леонтьева Н.А. Исследование влияния занятий атлетической гимнастикой на физическое состояние школьников: монография / Елец, 2013.С. 47-48.
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. -Т.2.- М.:ФАР. 2002. 221 с.
Магомедов А.М., Магомедов О.М. Двигательная подготовленность и пути ее повышения у детей 6 – летнего возраста /А.М. Магомедов, О.М. Магомедов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 4. С. 32 - 33.
Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М.: 2009. C.283.
Николаев М.Е. Спорт и здоровье детей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. №3. с.2.
Поварго, Е.А. Профилактика нарушений осанки и зрения у школьников: Информационное письмо для врачей и педагогов. – Уфа, 2004. 55 с.
Помазкова Е.И., Слесарчук И.А. Проектирование школьной одежды для профилактики нарушений осанки у детей // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 4. С. 40-45.
Попов А.В. Принципы создания здоровьесберегающего образовательного пространства /А.В. Попов, О.Е. Власова //Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства: сб. науч. тр. по материалам международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2007. С. 37-39.
Семенова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх /Т.А. Семенова //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 1. С. 53 - 54.
Скиндер Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие; Брест.гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест :БрГУ, 2012. 210 с.
Сухарев А.Г., Храмцов П. И. Методология коррекции осанки у детей и подростков // Вестник РАМН. 2003. № 8. С. 46
Тарасова, М.В. Актуальность научных исследований по профилактике и коррекции нарушений осанки у девочек младшего школьного возраста / М.В. Тарасова // Современные педагогические и информационные технологии в физической культуре и спорте: материалы XIII Всероссийской научно-практической конф. (25-26 марта 2010 г.): в 2 ч. Ч. 2. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2010. С. 325-329.
Ушаков А.И. Особенности внеклассной работы по физкультуре со школьниками десяти лет. Автореф: дис…к.п.н.., Малаховка, 2009. 24 с.
Филиппова О.С. Перспективные направления научных исследований в области физической культуры дошкольников / О.С. Филиппова // Теория и практика физической культуры. 2006. №9. С.15-17.
Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии у спортсменов / Е.В. Фомина. - Омск : Изд-во Сиб ГУФК, 2003. 150 с.
Шалавина А.С., Ситдиков Ф.Г. Состояние и подготовленность продольного свода стопы младших школьников // Фундаментальные исследования. 2013.№15. С. 954-957.
Шестакова Т.А., Борисова В.В. Танцевально-ритмическая гимнастика для детей школьного возраста // Методические рекомендации для студентов факультета физ. культуры, учителей начальной школы / Тула, 2003.
Шурпач, М.В. Управление физическим воспитанием первоклассников с учётом их телосложения [Текст] / М.В. Шурпач, Е.Н. Комисарова, Ю.Е. Политыко // Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2008. С.196.
Эммануилиди И.П. Методика коррекции нарушения осанки у детей младшего школьного возраста // Наука. Инновации. Технологии. 2007.№50. С. 90-94.Эрденко Д.В. Методика коррекции нарушений осанки во фронтальной плоскости с использованием восточной гимнастики тайцзицюань (ВГТ) и мячей большого диаметра /Д.В. Эрденко// VII международная научная конференция студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии», 25 апреля 2008г: материалы/ РГМУ.-Москва, 2008. С.4.
Яворский А.Б., Сологубов Е.Г., Зоря Н.А. Результаты обследования школьников с нарушением осанки и сколиозом с помощью 3D-сканерометрии позвоночника //Вопросы практической педиатрии, 2009, т.4, №3/09. С. 73-77.