Методический семинар «Структура современного урока в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения».


Методический семинар
«Структура современного урока в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения».
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация 
Цели:
Оказание методической помощи педагогам.
Популяризация инновационных идей.
Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара вопросов.
Повышение интереса к профессиональной деятельности.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
3адачи:
Выявление уровня профессиональной подготовленности педагогов, развитие сплоченности, умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Систематизация теоретических знаний о социально-педагогических понятиях в образовании, связанных с внедрением ФГОС НОО и ООО.
Рассмотрение способов конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимых для реализации учебного успеха обучающихся.
Обучение участников семинара конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.
Ход семинара:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Позвольте задать Вам вопрос.
С чего начинаются Ваши рабочие будни, и мыслями о чём заканчивается любой день недели? (Урок)
Урок - главная составная часть учебного процесса.
Сегодня требования к образованию поменяли свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии — урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
А для Вас, что такое урок? Охарактеризуйте данное понятие одним словом.
Итак, УРОК – это…
Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Из чего он состоит?
Ответ на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня.
Тема семинара Структура современного урока в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения
Обратите внимание на «ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они детские, а потому что это «ладошки ожиданий», напишите на каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара, затем отложите их в сторону до конца работы.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. То есть у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает  учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения.Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, каким должен быть урок. (Подсказки на зелёных листочках) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Откройте Белый конверт(ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Перед Вами многообразие понятий. Из множества предложенных выберите то, что относится к основным типам урока. (группы выбирают понятие и вывешивают на доске).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки отработки умений и рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
А названия чего остались у Вас на столе?( виды уроков) Распределите их в соответствии с типами.(результат работы отражается на доске)
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.2. Урок отработки умений и рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров, два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу.
Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать интересные вещи. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...
В Цветных конвертах находится «конструктор для сборки урока» - элементы его структуры (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). У вас элементы того типа урока, который вы определили. Ваша задача – выстроить эти элементы в необходимом порядке и представить результат своей работы.
Структура урока открытия нового знания:
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии;
этап выявления места и причины затруднения;
этап построения проекта выхода из затруднения;
этап реализации построенного проекта;
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап включения в систему знаний и повторения;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока отработки умений и рефлексии:
этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап локализации индивидуальных затруднений;
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
этап реализации построенного проекта;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап включения в систему знаний и повторения;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке;
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.

Структура уроков развивающего контроля:
этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап локализации индивидульных затруднений;
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
этап реализации построенного проекта;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап решения заданий творческого уровня;
этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Давайте и мы попытаемся связать эти элементы таким образом, чтобы наш урок был целостным, деятельностным и результативным.
О подходах к структуре урока и микроцелях этапов уроков первых двух типов расскажут мои коллеги ______________________________________.
Работа нашего семинара проводилась в два этапа. Вчера мы посмотрели открытые уроки наших коллег, педагогов начальной школы. Они готовы дать самоанализ своих уроков, а вы, учитывая знания, которые приобрели сегодня, можете задать им свои вопросы.
Рефлексия.
Прошу всех участников вспомнить о «ладошках ожиданий». Теперь это «ладошки оправданных надежд». Какие Ваши ожидания оправдались? Прошу выразить эмоциональное отношение к проведенному мероприятию, прокомментировав ваши записи, возможно дополнить их.
Заключение.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!