Конспект урока Луганский край в 14-перво половине 17 веков, быт слобожан

Урок 17
Разработала учитель истории
ГБОУ ЛНР
«Новодарьевская общеобразовательная школа»
Муратова Наталья Александровна
Тема: Луганщина в XIV - первой половине XVII веков.
Цель: изучить события, которые происходили в этот период через различные формы активизации учебной деятельности, развивать умения выстраивать логическую последовательность событий, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, воспитывать у учащихся интерес к истории родного края.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные УУД:
понимают информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
осуществляют поиск нужной информации;
делают выводы, в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:
формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания;
выражают свои мысли и сотрудничают с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
обсуждают учебные проблемы, признают существование различных точек зрения, высказывают собственное.
Регулятивные:
ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
соотносят свои действия с планируемыми результатами,
оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные УУД:
осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества, гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее своего народа; своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, чувства ответственности и долга перед Родиной.
оценивают  ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развивают  моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирую нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование: электронная карта, карточки, дополнительный материал.

Тип урока: комбинированный
План урока.
Первые слободские поселения.
Жизнь и быт слобожан.
Поселения казаков на территории Луганского края.

Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности
Вводное слово учителя. Разгадайте ребус. Слайд 1





Ответ: «Слобода»

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «слобода», с историей слобожанских поселений, о жизни и быте слобожан, рассмотрим вопрос о поселениях казаков на территории Луганского края.
Актуализация опорных знаний. Проверка д\з
Прием «Конверт – сюрприз». Индивидуальная работа. (3-4 ученика)
Ученики получаю конверты – сюрпризы, в которые вложены карточки с набором опорных слов по изученной теме. Ученикам необходимо составить ответ по опорным словам на заданную тему.
Вопрос. Как проходила колонизация Дикого поля?
Опорные слова. Колонизация, донбасские степи, Дикое поле, правительственная, народная, Московское государство, Северский Донец, р. Сейм и Большая Сосна, полезные ископаемые, благоприятные природные условия, мещанско – крестьянская колонизация, военная колонизация, крымские татары.
Прием «Кубик Блума». Работа с классом.
Учитель бросает кубик на гранях которого написано начало вопросов: «Докажи», «Расскажи», «Объясни», «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись», вслух озвучивает содержание вопроса. Ученик, получивший кубик должен дать ответ, начинающийся с того слова, которое выпало на грани и передать кубик следующему ученику. Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.
- из каких источников мы можем узнать о событиях 14-17 веков на территории нашего края? (письменных, вещественных (археологических)).
- как называется исторический документ, который показал роль нашего края во взаимоотношениях между Крымским ханством и Российским государством? («Книга Большому Чертежу»)
- почему донецкие земли стали называть «Диким полем»? (постоянные войны, незначительное заселение территории привели к тому, что эти земли стали называть «дикими»).
- по каким дорогам татары делали свои набеги? (Муравской, Изюмской, Кальмиусской).
- почему крымские татары делали свои набеги на наш край? (Производительные силы Крыма, где после распада Золотой Орды образовалось Крымское ханство были очень отсталыми; Сложные климатические условия, засуха убивала урожай, что приводило к голоду в Крымском ханстве; Другие отрасли не развивались; У жителей было равнодушие и отвращение к хозяйственной деятельности; Убежденность в том, что все необходимое нужно не создавать, а захватывать у соседа).
- как вели себя татары во время набегов?
(Придя в район заселенный русскими или украинцами, татарское войско разделялось на отряды по несколько сот человек. Эти отряды распались по деревням, окружали население со всех сторонни, чтобы не ускользнули жители, раскладывали по ночам большие костры. Потом грабили, жгли дома и постройки, убивали сопротивляющихся, уводили в плен не только мужчин, но и женщин, а также домашний скот: коров, быков, лошадей, овец. Главной целью любого татарского набега был захват добычи, пленных, скота. Татары не использовали пленных в своих хозяйствах, а продавали за «море», главным образом в Турцию. Очень выгодно было татарам за полонянина получить выкуп, который достигал несколько сот рублей. Это был страшный, неприкрытый грабеж южных регионов России. Чтобы предотвратить набеги, решено было строить в стенах города крепости.)
Прием «Верю - не верю». Каждый вопрос начинается со слов «Верите ли вы». Работа с классом.
Оборона границ южной Руси складывалась постепенно? (Да)
Возведение оборонительных линий называлась «Засечными чертами» (да).
Для обороны возводились отдельные крепости? (нет)
Главным элементом тактики татарских набегов было оповещение населения? (нет, нападения были внезапными)
Наблюдательные посты за «диким полем» называли «сторожа»? (да)
Изучение нового материала
Первые слободские поселения.
Работа с исторической справкой (Большая Советская энциклопедия. Изд. 3 с.23). Учитель зачитывает историческую справку, ученики – делают вывод
Слобода (слобожа) – вид поселения, района или города в истории России, Белоруссии и Украины. На момент его основания жители имели освобождение (свободу) от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государя. Первые упоминания о слободах относятся к X - XI векам, более широкое распространение получили в XII веке. Освобождение от льгот и характер льгот менялся в зависимости от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинских повинностей. Многие из таких поселений были новыми осваиваемыми землями, на которых поселялись казаки. Для казаков освобождение от податей было стимуляцией. В первой половине 17 века льготы были отменены и слободы превратились в обычные села и поселения.
Проблемный вопрос: Почему юг русского центрального Чернозема и граничащие с ним украинские земли старожилы называли Слобожанский край или Слободская Украина? Ответы детей.
Учитель. Слободы обычно находились в предместье больших городов: стрелецкие, пушкарские, ямские, и др. Их жители несли военную службу, ямщицкую, мастеровую. Поэтому они пользовались государственными льготами «свободами», освобождались от налоговой подати. Отсюда и считается пошло название поселения «слобода». А край этот стали называть слобожанским.
Игра «Шесть вопросов». Работа в группах.
Информационная карта «Как в степной «зеленой девственной пустыне» возник плотно заселенный Слобожанский край?
Учащиеся получают информацию, по мере ознакомления с информацией группы записывают на отдельных листах 6 вопросов. Обмениваются вопросами и дают ответы на них. После работы листы сдают учителю. Форму оценивания результатов учебной деятельности учитель проводит самостоятельно. Целесообразно наилучшие вопросы использовать на следующем уроке во время проверки д\з. Работа сопровождается электронной презентацией.
Слободы были примерно одинаковы возрастом. Большинство разменяло четвертое столетие в Диком поле, «в степи великой хозяйничали племена кочевых народов. Малозаселенные лесостепные пространства одновременно вдруг стали обживаться оседло-пришлым людом. Главным богатством ведь была плодородная земля – родючий чернозем». Слайд 2
Дабы укрепить государственные пределы, власть довольно щедро выделяла земельные наделы служивому человеку. «Живи, охраняй границу, и корми, содержи себя и свою семью». С севера на жительство перебирались великорусы. Кого переселяли бояре, кто сам бежал от невыносимого господского гнета. По названиям сел, нетрудно, догадаться из каких мест шли-ехали: Московское, Можайское, Кальмиуское.
Сохранились архивные документы о том, что уже в 1652-1653 гг. в степном пространстве обосновался «первый по времени» Острогожский слободской полк. Он занял территорию с запада на восток – почти от нынешнего Белгородского Нового Оскола до Воронежского Калача. И с севера на юг – от Воронежского Урыва до Луганского Старобельска.
Еще позже были сформированы пять казацких полков: Харьковский, Сумской, Охтынский, Изюмский и уже известный Острогожский. Слобожанский край заселялся в середине 17 века, в основном казаками и крестьянами, а также «беглыми» из Москвы. Особенно активное переселение происходит после подавления казацкой армии под Берестечком и во время «Руины» (1651 г) Слайд 3,4
Слобожанщина – историческая область, которая охватывает территории современных Харьковской, Донецкой, Луганской областей, часть воронежской, Белгородской, курской областей. 252 населенных пункта, 250 тыс населения. Слайд 5
Жизнь и быт слобожан.
Рассказ учителя с использованием электронной презентации.
Природа на Слобожанщине. Слайды 6-8
Природа щедро наделила Слобожанщину плодовыми деревьями и кустами. Распространены были сады с пасеками. Водилась птица, дикие животные (зубры, медведи, волки, лоси, кабаны). В степях встречались сайгаки и дикие кони. Минералов было мало. В избытке была только соль, которую добывали только на Торских озерах. Добывали еще камни для жерновов, мел, гончарную глину. Почвы черноземные. В широких степях легко было разводить табуны коней, рогатый скот и овец.
Влияние рек на заселение «дикого поля» слайд 9
На заселение дикого поля значительное влияние оказывали местные реки. Теперь ни одна из них не является судоходной, но раньше было по-другому. По Северскому Донцу сплавляли много судов с хлебом от Белгорода до Чугуева, а оттуда плавали к Дону. Днепровские ветки – Псел, Сула, Воркала связывали Слобожанщину с Полтавщиной. Река Сейм, которая впадает в Десну – давала возможность общаться с Черниговщиной. На территории Слобожанщины днепровские реки сближаются с донецкими. Слобожане в первую очередь начинали селиться там, где больше воды.
Леса на Слобожанщине. Слайд 10
Лесов во времена заселения было больше, чем в настоящее время. На берегах притоков Донца простирались густые леса. Лес использовали для строительства как крепостей и укреплений, так и всего необходимого в хозяйстве, в частности ветряные мельницы и винокурни.
Трудовая жизнь слобожан. Слайды 11-18
Дворы слободских жителей были не большими по размеру, огороды большие. Жилые дома деревянные, зачастую простые бревенчатые избы, крытые соломой. Улицы были немощенные. Трудовая жизнь начиналась рано: летом с восходом солнца, а зимой часа за 2-3 до рассвета. Условия для труда были в общем сложные, заработки простых работных людей невелики. Об этом свидетельствует очень старинная поговорка: «плотнику – копейка, а подрядчику (уговорщику) – рубль. Трудно жилось чернослободскому населению, еще хуже было положение пришлого народа. Очень просто в те времена бедному человеку очутиться в кабальной зависимости. Задавленные бесправием и тяжелым трудом, не обеспечивающие себя сносным прожиточным минимумом, простые люди искали утешение «за чаркой», за употреблением вина (водки) в слободах. В слободах это было широко распространенное явление. Но далеко не все слобожане всегда пили только с горя. Пили и в престольные праздники. Отсюда и появилась пословица «И на нашей улице будет праздник».
Духовенство и образование на Слобожанщине. Слайды 19-23
Вместе с заселением активно приходит духовенство: здесь возникает множество монастырей: Святогорский, Дивногорский, Холковский, Ахтырский, Троицкий, Краснокутский, Куряжский, Острогожский (женский). При содействии братства развивается образование. В 1732 г в четырех полках Слобожанщины действовали 124 школы. На Слобожанщине жил известный философ Григорий Сковорода. Основанные во второй половине 17 века как крепости: Харьковская, Сумская, Ахтырская, Осторогожская превратились в 18 веке в торгово – ремесленные центры.

Поселения казаков на территории Луганского края.
Работа в группах с раздаточным материалом (информационные карточки). Дидактическая игра «От конца к началу». После ознакомления с информацией ученики должны пересказать изученный материал в обратном порядке – с конца к началу. Начинают игру самые слабые ученики. Последовательность ответов определяет учитель. Воспроизведение полученной информации в такой необычной форме позволяет лучше осмыслить материал. (Приложение 1)
Учитель подводит итог, делает выводы. Слайд 24
Документы говорят, что в 16 веке казачество не было монолитным, а в действиях казаков еще очень велик разбойничий, разрушительный, паразитический элемент.
Роль казаков как защитников вдов и сирот, охранителей неприкосновенности рубежей Отечества еще впереди.
Тем не менее, укрепление южных рубежей Российского государства, активные наступательные действия подготовили начало заселения Дикого Поля.
В 16 веке идет противоречивый процесс формирования казачества как особого сословия со своими политическими интересами.
Постепенно намечаются центры концентрации казачества: Запорожская Сечь, Нижние Подонье.
С историей запорожского и донского казачества буде тесно связана жизнь нашего края в 17-18 веках.
Д\з


Дополнительный материал.
Приложение 1.
1 информационная карта.
Рост крепостничества в 15-16 столетиях в Российском и Польско- Литовском государствах привел к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на незанятые земли южной и юго-восточной окраины России и Украины, в основном на р. Днепр, Дон, Яик и их притокам. В конце 16 века сформировались две области, которые объединили казачество. Наибольшая область Запорожская Сечь, которая в основ состояла из этнических малороссов. Другая область – донские казаки, состоявшая из местного населения (потомки половцев, тюрков, а также беглых крестьян из Московии).
Расположенные по татарскому пути, по Кальмиусской дороге, земли нынешней Луганщины свыше двух столетий были полем боя запорожских, а позже слободских казаков с татарскими ордами. Ежегодно весной немало запорожцев шло сюда, присоединялись к тем казакам, которые постоянно проживали здесь в зимовниках и пограничных залогах. Они оставались основной вооруженной силой в Придонцовье, и Московское правительство часто обращалось к их услугам. Так в 1559 г. казаки во главе с гетманом Дмитрием Вишнивецким разгромили татар у Айдара. В период 1641-1643 гг. запорожской пограничной стражей возле Донца руководил Иван Богун. В 1650 г. сюда к реке Миус, приводил запорожское войско старший сын Богдана Хмельницкого – Тимош (Тимофей).
2 информационная карта.
Каменный Брод на реке Лугани – сейчас каменобродский район г.Луганска – древнее запорожское займище, старинная казацкая местность. Первые упоминания о поселении в этой местности датируются 1740 г. Существовал вергуник казака Вергуна (ныне с. Вергунка г. Луганска)
Любимым убежищем для казачества был Макаров Яр (ныне с. Пархоменко Краснодонского района). В 1690 и 1700 гг казаки из этих мест поставляли в Бахмутовскую крепость на продажу скот, зерно и др.продукты.
Запорожцы Лисьего Бацрака на Донце (сейчас г. Лисичанск) еще в 17 веке использовали каменный уголь для бытовых нужд.
А у нынешнего п. Чернухино Перевальского района проходил казацкий путь из Сечи на Дон. В начале 17 в. запорожцы устроили там свою базу с продуктами и запасами оружия, чтобы путешествующие казаки могли отдохнуть.


3 информационная карта.
Донские казаки уже в 1570 г. называли себя «вольным казачеством» и вместе с запорожскими казаками совершали походы в Крымское ханство. Для предупреждения населения о набегах и подготовки войска, казаками создавались стоянки, которые постепенно превращались в слободы.
В первой половине 17 века переселенцы селились слободами, образовав на юго-востоке Украины – Слободскую Украину. В ее состав входила территория современной Луганщины до р. Айдар и северной части современной Донеччины до р. Бахмут.
В 1696 – 1707 гг запородские казаки поселились на р. Лозовой (приток р.Лугани), где потом возникла ст. Лозовая



Используемая литература:
Толковый словарь Даля.
Большая Советская энциклопедия том 3
История Луганского края. Ефремов А.С., Курило В.С.
История родного края. Горелик А.Ф., Викрова Т.В.
История родного края. Учебное пособие 7 класс

15