«Основные направления краеведческой работы в школе и их результативность».

МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа №2»






«Основные направления краеведческой работы в школе
и их результативность».


Автор:
Перебоева Ирина Сергеевна,
Зам директора по ВР.











г. Сретенск, 2013.
В современной школе добывание знаний учащимися является главным видом урочной и внеурочной деятельности. Обучить активным способам учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним, развить познавательные творческие способности – цель учителя, а умелое применение приемов и методов является средством развития познавательных способностей учащихся.
В последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения.
Краеведческая работа в школе строится в комплексе и ведётся по нескольким взаимосвязанным направлениям. В своём докладе я хотела бы показать и раскрыть их.
Теоретическая и практическая работа по изучению родного края ведется по нескольким направлениям. Все они тесно взаимосвязаны.
I направление – изучение краеведения в рамках базисного учебного плана.
изучение краеведческого материала происходит на таких уроках, как истории России, экология Забайкалья 9 класс, фольклор и литература Забайкалья 5 класс, зелёный мир Забайкалья 6 класс.
Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период позволяют сделать многие события отечественной истории более близкими и понятными для учащихся. Краеведческий материал включается в объяснение учителя. После изучения больших тем отводится урок, посвященный истории Забайкальского края и нашего города Сретенска в этот период. По ряду вопросов даются задания для самостоятельной проработки материала в краеведческой литературе, выполняются творческие задания. В выпускных 9 классах ,например, был собран большой материал «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» при изучении этой темы .
В 2012/2013 учебном году в 9 классе в учебный план включена экология Забайкалья, что позволяет знакомить ребят с экологическими проблемами и состоянием.
В 6 классе- на уроках зелёный мир Забайкалья, раскрывается вся красота края .
2 направление – дополнительное образование – кружки.
Работа по изучению истории родного края в рамках краеведческого кружка «По малой Родине моей», который на базе школы ведётся в течение 2 лет. В нем занимаются дети, интересующиеся историей родных мест, увлеченные краеведением. Разработана программа со сроком реализации на 3 года. Именно ребята, занимающиеся в кружке, успешно готовят материалы к краеведческим конференциям. Они же стали организаторами краеведческой работы в школе.
Кружок «Художественное слово»- раскрывает устное народное творчество Забайкальского края, театральное искусство. Срок реализации 2 года.
3 направление – научно - исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края.
На протяжении ряда лет ведется работа по подготовке докладов к научно-практическим конференциям.
За эти годы ребятами велась научно – исследовательская работа по нескольким темам:
- сбор информации о представителях педагогических династий школы, ( к юбилею школы)
- изучение биографий земляков,
- декабристы в Забайкальском крае.
Надо отметить, что написать действительно интересную исследовательскую работу по той или иной теме непросто.
Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей.
Любая научно – исследовательская работа проходит в несколько этапов. (Приложение).
1. – выбор темы исследования и постановка задачи. От выбора объекта краеведческого исследования зависит многое. Тема должна быть для ребят интересна, посильна, доступны источники сбора информации.
2. – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации. На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы, определить как материал будет собираться.
3. – работа по сбору материала. Она ведется по разным направлениям, с использованием разных источников информации – работа с краеведческой литературой, архивными документами, беседа с краеведами и старожилами, картами, фотофиксация материалов.
4. – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной картины. Оформление материалов.
Особенностью становится то, что осмысление материалов и поиск дополнительной информации, уточнение каких-либо вопросов, идут одновременно. Итогом этой работы и становится написание текста работы. Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал с учетом требований, которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать цель работы, представить методы исследования, выводы и результаты, возможность использования в учебном процессе и дальнейшие перспективы краеведческой работы.
В ходе подготовки работ решается еще одна проблема – оформление наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме.
5. – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив дальнейшей краеведческой работы. К выступлению со своей работой ребята готовятся в течение какого – то времени. Здесь важно, чтобы выступающий уложился в рамки регламента, показал свободное владение темой исследования, представил материалы логично, эмоционально, умело привлекал наглядный материал. От всего этого зависит успех выступления.

За 2012- 2013 учебный год ребятами были успешно представлены следующие работы:
2013 год
«Хозяйственная деятельность декабристов в Забайкальском крае»- призёр ученица 9 класса районных декабристских чтений.
2013 год
- «Его именем названии Партизанская улица» - сертификат участника районного конкурса исследовательских работ «Имя на карте города» в номинации «Сретенск – наш общий дом»
- «Из истории моей семьи» - 9 класс школьный конкурс.
Научно – исследовательская работа с ребятами будет продолжена. Уже есть задумки следующих тем исследований истории родного края.

4 направление- экскурсии.
Имеется разработка методических материалов для проведения экскурсий по городу.
На сегодня школа совместно с центральной детской библиотекой уже не первый год ведётся работа клуба «Ориентир», которая заключается в изучении профессий, востребованных в городе Сретенск. Уже за минувший год были запланированы и проведены экскурсии в организации и предприятия Сретенска.
6 направление –художественно -эстетитческое, гражданско-патриотическое направление по плану воспитательной работы –то прежде всего
участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
- организация краеведческой работы в школе, проведение мероприятий, игр и конкурсов. Разработаны классные часы, игры, конкурсы.
Среди наиболее удачных мероприятий я назвала бы следующие:
- игра «Люби и знай свой край». Разработка составлена таким образом, что игру можно провести и в рамках одного класса и на параллели классов. Опробованы разные варианты, и результат всегда был хорошим – ребята получали новые знания по истории города, могли проверить свою эрудицию.
- оформление работ на фотоконкурс «Наш район».
Хотелось бы выделить несколько основных городских мероприятий по краеведению и проследить результативность выступления ребят:
Ребята приняли участие в городском конкурсе «Сохраним лес от пожара» - 1 место ученик 7 класса и поощрительные подарки участникам ,
- международный конкурс «Все мы родом из Даурии. Ребята о зверятах»- 1 место
и 14 поощрительных призов за участие.
Таким образом, за годы совместной работы в нашей школе накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. За это время уже несколько выпусков ребят, так или иначе, были связаны с изучением родного края. Исследования для них не прошла бесследно – позволили лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в данной работе, определиться с выбором будущей профессии. Когда есть возможность, они обязательно приходят в школу, общаются друг с другом, вспоминая свои выступления.
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края.













15