Реализация особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ


Реализация особых образовательных потребностей у детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в специальных классах коррекционной школы.
Проблема равного доступа к качественному образованию всех, без исключения, детей основывается на принципах справедливости и права выбора. Как указано в Законе "Об образовании", граждане имеют право на "…образование во всех государственных учебных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, состояния здоровья, места жительства и других обстоятельств".
На практике, однако, если сравнить условия вступления и затраты на образование детей, для которых равенство в правах должно гарантировать государство, дело обстоит таким образом, что определенные категории детей являются лишенными равного доступа к качественному образованию. Так складывалось годами, что дети с проблемами в развитии, а особенно – с комплексными нарушениями, те, которые не могут себя обслуживать, – находились на задворках общей системы образования или совсем из нее выпадали. Получив ярлык "неспособных к самообслуживанию и обучению", они списывались на содержание в учреждения системы социальной защиты. Таким образом, создавалась искусственная изоляция, которая приводит к снижению социальной компетентности этих детей, их социальной дезадаптации.
Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование детей с ОВЗ, системой норм и правил, обязательных для исполнения в любом учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети.
Таким образом, государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало решительный шаг в сторону гуманизации общества. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием все должны иметь возможность получить образование соответствующего  уровня. Но « дети с особыми образовательными потребностями» обязательно нуждаются в дополнительной поддержке в обучении и воспитании.
С момента открытия БДДИ воспитатели занимались с нашими детьми по различным программам обучения. За эти годы прослеживалась положительная динамика в развитии детей с умеренной умственной отсталостью. Воспитанники научились читать, писать, выполнять простейшие математические действия. А в 2012-2013 году на базе нашего учреждения были открыты 2 класса, а в 2013-2014 10 классов для обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Сейчас учителя коррекционной школы занимаются с детьми по программе Т. Б. Башировой «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью». Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно- отсталых детей, находящихся в детских домах-интернатах, а затем в психоневрологических домах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Учителя коррекционной школы работают в тесном контакте с воспитателями нашего детского дома. Работая с данной категорией детей, понимаешь, что необходимость индивидуального подхода при их обучении и воспитании очень велика. Своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка( замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дурные привычки и т.д) требует от педагогов , работающих с ними , углубленных знаний по специальной психологии, азов детской психиатрии ( т.к., чтобы обучать и воспитывать ребенка, педагоги должны знать , каковы последствия той или иной болезни).
Я работаю на группе девочек, учащихся 7 класса . Помимо умеренной умственной отсталости у всех детей наблюдаются самые разнообразные нарушения в развитии, такие как недоразвитие речи, нарушение зрения, нарушения в поведении, остаточные явления ДЦП, нарушения крупной и мелкой моторики. Класс разновозрастной. В нем учатся дети  от14 до 17 лет.
Главная цель  при работе с такими  детьми обеспечение условий для социализации  детей, полноценной реабилитации, в т.ч. психологической, медицинской, социальной, для успешной их интеграции в общество.
Ведущая инновационная идея- создание в учреждении развивающей среды, обеспечивающей условия обучения, развития и социализации для каждого ребенка в соответствии с его  образовательными потребностями.
Мой опыт носит целостный характер- включает учебную и внеклассную деятельность. Поэтому субъектами организации коррекционно-развивающего пространства         учреждения являются все педагоги и специалисты, работающие с учащимися с умеренной умственной отсталостью .Учителя обучают воспитанниц по специальной программе, а я продолжаю работу по этой же программе на самоподготовке, руководствуясь принципами:
Принципы эти таковы:
Принцип педагогического оптимизма.
Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и органических возможностей жизнедеятельности , быть включенным в образовательный процесс. При этом под обучением понимается не столько усвоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению доступных ребенку социально и личностно значимых навыков, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде.( Поэтому мои девочки очень любят «ласковые минутки», на которых можно задать и получить ответы на любые, даже очень каверзные вопросы, и, конечно, каждый ждет индивидуальную минутку общения) Принцип коррекционно – компенсирующей направленности образования.
Этот принцип предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.( На своих занятиях часто использую элементы методики Глена Домана для стимуляции ЦНС и мозга при помощи зрительного восприятия,слуха и осязания и мини курс Филдви, который способствует снятию нервного напряжения, снятию усталости от умственной нагрузки)
Принцип социально - адаптирующей направленности образования.
Социально -адаптирующая направленность специального образования позволяет сформировать социальные компетенции и психологическую подготовленность к жизни в социокультурной среде, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы , позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни. ( Мои девочки участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, проходящих на городском и областном уровне, посещают выставки и кинотеатр, знакомятся со сверстниками за пределами Детского дома))Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметами и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, освоения коммуникативных умений. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей с ограниченными возможностями , поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно – педагогической помощи.(Посещение библиотеки, словесное рисование, чтение с объяснением и просто ежедневные беседы и диалоги помогают в реализации этого принципа)
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании .
Чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой педагогом. ( Здесь особенно важен пример педагога- дети стараются подражать любым действиям и поступкам)
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Принцип направлен на создание благоприятных условий обучения , учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка ( тип ВНД, характер, скорость протекания мыслительных процессов, работоспособность, уровень развития эмоционально – волевой сферы), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы специального образования предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.( В нашей группе данный принцип реализуется через введение системы разделения учащихся по способности усвоения программного материала. Все учащиеся условно делятся на три уровня: .
1 уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы в полном объеме;
2уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы в полном объеме только по отдельным предметам;
3 уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы не в полном объеме;)
Без реализации индивидуального подхода немыслимо обучение в коррекционной школе. Так, например, при плохом усвоении материала одной ученице можно предложить дополнительные занятия, а другой дать возможность больше отдыхать. Анализируя ошибки учащихся, допускаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленными последствиями болезни. При определении размера домашних заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых детей. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчивее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к занятию, следует учесть особенности восприятия каждой из воспитанниц.
Принцип необходимости специального педагогического руководства.
О реализации принципа необходимости специального педагогического руководства в работе с умственно отсталыми детьми говорить много не надо. Все педагоги , кто хоть когда - то работал с данной категорией учащихся могут сказать , такие дети нуждаются в постоянной стимулирующей или организующей помощи взрослого.
Таким образом, педагог, зная особенности каждого ребенка, руководит отбором адекватного содержания коррекционно – педагогического воздействия и средств компенсаторного развития непосредственно для него.
В своем выступлении я затронула далеко не все аспекты работы с детьми , которые применяют педагоги нашего учреждения в своей практике. У каждого из них есть свои изюминки.
Работая с особыми детьми, искренне радуешься их успехам и осознаешь, что хоть и маленькими шагами, но их развитие все же возможно. Если же сравнивать их успехи с успехами в обучении детей с нормой интеллекта, то любой учитель общеобразовательной школы назвал бы таких детей необучаемыми.Но реализуя особые образовательные потребности умственно отсталых детей, все же можно добиться положительных результатов в раскрытии потенциальных возможностей личности ребёнка, его познавательных процессов, создаются условия для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребёнка. Все дети получают элементарные навыки и умения.
ЛИТЕРАТУРА
Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”. “Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений” (методическое пособие для учителя). М., 2001г.
Борщанская, А. К. “К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида”. Дефектология №2, 2002г.
17. Ватажина А. А. Принципы обучения глубоко отсталых детей в домах-интернатах // Шестая научная сессия по дефектологии: Тез. докладов. -М. , 1971. -С. 86-88.
18. Ватажина А. А., Зелингер И. И. Пособие по воспитанию и обучению глубоко умственно отсталых детей в детских домах Министерства социального обеспечения РСФСР. -М., 2006г..
Власова Т. А., Певзнер М. С. “О детях с отклонениями в развитии”, М., Просвещение, 1973г.
Дементьева Е.Г. Модель работы с семьей умственно-отсталого дошкольника. “Практическая психология и логопедия”, № 3, 2006г.
Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта”.
Сборник научных трудов Лурье Н. Б. “Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье.”, М., 1972г..