АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Учитель, высшая категория МОУ НШДС№1 Румянцева Е.Н.

 "Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни".
Януш Корчак
За последние 5 лет число неуспевающих школьников возросло в среднем с 20 до 40%.;1,5 – 3% детей с отклонениями в развитии поступает в 1 класс; 20 - 30% не могут освоить учебную программу; 70 – 80 % нужны специальные формы обучения. Связано это и с возросшими требованиями школьной программы, с одной стороны, и с ухудшением здоровья учащихся, с другой.
Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации, в частности, вхождения в школьную жизнь.
Ситуация риска – характеризуется нарушением гармоничных нарушений между личностью и средой. Состояние риска – адаптационное нарушение в обучении.
Ребёнок должен адаптироваться (от латинского Adapto – приспособлю) к новым социальным условиям, установить контакт с одноклассниками, взаимоотношения с учителем, определить своё отношение к лидерам класса и т.д. Для некоторых детей обучение в школе является психотравмирующей ситуацией, овладение школьной программой – непосильной нагрузкой.
Дети «группы риска»:
-задержка психического здоровья;
-нарушение нормального темпа психического развития;
-сочетание трудности в обучении в освоении учебных задач и хорошей речью и памятью;
- способность к использованию помощи и перенос на выполнение сходных заданий;
- нет нарушений отдельных анализаторов, интеллектуальной недостаточности;
- социальная девиация (агрессивное поведение, демонстративное поведение, протестное, комфортное)
-гиперактивность.
Доказано, что в начальной школе семь ошибок из восьми, которые допускает ребенок на письме, обусловлены не леностью (вредностью, упрямством, непослушностью) ребенка, а имеют объективные причины.
Причина первая. Чаще всего к учебным затруднениям младшего школьника приводит недостаточная зрелость его психических функций – тех, которые необходимы для формирования умений письма, счета, чтения. Корни таких проблем, как правило, уходят в период внутриутробного развития и родов или в социально-психологическую среду развития дошкольника. До школы внешние проявления будущих учебных затруднений могут быть неяркими и ограничиваться лишь отдельными симптомами. Однако когда ребенок приходит в первый класс, эти проблемы начинают манифестировать.
Причина вторая. Слабое физическое здоровье ребенка, ослабленность его организма хроническим заболеваниям.
Причина третья. Неумение организовать себя и свою учебу, учесть при этом свою индивидуальность. Каждый ребенок видит, познает и осваивает окружающий мир по-своему, формируя неповторимо особенный индивидуальный учебный стиль.
Цель коррекционно-развивающей работы - создание в образовательном учреждении такой среды, которая исключила бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность сделала бы лечебной.
Факторы устранения нарушений:
- коррекционно-развивающая работа;
-оздоровление;
-подготовка.
Знание и предотвращение причин неуспешности позволяет сделать процесс обучения более эффективным с первых дней обучения школьников.
Неуспевающих школьников можно объединить в следующие группы:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника».
Среди этих учащихся, в свою очередь, выделяются две подгруппы. Одни свой неуспех в учебной деятельности компенсируют какой-либо практической деятельности, у других такой компенсации нет, что затрудняет выработку адекватной самооценки и, в свою очередь, затрудняет работу учителя.
Основная направленность работы с этими учащимися – развитие их мыслительной деятельности, мыслительных операций и качеств ума, в частности самостоятельности.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности у этих неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной утрате «позиции школьника». На качество их учебной работы влияет то, что они привыкли заниматься тем что им нравится. Отсутствие более широкой мотивации приводит к неуспеху в учении. Неуспех вызывает конфликт и общее негативное отношение к школе.
Среди этой группы тоже выделяются две подгруппы.
Одни учащиеся свой неуспех в учебной деятельности компенсируют, какой либо интеллектуальной деятельностью (чтение например). Это создаёт благоприятные условия для воспитания. Они имеют навыки интеллектуальной деятельности, тяготеют к коллективу, используя их интерес к интеллектуальной деятельности, их легко включить в коллектив.
Значительно сложнее работа со второй подгруппой. Неуспех в учении здесь обусловлен сформировавшимися у этих детей отрицательными моральными установками по отношению к учителю, школе. Эти школьники комментируют свой неуспех в учении связью с каким-то другим коллективом. Работа по преодолению неуспеваемости этих учащихся сложна, так как необходимо изменить их «внутреннюю позицию», сформировать новое отношение к учению. Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить отрицательное отношение к учению.
3 группа. Для неуспевающих этой группы характерны низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение к учению.
Возможная модель коррекционно-развивающей работы: 1. Восстановление пробелов в знаниях и умениях ребенка. 2. Развитие психологических основ учебных действий. 3. Формирование такого уровня эмоционально-волевой регуляции, который бы позволил ребенку в дальнейшем учиться без дополнительной помощи.
Литература:

Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие / под ред. В.А. Сластёнина.-М.: изд. центр «Академия», 2004.-272с.
Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие / под ред. Г.Ф. Кумариной.- М.: изд. центр «Академия», 2001.- 320 с.
Лобанова Н.Н., Косарев В.В, Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. – Самара; СПб., 1997
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995
Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003


15