Механизмы взаимодействия органов государственно-общественного управления в образовательном учреждении


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
По курсам повышения квалификации
по образовательной программе дополнительного профессионального
образования «Современный образовательный менеджмент.
Государственно-общественный характер управления
реализацией ФГОС общего образования»
на тему: Механизмы взаимодействия органов государственно-общественного управления в образовательном учреждении
ВЫПОЛНИЛ: Софронов Иосиф Константинович
НОМЕР ГРУППЫ:115 Ф
РЕЦЕНЗЕНТ:
Челябинск – 2015г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1. Общая характеристика модели организации взаимодействия системы образования с обществом.......................................................................................6
2. Общие подходы к моделированию взаимодействия системы образования с обществом.......................................................................................7
3. Модель государственно-общественного управления образованием.........................................................................................................10
4. Моделирование государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения.............................................................................14
5. Реализация принципа государственно-общественного управления в системе образования на муниципальном уровне...............................................30
6. О реализации принципа государственно-общественного управления в системе образования на региональном и федеральном уровнях...................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышении качества жизни граждан и роста экономического потенциала государства.
Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы.
В свою очередь государство стремится преодолеть традиционную ведомственную закрытость системы образования, создать условия для построения отношений диалога и партнерства с обществом в вопросах функционирования и развития образования.
«Концепция долгосрочного  социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» рассматривает в качестве приоритетной задачи формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (от 17 ноября 2008г. № 1663-р) определяют, что «…важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства», «…будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов)».
Итогом анализа актуальной ситуации в сфере взаимодействия государства и общества в сфере образования позволил раскрыть содержание актуального общественного заказа образованию, действующие механизмы согласования потребностей его адресантов и адресатов, взаимные ожиданий и установки производителей и потребителей образовательных услуг, выявил основные проблемы построения эффективных отношений системы образования и общества, обусловливающих их факторов.
Таким образом была сформирована эмпирическая основа для определения подходов к разработке модели взаимодействия государства и общества в сфере образования и основных требований к ее содержанию, определены следующие основные направления взаимодействия государства и общества:
участие общества в формировании и реализации государственной политики в сфере образования,
реализация принципа государственно-общественного управления образованием,
взаимодействие государства и общества в вопросах обеспечения гарантий доступности качественного образования,
Одновременно проведенный теоретический анализ проблемы взаимодействия системы образования и общества, опирающийся на изучение трудов отечественных и зарубежных авторов, позволил сформулировать основные требования к данной модели.
Такая модель должна:
- органично включать в себя в обобщенном виде как широко апробированные в последние годы успешные практики организации эффективного государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, так и перспективные инновационные формы его организации, не только экспериментально апробируемые сегодня, но и теоретически возможные, которые могут быть востребованы и разработаны в будущем;
- соответствовать в части организационных форм и процедур взаимодействия с общественностью существующему законодательству и иным нормативным правовым актам и их прогнозируемым изменениям и развитию в этой области правового регулирования;
- представлять собой не окончательную детализированную организационно-функциональную схему взаимодействия системы образования с общественностью, а задавать и описывать научно обоснованные: единые принципы проектирования организационно-правовых форм государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, ключевые организационные характеристики и типизацию структурно-функционального состава вариативных организационных форм такого взаимодействия, организационные условия и адекватные им технологии проектирования и внедрения на основе обобщенной модели вариативных форм взаимодействия системы образования с общественностью на всех уровнях управления образованием.
Необходимым требованием к разработке модели является обеспечение ее практико-ориентированного характера. Разработанная модель выступает основой для определения и обоснования основных направлений и механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
1. Общая характеристика модели организации взаимодействия системы образования с обществом
Выше изложенное позволяет сформулировать следующий тезис: модель организации взаимодействия системы образования с обществом может быть представлена двумя ее относительно автономными разделами – модель участия общественности в управлении государственными (муниципальными) подсистемами системы образования и модель взаимодействия государственных (муниципальных) подсистем системы образования с ее общественной подсистемой. В последней в качестве первичного общественного субъекта организационных правоотношений необходимо рассматривать гражданина, действующего или вовлеченного действовать в сфере образования, как обладателя гражданских прав, обязанностей и ответственности, которые он вправе обменивать, переуступать, обобществлять и т.п. в различных предусмотренных законодательством организационных и организационно-правовых формах с другими гражданами, организациями, органами власти и управления, органами местного самоуправления. В этой подсистеме, как было показано ранее, совместное управление взаимодействием может быть редуцировано до формы доверительного управления – передачи всех полномочий по управлению одной из сторон взаимодействия, например, органу управления образованием или, наоборот, общественному объединению, некоммерческой организации. Данное обстоятельство, в связи с добровольным принятием сторонами такой формы управления взаимодействием, не отрицает субъект-субъектного характера взаимодействия сторон[1, 54] .
Необходимо отметить, что аналогичная редукция возможна и в первом разделе предлагаемой модели. В этом случае общественное участие в управлении образованием будет сведено к чисто совещательным формам и органам самоуправления, что и было представлено в широкой практике российского образования до 2004 года. Обратной редукции в управлении образованием практика российского образования до настоящего времени не предъявляла.
2. Общие подходы к моделированию взаимодействия системы образования с обществом
Для построения модели взаимодействия системы образования с обществом необходимо использовать современные представления теории организаций и науки управления и осуществлять его как моделирование организаций, организационных систем и систем управления организациями и организационными системами.
Проектирование организации взаимодействий различных субъектов представляет собой достаточно сложную задачу, которая не может быть решена формальным выбором наилучшего варианта организационной структуры взаимодействия по четко сформулированным однозначным и, тем более, математически выраженным критериям. Это многокритериальная задача, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных методов проектирования, включая метод моделирования организационных систем, с проектной деятельностью экспертов, руководителей и участников совместной деятельности по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений для конкретной организации взаимодействия.
Такое понимание методологии проектирования организации взаимодействий дает обоснование для выбора в качестве основного принципа адекватной технологии проектирования следующий: принципиально важным моментом является обязательное включение в их проектирование реальных и потенциальных основных участников будущей совместной деятельности и взаимодействия.
Широко используемым методом проектирования организационных структур является метод аналогий, один из подходов которого заключается в выявлении принципов их построения и их ключевых организационных характеристик и соответствующих им организационных форм системы управления. Второй, дополняющий его в рамках указанного метода, подход состоит в типизации наиболее общих принципиальных организационных решений о структурно-функциональном составе организации в четко определенных условиях ее создания и функционирования.
В частности, типизация проектных решений обеспечивает стандартизацию и унификацию организационных форм в той или иной сфере деятельности и управления и позволяет обеспечить внедрение наиболее рациональных и прогрессивных новых форм. Согласно признанных в теории организаций подходов проектирования систем управления, типовые организационные решения должны быть:
- вариативными;
- корректируемыми;
- допускающими отклонения, как функцию отклонений от заданных для их реализации конкретных условий.
Метод организационного моделирования, широко распространенный в теории организаций и в научном менеджменте, рекомендуется как предпочтительный (в сочетании с методом аналогий и другими) при проектировании новых организационных структур. Принципиально важным в моделировании взаимодействия системы образования с общественностью является способность модели включить в себя не только актуальные, но и потенциальные виды, формы и предметы (цели и содержание) взаимодействия. Для обеспечения этого необходимо использовать предложенную А.М. Моисеевым методологию проектирования организаций и их систем управления на основе их концептуальных (обобщенных, интегральных) моделей.
Концептуальная интегральная модель взаимодействия системы образования с обществом может являться обобщенной основой проектирования и создания множества вариативных систем государственно-общественного взаимодействия в сфере образования в реальной практике, если она соответствует следующим критериям.
1. Модель разработана на основании теоретического обобщения исследований и практики государственно-общественного взаимодействия в образовании.
2. Модель построена на принципах:
-системного подхода;
-оптимального сочетания централизации и децентрализации функций управления взаимодействием;
-сочетания коллегиальных и единоличных форм организации управления;
-баланса распределения обязанностей, прав и ответственности между субъектами взаимодействия и управления взаимодействием.
3. Ключевыми характеристиками модели являются:
-интегральный характер модели как обобщенного проекта организации государственно-общественного взаимодействия в образовании на основе содержащегося в ней представления типов структурно-функционального состава, организационных форм взаимодействий, процедур и регламентов их реализации;
-широкая вариативность проектирования и создания на ее основе организационных форм государственно-общественного взаимодействия в системе образования на уровне образовательного учреждения и на уровне территориальных (муниципальных и региональных) систем образования (соответствующих территориальных сетей образовательных учреждений и органов управления этими сетями);
-возможность модели представлять собой, с одной стороны, проект полностью развернутой системы организации взаимодействия, с другой стороны, программу (проект) ее поэтапного управляемого развития;
-системное и гармоничное сопряжение существующих актуальных и новых потенциальных форм государственно-общественного взаимодействия в образовании;
-сочетание в субъектах управления взаимодействием государственного и общественного представительства;
-определенность необходимых существенных условий (нормативно-правовых, научно-методических, информационных, организационных и др.) ее использования и реализации;
-наличие адекватной ее содержанию технологии проектирования и перехода от концептуальной модели к различным конкретным вариантам и модификациям организации государственно-общественного взаимодействия, сохраняющим качества этой базовой обобщенной модели.
Концептуальная интегральная формально-организационная модель должна обеспечить проектирование вариативных форм государственно-общественного взаимодействия в образовании на основе обобщенного набора типов проектных организационных решений и технологии конкретизации выбора проектного решения для организации конкретного взаимодействия системы образования с обществом под определенные цели и содержание такого взаимодействия[2, 84-90].
3. Модель государственно-общественного управления образованием
А.М. Моисеевым дано следующее определение понятия государственно-общественного управления образованием: «Это – особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения. Государственно-общественное взаимодействие в управлении образованием может осуществляться путем создания как раздельных, но взаимодействующих, органов и форм государственного и общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм государственно-общественного управления образованием» [5, 9-13].
Из данного определения следует, что государственно-общественное управление образованием становится фактическим социальным и правовым феноменом только в институциональной форме системы государственно-общественного управления образованием. Под такой системой необходимо понимать систему норм, организационных форм, функций и процедур их реализации на всех уровнях управления образованием, обеспечивающих согласование интересов, координацию деятельности, взаимодействие и совместную деятельность в области образования органов государственной власти и органов управления образованием, органов местного самоуправления, подведомственных им образовательных учреждений с гражданскими объединениями и гражданами, осуществляющими деятельность и реализующими свои цели и законные интересы в области образования. Такая система не только обеспечивает участие общества в управлении сетью государственных и муниципальных образовательных учреждений, но также полагает возможность участия государственных и муниципальных органов в управлении деятельностью гражданских организаций в сфере образования. Объектом управления становится не только сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, но и вся система взаимодействия и совместной деятельности государства и общества в сфере образования, т.е. вся система образования в ее законодательном определении, которое дано выше.
В настоящем разделе рассмотрим модель участия общественности в управлении образованием на уровне образовательного учреждения, органов управления образованием муниципального и регионального уровней.
При типизации и моделировании государственно-общественного взаимодействия в управлении образованием необходимо учитывать различия в организационном устройстве государственных и общественных субъектов. Государственный субъект управления образованием создан на основаниях законодательства известными процедурами децентрализации «сверху вниз» полномочий и обязательств государства перед обществом в сфере образования на следующих уровнях:
- федеральный: основная организационная форма – Министерство образования и науки РФ, агентства, службы;
- региональный: региональные органы управления образованием, созданные органом исполнительной власти региона в качестве своей организационной структуры на основаниях устава субъекта РФ, регионального законодательства и нормативных правовых актов об управлении в сфере образования;
- муниципальный: муниципальные органы управления образованием, созданные органом местного самоуправления на основаниях устава муниципального образования и нормативных правовых актов органов местного самоуправления в целях реализации государственных полномочий и обязательств в сфере образования, переданных на уровень местного самоуправления законодательством о местном самоуправлении и об образовании, что позволяет говорить о государственном характере управления образованием на муниципальном уровне;
- локальный: государственные и муниципальные образовательные учреждения, управляемые учредителем (согласно его компетенции) и имеющие собственную компетенцию, закрепленную за ними законодательно и реализуемую органом (органами) управления образовательного учреждения.
Общественный субъект в любой сфере, в том числе в сфере образования, представляет собой различные предусмотренные законодательством организационно-правовые формы объединений носителей гражданских прав – граждан, которые при создании объединения делегируют часть своих прав органам управления гражданским объединением. Полномочия общественных субъектов формируются «снизу вверх» от граждан и также законодательно распределены по восходящей линии на уровни:
- местный – местные общественные объединения и некоммерческие организации, территорией деятельности которых являются муниципальные образования;
- региональный – региональные общественные объединения, территорией деятельности которых являются территории соответствующего субъекта РФ;
- межрегиональный – межрегиональные общественные объединения, действующие на территории нескольких субъектов РФ;
- общероссийский – территория деятельности составляет территорию более половины субъектов РФ.
Государственно-общественное взаимодействие в управлении по процедурам делегирования, в том числе - в сфере образования, организационно может выстраиваться по уровням взаимодействия государственного субъекта с соответствующим уровнем общественного субъекта. Местный уровень последнего может взаимодействовать как с органом местного самоуправления, так и с учреждением.
Общественная составляющая в таком совместном субъекте должна формироваться с учетом закономерностей формирования общественного субъекта – от граждан на вышестоящие уровни, «снизу вверх», государственная составляющая – в обратном порядке «снизу вверх»[8, 320].
4. Моделирование государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения
На уровне образовательного учреждения субъектами государственного управления выступают:
- учредитель (собственник) в лице его органа, уполномоченного реализовать функции учредителя в сфере образования в рамках функций и компетенции органа местного самоуправления, закрепленных за ним законодательно – внешний по отношению к учреждению орган;
- руководитель образовательного учреждения, назначенный учредителем.
Общественным субъектом на уровне учреждения может выступать система форм и органов самоуправления образовательного учреждения, регламентированная законодательно и формируемая процедурами выборов представительных органов и делегирования им прав представительства различных категорий граждан.
Государственно-общественным субъектом управления на уровне учреждения может выступать специально создаваемый совместный орган управления, либо создаваемое организационное взаимодействие нескольких органов, в которые организационно включены, с одной стороны, представители субъектов государственного управления, с другой стороны, представители общественного субъекта – уполномоченные представители общественности. Полномочия представлять различные категории общественности формируются по тем или иным процедурам выборов различными группами общественности своих представителей, сопряженным с делегированием им прав представительства соответствующих групп общественности.
Таблица 1
Три типа субъектов участия в управлении на уровне образовательного учреждения
Субъекты, представляющие государственное управление учреждением Субъект государственно-общественного управления учреждением Субъекты общественного самоуправления и самоорганизации общественности
орган учредителя,
руководитель Вариант 1:
коллегиальный орган ГОУО
Вариант 2:
ГОУО, как организационная система взаимодействующих органов,
включающих (-ий) в свой состав представительство учредителя, руководителя и общественности
Вариант 3: комбинация двух вариантов в вариативных пропорциях представительства собрания (конференции) групп и категорий общественности, коллегиальные органы, сформированные из представителей групп и категорий общественности по категориям последней и (или) смешанного состава, открытые или закрытые
Управление от лица государства без участия общественности Совместное (непосредственное) государственно-общественное управление Опосредованное участие общественности в управлении
Структурный состав субъекта совместного государственно-общественного управления учреждения может формироваться в двух принципиально различных по форме организации вариантах, а также может быть выбрано смешанное организационное решение, дающее третий вариант. Этот последний вариант, в свою очередь, может содержать в себе разные пропорции сочетания двух противоположных организационных вариантов, что дает широкий спектр вариативности выбора организационного решения при проектировании на основе предложенной типизации структурно-функционального состава субъекта государственно-общественного управления. Первый вариант, как было рассмотрено выше, реализуется в форме школьных управляющих советов, которые вариативны по своему составу, функциям, полномочиям. Типизация этой вариативности раскрывается в предлагаемой интегральной организационной модели. Второй вариант, как будет показано далее, может применяться при организации субъекта государственно-общественного управления за пределами образовательного учреждения и муниципального органа управления образованием в с системе их взаимодействия с общественными субъектами, представленными самостоятельными гражданскими объединениями, то есть в рамках системы образования, как это нами определено выше.
Наличие организационно сформированного в одном из предложенных выше трех вариантов субъекта государственно-общественного управления учреждением обеспечивает непосредственное участие общественности в управлении и превращает систему школьного управления в систему государственно-общественного управления, в отличие от системы опосредованного участия в управлении общественности в системе, структуру которой составляют субъекты государственного управления и субъекты общественного самоуправления, не имеющие функций и полномочий, кроме «совещательно - рекомендательных» коллегиальных обращений к государственному субъекту управления. Это составляет одну из ключевых характеристик вариативных систем государственно-общественного управления и их интегральной модели, качественно отличающих их от систем школьного управления с опосредованным участием общественности в управлении.
Определение структурно-функционального состава государственно-общественного субъекта в системе школьного управления позволяет далее на основе принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации функций, полномочий и обязанностей управления осуществить типизацию вариантов систем государственно-общественного управления по распределению между их структурами функционального состава, предусмотренного интегральной моделью.
Внутри системы государственно-общественного управления образовательным учреждением речь может идти о распределении между субъектами государственного управления и государственно-общественного управления того объема компетенции, которая определенна законодательно для образовательного учреждения, как юридического лица.
Теоретически возможно делегирование части полномочий учредителя системе государственно-общественного управления образовательного учреждения, но в настоящее время для этого нет необходимых нормативно-правовых и иных организационно-управленческих условий. Но в будущем, при формировании таких условий, возможным будет дополнение интегральной модели и этим набором вариантов такого рода делегирования полномочий и ответственности.
Одно из направлений типизации вариантов организационных решений распределения компетенции лежит в спектре между следующими двумя крайними вариантами реализации принципа рационального сочетания централизации и децентрализации компетенции:
- централизация компетенции (прав, обязанностей и ответственности) в одном субъекте управления;
- децентрализация компетенции.
Вариант централизации всей компетенции образовательного учреждения в одном государственно-общественном субъекте нецелесообразен и не реализуется на практике в системах управления ни в отечественных образовательных учреждениях, ни за рубежом. Вариант централизации всей компетенции у руководителя учреждения лишает систему государственно-общественного управления одной из ее ключевых характеристик и редуцирует эту систему к системе административного управления с опосредованным участием общественности в управлении.
Но указанные выше крайние варианты могут быть рациональном образом реализованы в распределении отдельных полномочий или групп полномочий. Сказанное можно пояснить следующими примерами. Полномочие координации деятельности общественных объединений в образовательном учреждении рационально закрепить в исключительной компетенции органа государственно-общественного управления. Полномочие устанавливать распределение должностных обязанностей работников учреждения рационально оставить исключительно за руководителем.
Таким образом, речь не идет о выборе и соблюдении единого принципа распределения полномочий из их перечня, подлежащего распределению. Наоборот, разные по содержанию функций полномочия могут распределяться на основании разных принципов из вариантов, рассмотренных выше.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации компетенции позволяет сформировать области исключительной компетенции каждого из субъектов управления. Решения по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции каждого из субъектов управления, принимаются и утверждаются этим органом самостоятельно, без процедур согласования с другими субъектами управления. Другие субъекты могут иметь право вносить по этим вопросам свои рекомендации и делать заключения по принятым в таком порядке решениям.
Рассматривая вопросы децентрализации полномочий и баланса их распределения необходимо постоянно учитывать изначально заложенную структурную асимметрию в системе государственно-общественного управления: субъекты государственного управления (руководитель и учредитель в лице своего представителя) организационно постоянно включены в состав субъекта государственно-общественного управления. В связи с этим функции и полномочия, будучи тем или иным образом распределенные в пользу органа государственно-общественного управления, никогда не отчуждаются окончательно от государственного субъекта, становясь их совместными функциями и полномочиями, а остающиеся исключительно за руководителем абсолютно отчуждают общественного субъекта от их реализации, либо полагают его опосредованное участие.
В рамках интегральной модели необходимо далее рассматривать варианты реализации принципа рационального баланса распределения компетенции между руководителем и субъектом государственно-общественного управления и определить сферы их совместной компетенции. По вопросам, отнесенным к совместной компетенции двух или более субъектов управления решения принимаются в порядке их согласования каждым из субъектов управления.
Порядок согласования определяется связями внутри системы управления между ее субъектами, что можно представить в Таблице 2 для двух субъектов управления.
Таблица 2
Иерархические и координационные связи субъектов управления
в системе государственно-общественного управления
Иерархические (вертикальные) связи Координационные (горизонтальные) связи
Утверждение одним органом после согласования решением другого органа управления Решения о согласовании, принятые каждым из органов управления
Ассиметричная субсидиарная ответственность Симметричная субсидиарная ответственность
Иерархические связи внутри системы управления между руководителем и органом государственно-общественного управления задают ассиметричное разделение ответственности за принятое решение. Согласование, как управленческое полномочие, здесь представляет собой право вето: без процедуры согласования орган, уполномоченный принимать окончательное решение, не вправе его утверждать без осуществленной предварительно процедуры согласования.
Реализация принципа рационального баланса распределения компетенции между руководителем и субъектом государственно-общественного управления не должна осуществляться единообразно по всем сферам управленческих полномочий. Предложенная типизация вариантов организационных решений по реализации указанного принципа позволяет выбрать наиболее рациональные из них для совместного решения руководителем и органом государственно-общественного управления по тем или иным вопросам деятельности и развития образовательного учреждения, исходя из условий его реализации в том или ином конкретном образовательном учреждении.
Организация управления системой, состоящей из двух и более субъектов управления, обособленных организационно, имеющих исключительную и совместную компетенцию, предполагает разработку специальных организационных механизмов управления – управленческие технологии, процедуры и регламенты их реализации. Их разработка осуществляется под каждое индивидуальное проектное решение системы государственно-общественного управления в зависимости от выбранных вариантов реализации принципов сочетания централизации и децентрализации, баланса распределения полномочий и ответственности, распределения функций управления внутри системы управления.
Орган государственно-общественного управления создается в системе школьного управления, прежде всего для вовлечения общественности в стратегическое управление.
В силу этого отнесение к органу государственно-общественного управления тех или иных функций управления должно определяться этой его ролью. Оперативное и текущее руководство образовательным учреждением остается в исключительной компетенции руководителя образовательного учреждения.
Интегральная модель систем государственно-общественного управления предлагает три варианта уровня включенности органа государственно-общественного управления в стратегическое управление с отнесением в его исключительную или совместную с руководителем учреждения компетенцию функций и полномочий управления, соответствующих каждому из вариантов (Таблица 3).
Таблица 3
Функции управления и полномочия органа государственно-общественного управления образовательным учреждением по вариантам его участия в управлении учреждением
№ Функции Полномочия
1. Стратегическое планирование и контроль Утверждение/согласование программы развития образовательного учреждения и контроль ее исполнения (утверждение/согласование публичного отчета образовательного учреждения), коррекция программы развития
2. Участие в планировании реализации стратегии развития образовательного учреждения Определение профилей обучения на старшей ступени, согласование по представлению педагогического совета перечня образовательных программ, согласование финансового плана, сметы расходования средств из внебюджетных источников, утверждение отчетов о финансово-хозяйственной и образовательной деятельности и др. полномочия по интеграции стратегии развития в организацию деятельности учреждения
3. Участие в реализации стратегии развития образовательного учреждения и контроле, функции мотивации работников Распределение стимулирующей части ФОТ, участие в процедурах аттестации педагогов, др. полномочия по принятию локальных правовых актов, мотивирующих руководителя и работников руководствоваться установленными стратегическими целями и приоритетами (управление по целям)
Орган государственно-общественного управления, как стратегический орган формулирует общие, то есть согласованные и принятые в школьном сообществе ориентиры, нормы и руководства для предпринимаемых действий и принимаемых решений, а также разрабатывает необходимые процедуры и правила для эффективной реализации программы развития, для чего и наделяется правом принимать нормативные решения, участвовать в эффективном распределении ресурсов, в установлении стратегии мотивации для достижения целей программы развития.
Известным и широко применяемым управленческим инструментом, который полезно использовать в системе государственно-общественного управления для управления реализацией программы развития, является метод управления по целям. Этот метод позволяет оптимальным образом соединить планирование и контроль исполнения планов в сложной области человеческих взаимоотношений в процессе демократически управляемой совместной деятельности. Кроме того, это также эффективный способ согласования критериев мотивации с общепринятыми целями программы развития образовательного учреждения.
На этапе контроля и оценки достижений в установленные периоды времени орган государственно-общественного управления определяет степень достижения целей и эффективность использования ресурсов, выявляет проблемы и препятствия, дефекты и дефициты, определяет их причины, принимает решения о вознаграждении участников за эффективную работу, используя свои полномочия по распределению выплат стимулирующего характера педагогическим и иным работникам образовательного учреждения, и вырабатывает рекомендации руководителю о комплексе корректирующих мер при планировании дальнейшей работы, принимает изменения и дополнения в ранее утвержденные программу развития, планы, пересматривает и совершенствует школьные локальные акты, корректирует другие ранее принятые им решения.
Рассмотренные варианты структурно-функционального состава органа государственно-общественного управления образовательного учреждения позволяют предложить примерный общий перечень управленческих полномочий, из которого могут быть сформированы варианты его исключительной и совместной с руководителем учреждения компетенции в зависимости от выбора вариантов организационных решений системы школьного государственно-общественного управления:
1) утверждение программы развития образовательного учреждения;
2) утверждение ежегодного публичного доклада (отчета) общеобразовательного учреждения;
3) утверждение ежегодных отчетов руководителя общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года
4) принятие изменений и дополнений в устав образовательного учреждения (с последующим внесением на рассмотрение и утверждение учредителя);
5) утверждение локальных правовых актов в части определения:
- прав и обязанностей участников образовательного процесса;
- структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления общеобразовательного учреждения;
- порядка и оснований отчисления обучающихся;
- определению режима занятий обучающихся.
- введению (отмене) единой формы одежды для обучающихся в период занятий и массовых мероприятий;
- порядка распределения стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения;
6) согласование (по представлению руководителя):
- системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения;
- заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
- изменения и дополнения правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения
- решений о распределении выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работников;
7) согласование (по представлению педагогического совета):
- изменений «школьного компонента» учебного плана;
- введения новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;
- материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений образовательного учреждения;
- выбора учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
- требований к условиям организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
8) координация деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);
9) регулярная публичная отчетность о своей деятельности и принимаемых решениях.
Ответственность органа государственно-общественного управления формируется системой норм, правил и процедур, закрепленных в уставе и иных локальных правовых актах образовательного учреждения, позволяющих учредителю в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органом государственно-общественного управления своих обязанностей по управлению образовательным учреждением принять решение о предупреждении, а затем и о роспуске данного состава коллегиального органа и о формировании его нового состава по установленным процедурам[.
Для организации своей деятельности по реализации закрепленных за ним функций и полномочий управления коллегиальный орган государственно-общественного управления должен иметь структуру организации внутреннего разделения своей управленческой деятельности. Такая структура представляет собой организацию внутренних профильных комитетов и комиссий – коллегиальных структурных подразделений, выполняющих делегированные им функции (комиссии) и некоторые полномочия (комитеты) в областях:
- стратегического планирования и контроля реализации стратегии развития;
- финансового и иного ресурсного обеспечения реализации программы развития;
- организации образовательного процесса и обеспечения условий его реализации в соответствии с программой развития учреждения;
- оценки качества результатов и условий образовательного процесса;
- мотивации работников на реализацию стратегии развития;
- локальной правовой регламентации, направленной на реализацию программы развития учреждения и соблюдение прав участников образовательного процесса;
- координации взаимодействия со школьным общественным самоуправлением и самоорганизацией;
- публичной отчетности образовательного учреждения и его системы управления.
Прямые и обратные связи системы государственно-общественного управления формируются:
- преобразованием структурных подразделений органа государственно-общественного управления (комиссий и комитетов) в открытые для организационного включения в них представителей общественности, органов школьного самоуправления (прямые и обратные связи по функциональному принципу);
- взаимодействием с системой форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации участников образовательного процесса и другой общественности (прямые и обратные связи по представительскому принципу);
- развитием форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации;
- созданием новых форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации (или системы общественного самоуправления в случае отсутствия, например, во вновь принятой в эксплуатацию школе) в одном из возможных организационных вариантов.
Первый вариант представляет собой создание системы общественного самоуправления в организационной форме структурных подразделений (комиссий и комитетов) органа государственно-общественного управления, состав которых формируется по признакам представительства определенных категорий участников образовательного процесса и другой общественности.
Второй вариант – это создание по инициативе органа государственно-общественного управления с участием общественности «классической» системы школьного самоуправления и самоорганизации, например, сочетанием организационной модели В.И. Бочкарева (самоуправление участников образовательного процесса) и модели попечительства (открытой для граждан и гражданских объединений, представителей частного экономического сектора, заинтересованных в развитии образовательного учреждения и образования).
Возможно одновременное использование предложенных вариантов организационных решений в отношении различных групп и категорий общественности и создаваемых органов общественного самоуправления.
Для создания и функционирования вариантов систем государственно-общественного управления в образовательном учреждении необходимо обеспечение следующих организационных и иных условий:
1. Нормативно-правовое обеспечение организационных форм государственно-общественного управления на уровне нормативных правовых актов органа местного самоуправления, на уровне устава и иных локальных правовых актов образовательного учреждения (положение об органе государственно-общественного управления, органах и формах самоуправления, регламенты деятельности и взаимодействия всех подсистем системы школьного государственно-общественного управления), а также целесообразна нормативно-правовая регламентация на региональном уровне, совершенствование федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
2. Организация форм и процедур:
- внешней государственно-общественной оценки, контроля и мониторинга деятельности школьных систем государственно-общественного управления;
- формирования состава органа государственно-общественного управления с участием широкой общественности, коллектива работников учреждения и учредителя;
- санкций учредителя в отношении органа государственно-общественного управления в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих функций и обязанностей.
3. Информационная открытость и публичная отчетность систем государственно-общественного управления и образовательных учреждений.
4. Научно-методическое сопровождение проектирования, создания, организации деятельности и развития систем государственно-общественного управления.
5. Система образовательных программ и их реализация в системе повышения квалификации работников образования, дополнительного образования детей и подготовки и просвещения, а также консультирования представителей общественности.
Адекватная содержанию интегральной модели технология проектирования и перехода от базовой концептуальной модели к различным конкретным вариантам и модификациям, сохраняющим качества этой интегральной модели, представляет собой сочетание взаимодополняющих методов:
- метода аналогий, в соответствии с которым и сформулирована интегральная модель и который состоит в проектировании организационных форм систем государственно-общественного управления путем выбора вариантов из типовых наборов обобщенных организационных решений структурно-функционального состава в соответствии с принципами их типизации, сообразуясь с условиями и возможностями конкретного образовательного учреждения;
- экспертного метода, позволяющего сохранить в проектируемой системе инвариантный принцип системного подхода (позволяющего гармоничным и непротиворечивым образом достроить системы школьного государственного управления и общественного самоуправления системой государственно-общественного управления, в которой каждая является открытой и взаимодействующей с другими подсистемой, дополненной новыми системными качествами), определить ограниченный набор наиболее приемлемых проектных вариантов структурно-функционального состава в соответствии с принципами их типизации при сохранении ключевых характеристик, определяющих качества системы управления как системы государственно-общественного управления, с учетом условий конкретного образовательного учреждения.
Вышеуказанные методы применяются в сочетании с совместной проектной деятельностью экспертов с администрацией образовательного учреждения, представителями учредителя и с представителями всех групп общественности (как потенциальными участниками государственно-общественного управления) по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений (предварительно отобранных и сформулированных экспертами) для конкретного учреждения[10, 10-24].
5. Реализация принципа государственно-общественного управления в системе образования на муниципальном уровне
Соблюдая принцип системности из предложенной интегральной модели, мы должны сделать вывод, что образовательное учреждение, как подсистема сети учреждений муниципального образования логически требует сопряжения своей системы государственно-общественного управления с муниципальным уровнем управления – «вертикальной» интеграции.
Действительно, если стратегия развития образовательных учреждений разрабатывается и принимается системами государственно-общественного управления школ, то стратегия развития муниципальной системы образования требует организационных механизмов ее согласования с субъектами государственно-общественного управления на уровне учреждений. Это требует создания на муниципальном уровне управления собственной подсистемы государственно-общественного управления.
Воспользуемся принципами, содержащимися в интегральной модели, для определения вариантов структурно-функционального состава органа государственно-общественного управления на муниципальном уровне.
Организационно, это должен быть коллегиальный орган, сформированный представительством в нем органа местного самоуправления и общественности. С той особенностью, которая определяется специфическими условиями его организации и формирования. Представители общественности могут быть включены в его состав по следующим критериям:
- как представители школьных органов государственно-общественного управления;
- как представители частного бизнеса и гражданских объединений, а также как граждане, заинтересованные в развитии муниципальной системы образования.
Принципы сочетания централизации и децентрализации функций и компетенции, баланса распределения полномочий между вновь создаваемым органом и административным управлением образованием на муниципальном уровне позволяют определить основные функции, права, обязанности и ответственность коллегиального органа государственно-общественного управления.
Теоретически возможно, но пока трудно реализуемым на практике будет вариант формирования сферы исключительной компетенции такого органа на муниципальном уровне. Здесь придется выбирать варианты из интегральной модели формирования совместной компетенции по процедурам согласования государственно-общественным органом решений по некоторым важным вопросам функционирования и развития муниципальной системы образования.
В частности, к совместной компетенции органа управления образованием и государственно-общественного коллегиального органа можно отнести согласование последним программы развития и публичного доклада (отчета) о состоянии и перспективах развития муниципальной системы образования. Таким образом, такой орган получает функции управления: совместного стратегического планирования и контроля реализации стратегии развития муниципальной системы образования.
Ответственность органа государственно-общественного управления формируется системой норм, правил и процедур, закрепленных в нормативных правовых актах органа местного самоуправления, позволяющих в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих функций и обязанностей принять решение о предупреждении, а затем и о роспуске данного состава коллегиального органа и о формировании его нового состава по установленным процедурам.
Для организации своей деятельности по реализации закрепленных за ним функций и полномочий коллегиальный орган государственно-общественного управления должен иметь структуру организации внутреннего разделения своей управленческой деятельности. Такая структура представляет собой организацию комиссий – коллегиальных структурных подразделений, выполняющих делегированные им функции в областях:
- стратегического планирования и контроля реализации стратегии развития;
- общественного наблюдения финансового и иного ресурсного обеспечения реализации программы развития системы образования;
- общественного контроля условий реализации образовательного процесса учреждениях муниципальной сети;
- оценки качества результатов и условий образовательного процесса;
- мотивации руководителей на реализацию стратегии развития муниципальной системы образования;
- координации взаимодействия с общественным самоуправлением и самоорганизацией;
- публичной отчетности муниципального органа управления образованием.
Прямые и обратные связи системы государственно-общественного управления муниципального уровня формируются:
- преобразованием структурных подразделений органа государственно-общественного управления (комиссий) в открытые для организационного включения в них представителей общественности, органов школьного государственно-общественного управления и самоуправления (прямые и обратные связи по функциональному принципу);
- взаимодействием с системой форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации участников образовательного процесса и другой общественности (прямые и обратные связи по представительскому принципу);
- развитием форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации на муниципальном уровне;
- созданием новых форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации на муниципальном уровне.
Для создания и функционирования систем государственно-общественного управления на муниципальном уровне необходимо обеспечение следующих организационных и иных условий:
1. Нормативно-правовое обеспечение организационных форм государственно-общественного управления на уровне нормативных правовых актов органа местного самоуправления, а также целесообразна нормативно-правовая регламентация на региональном уровне, совершенствование федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
2. Организация форм и процедур:
- государственно-общественной оценки, контроля и мониторинга деятельности систем государственно-общественного управления в учреждениях;
- формирования состава органа государственно-общественного управления с участием широкой общественности, представителей муниципальных образовательных учреждений и их учредителя;
- санкций в отношении органа государственно-общественного управления в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих функций и обязанностей.
3. Информационная открытость и публичная отчетность.
4. Научно-методическое сопровождение проектирования, создания, организации деятельности и развития систем государственно-общественного управления.
5. Система образовательных программ и их реализация в системе повышения квалификации работников образования, дополнительного образования детей и подготовки и просвещения, а также консультирования представителей общественности.
Методы предложенной выше технологии проектирования реализации принципа государственно-общественного управления на уровне учреждения остаются адекватными на муниципальном уровне.
6. О реализации принципа государственно-общественного управления в системе образования на региональном и федеральном уровнях
Широкого разнообразия организационных форм взаимодействия с общественностью в области управления образованием на региональном и федеральном уровнях отечественная практика в системе образования до настоящего времени не представила.
Наиболее распространенной формой привлечения общественности к управлению на этих уровнях остается организационная форма общественного совета при региональных органах управления образованием по аналогии с общественным советом Министерства образования и науки РФ.
Такой общественный совет представляет собой коллегиального советника для руководителя органа управления по наиболее важным вопросам состояния и развития региональной системы образования. Как правило, такой общественный совет не имеет сформированных связей с созданными на муниципальном и локальном (образовательное учреждение) уровнях органами, реализующими принцип государственно-общественного управления в образовании.
Другим организационным решением на региональном уровне, еще не имеющим широкого распространения, является государственно-общественный совет по образованию или по развитию образования, формируемый на основаниях специального закона субъекта РФ «О государственно-общественном управлении» органом государственной власти в регионе. Первым регионом, реализовавшим такое организационное решение был в 2006 году Ханты-Мансийский автономный округ.
Его примеру последовали Республика Саха (Якутия), Пензенская и некоторые другие области [8, 320].
Особенностью данного организационного решения является включение в его состав представителей муниципальных советов по образованию, что обеспечивает для такого государственно-общественного органа прямые и обратные связи с аналогичными органами муниципального уровня. С другой стороны в его состав организационно включены представители исполнительной и законодательной власти региона, а также представители органа управления образованием.
Полномочия таких органов, определенные законодательно на региональном уровне, не выходят за рамки совещательных и рекомендательных полномочий. Но адресатами таких рекомендаций и заключений, в отличие от общественных советов при органах управления образованием, являются органы исполнительной и законодательной власти субъекта РФ.
Организационное проектирование такого рода органов привлечения общественности к взаимодействию в наиболее важных и существенных вопросах управления образованием также может быть основано на предлагаемой концептуальной модели государственно-общественного управления образованием.
Предложенная интегральная модель позволяет теоретически проектировать и другие разнообразные формы взаимодействия с общественностью в сфере управления образованием, но практическая их реализации в настоящее время маловероятна по причинам невостребованности их как органами власти и органами управления образованием, так и обществом в регионах и на федеральном уровне[2, 84-90].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение открытости системы образования, партнерства государства и общества в решении задач обучения и социализации детей и молодежи являются важными факторами обеспечения доступности, качества и инновационного характера образования.
Законом Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования закреплен «демократический, государственно-общественный характер управления образованием» (ст. 2), право родителей (законных представителей) обучающихся «принимать участие в управлении образовательным учреждением» (пункт 1 статьи 52 Закона).
Однако на практике в 90-е - начале 2000-х годов возможности влияния родителей и общественности в целом на образовательную политику и деятельность образовательных учреждений были существенно ограничены. Уровень информационной открытости и прозрачности системы образования оставался крайне низок.
В результате органы управления образованием и образовательные учреждения в своей деятельности не учитывали в необходимой степени общественный заказ образованию, что стало одним из факторов, определивших снижение качества и доступности образовательных услуг. Не получили развитие модели участия гражданских институтов в формировании образовательной политики на региональном и муниципальном уровне.
Ограничение в доступе к объективной информации о системе образования, качестве обучения создавало препятствия для обоснованного выбора потребителями образовательных услуг учреждения для получения образования, стимулировало рост коррупции и так называемых «поборов».
Острота проблемы усилилась в условиях осуществления экономической, бюджетной и административной реформ в Российской Федерации.
Внедрение новой экономической модели функционирования системы образовательных организаций, ориентирующей на формирование квази-рыночных отношений, предполагающих конкуренцию образовательных учреждений за потребителя, расширение сферы платных образовательных услуг повлекло за собой трансформацию отношений образовательных учреждений и общественности, формирование позиций «поставщика» и «потребителя» образовательных услуг с соответствующими установками и взаимными ожиданиями.
Кроме того государство длительное время игнорировало инициативность и активность граждан в сфере образования, не использовало значительный ресурс семей и местного сообщества в решении задач обучения и социализации детей и молодежи.
Актуальность научного обоснования перспективных направлений и механизмов взаимодействия государства и общества в сфере образования обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе.
Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.
Поставленные и реализуемые сегодня задачи модернизации общего образования потребовали расширения общественного в формировании и реализации государственной политики в сфере образования, в управлении образованием, в оценке его эффективности и качества, что нашло отражение во всех стратегических документах российского образования двух последних десятилетий, включая последние наиболее концептуальные:
- Концепция модернизации российского образования до 2010 г.;
- Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;
- Федеральные целевые программы развития образования на период 2006-2010 гг., 2011-2015 г.г.
В рамках проведенной исследовании осуществлены следующие выводы:
реализация принципа государственно-общественного управления образованием;
При проведении работ соблюдены следующие основные требования:
использование подходов и методик, соответствующих современным стандартам проведения исследований в предметной области работы;
учет результатов и заделов реализованных исследований и проектов в предметной области работы;
практико-ориентированный характер исследования, возможность широкого применения полученных результатов в образовательном процессе и социальной сфере.
В результате проведенного исследования:
обоснованы основные направления совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества;
По результатам исследования сформулированы следующие основные выводы.
Вариативные системы государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, разработанные на основе их интегральной модели, с одной стороны, представляют собой относительно целостные и самостоятельные организационные формы взаимодействия, с другой стороны, они представляют собой органичные фрагменты, подсистемы целостной системы государственно-общественного взаимодействия, которая в своем завершенном виде является полностью реализованным организационным проектом, изначально содержащимся в предложенной модели.
Проектирование, внедрение и развитие вариативных систем государственно-общественного взаимодействия в сфере образования на основе их интегральной модели обеспечивает управляемое поэтапное развитие, дополнение и расширение организационных форм и процедур общественного участия в управлении образованием, в оценке его качества, в дополнительном ресурсном его обеспечении, извлекаемых из модели, как проекта, с учетом местных условий образовательных учреждений и территориальных (региональных и муниципальных) систем образования.
Основные направления совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества разработаны на основе комплексного анализа ситуации в сфере взаимодействия системы образования и общества с учетом стратегических задач развития российского образования, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации на 2011-2015 гг.
Предложенные основные направления совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества охватывают все ключевые актуальные аспекты взаимодействия системы образования и общества, существующие и перспективные институты и форматы взаимодействия.
Предлагаемые механизмы совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества обеспечивают реализацию основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества, разработаны с учетом действующего законодательства и перспектив его совершенствования (прежде всего, принятия интегрированного Закона «Об образовании в Российской Федерации»), международного и передового российского опыта организации эффективного взаимодействия системы образования и общества.
Предлагаемый перечень механизмов включает институциональные меры (изменения в законодательстве), меры по созданию (развитию) инфраструктуры, конкретные программы (системы мероприятий) и проекты.
Предлагаемые механизмы могут быть реализованы в рамках Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации на 2011-2015 гг., региональных/муниципальных программ развития образования, федерального и регионального Планов первоочередных действий по модернизации общего образования (в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами. Учебно-методическое пособие. - Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 2001. - 54 с.
Баранов, П.А. Государственно-общественное управление как ресурс развития системы образования Санкт-Петербурга/ П.А. Баранов // Управление качеством образования. - 2007. - №2. - С.84-90.
Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. и др. Совершенствование институциональных механизмов управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления. Формы публичной отчетности. Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007.
Бочкарев В.И Социально-педагогические основы школьного самоуправления. Дис. д-ра пед. наук. М.: РГБ, 2003.
Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика. – 2001. – №2. – С.9-13.
Воробьева С.А. Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления в РФ.- М.: Изд. «Академия», 2008.
Гусаров В. И. Государственно-общественное управление системой образования. НТЦ: Ресурс. центр г. Отрадного, 2005.
Дик Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением: Книга руководителя. - Ростов н / Д.: Феникс, 2006. – 320 с.
Информационный доклад школы: Методическое пособие для руководителей учреждений образования / Под. ред. И.В. Гришиной. – СПб.: КАРО, 2007.
10. Каменский А.М. Государственно-общественный характер управления школой. Нормативно-правовое обеспечение / А.М. Каменский, А.М. Прокофьева, М.В. Небучинов // Завуч. - М.: Центр "Пед. поиск ", 2007. - № 1. - C.10-24