Организации учебной деятельности по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.


Организации учебной деятельности по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.
Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу!
Бенджамин Франклин
В основу формирования коммуникативной компетенции, так же как и всех компетенций, соответсвующих ФГОС второго поколения, положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал ещё Л.Н. Толстой: “Если ученик в школе не учится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”. Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. .
На протяжении многих лет в своей учебной деятельности я применяю такую форму работы на уроках русского языка , как деловая игра «Заседание учёного совета». Предпочтение данной формы вызвано желанием оживить учебный процесс, а также стремлением найти такой необычный способ организации учебной деятельности, который будет интересен для любой возрастной категории учащихся.
Данная игровая форма отличается тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Чаще всего учащимся приходится играть роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решение во многом зависит как от каждого участника, так и всего коллектива в целом.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника; учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов, получению удовольствия от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную, привлекательную для себя среду.В процессе работы мною выработана система уроков обобщения в форме «Заседания учёного совета», которые провожу, начиная с 5 класса. В среднем звене такую форму предпочитаю после изучения крупных тем, в старшем звене использую как подготовку к ЕГЭ.
Цель: теоретическое обобщение учебного материала, выделение основных положений внутри темы, направление знаний на их практическое применение.
Задачи : вызвать интерес к изучению русского языка, активизировать стремление учащихся к самостоятельному добыванию знаний. Развитие монологической и диалогической речи, привитие культуры общения.
Преимущества такой формы: деловая игра помогает проявить большую степень самостоятельности при подготовке и обсуждении вопросов, большую активность при обсуждении вопросов; овладеть навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Нестандартность урока проявляется прежде всего в том, что происходит изменение функции учителя и ученика: ученик выполняет информационную функцию, а учитель-организационную и регулятивную.
Алгоритм методики.1.Разделение класса на группы. Сообщение темы доклада.
Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или докладчика, или оппонента группы. Меняющийся состав групп обеспечивает более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, это позволяет им максимально проявить свои способности. Этому служит и совместный поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и создание наглядных пособий и многое другое.
Проявлению индивидуальных способностей как творческих, так и организаторских способствует выполнение заданий по подборке вопросов по определённой теме, в процессе подготовки к роли оппонентов (учащиеся самостоятельно подбирают вопросы для своих оппонентов)
2.Назначение группы рецензентов(3 человека). Сообщение задания.
Рецензенты в ходе подготовки составляют вопросы по темам, готовят задания для проведения теста, консультируются с учителем, на заседании ведут учёт личного вклада каждого ученика в общее выступление. (Учитывают количество полученных жетонов на уроке, проверяют тесты, выставляют итоговые баллы)
3. Консультация учителя.4. Предварительный контроль готовности каждой группы к деловой игре через общение с руководителями группы.Результативность будущего урока зависит от предварительной подготовки. Чтобы вовлечь учащихся в общий контекст урока, предлагаются не только темы будущих докладов, но и задание каждой группе подготовить вопросы по темам оппонентов. Таким образом , подготавливается диалог, дискуссия, а возможно, и спор на учёном совете. Каждый из членов группы должен быть готовым выступить в роли докладчика и в роли оппонента.
.В зависимости от возрастной категории учащихся даются индивидуальные задания, которые помогают создать общее настроение во время проведения деловой игры, вовлечь учащихся в атмосферу учёного совета. Это может быть инсценированный спор учёных о том, является ли категория состояния самостоятельной частью речи, спор о целесообразности выделения местоимения как самостоятельной части речи, небольшая исследовательская работа (например, определить процентное соотношение служебных частей речи и самостоятельных), индивидуальные сообщения о лексическом значении слов «совет», «докладчик», «оппонент», «рецензент», подбор контекстных синонимов к данным словам и т. д.Необходимое условие-это творческий подход к оформлению доклада. Он может сопровождаться опорными конспектами, схемами, рисунками, презентацией, с использованием ИКТ. Творческий подход к выступлению поощряется дополнительными баллами.Докладчик должен продемонстрировать умение устного изложения материала, способность отстаивать свою точку зрения, аргументировано строить своё сообщение, а также умение привлечь к обсуждению всех членов своей группы. Так, один из вопросов он вправе переадресовать любому её представителю .Рецензентами такой тактический ход воспринимается не как незнание ответа, а желание докладчика вовлечь в активную работу всю группу.Докладчикам рекомендуется пользоваться планом сообщения, справочной литературой, ссылкой на авторитетные источники, подкреплять свои тезисы примерами, зачитывать цитаты и т. д. Организация урока-заседания учёного совета.
1.Размещение учащихся по группам.
2.Сообщение председателем совета (учителем) повестки заседания, знакомство с процедурой его проведения.
3.Открытие заседания индивидуальными сообщениями.
4.Предоставление слова докладчику группы.
5.Выступления оппонентов.
6.Выполнение тестовых заданий, приготовленных учителем.
7.Оценивание рецензентами работы группы в целом.
По такому принципу строятся выступления каждой группы. В конце заседания слово предоставляется рецензентам, которые подводят итоги работы, сообщают оценки , полученные учащимися за теоретическую и практическую части .
Председатель благодарит всех присутствующих на учёном совете за активную работу, даёт дополнительные баллы за творческий подход к освещению темы, сложность и оригинальность вопросов и т. д.
Особое внимание на таких уроках уделяю культуре общения, культуре ведения спора, культуре речи. Рекомендую обращаться на Вы и сопровождать свои вопросы обращением к оппоненту по имени и сопровождением вопросов словами «скажите ,пожалуйста», «не могли бы Вы ответить на такой вопрос» и т. д.
Уроки в форме заседания учёного совета целесообразно проводить и в период подготовки к ЕГЭ, т. к. они позволяют охватить большой объём учебного материала, акцентировать внимание на трудных случаях русского языка, совместно найти ответ на спорные вопросы. Заключение
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.