Мастерская по литературе как форма организации учебной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС ООО


Мастерская по литературе как форма организации учебной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС ООО
Богданова Елена Вячеславовна
Заводова Елена Геннадьевна
Учителя русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми
Новый федеральный образовательный стандарт ориентирует школу на новые образовательные результаты, которые подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Метапредметные результаты в соответствии с требованиями должны отражать умения учащихся самостоятельно формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. Владеть основами самоконтроля, самооценки.
Что нужно сделать, чтобы учащиеся не только получили знания, но научились действовать самостоятельно? Как сделать процесс обучения эффективным? Сегодня, пожалуй, не найдется учитель, которого бы не волновали эти вопросы. В своих поисках новых форм организации урока, которые бы обеспечивали реализацию современных целей образования, учитель-словесник не пройдет мимо уроков-мастерских. Мастерская позволяет осуществлять саморазвитие ученика, способствует активному восприятию, творческому осмыслению учебного материала, развивает креативность, социальную компетенцию учащегося. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает ученика к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
Наша педагогическая цель в рамках мастерской — обеспечить формирование у школьников отношения к языку и литературе как важнейшей сфере человеческого бытия, способу самовыражения. Умения, сформированные в мастерской, позволяют нашим ученикам показывать достойные результаты в предметных олимпиадах, ежегодной научно – практической конференции, которая проходит в рамках декады «Я открываю мир»; быть активными участниками тематического бала гимназистов и литературной гостиной «Ступени к Парнасу»; уметь защищать свою позицию в дискуссионном клубе. Каждый учитель –словесник вправе сам конструировать, создавать свои занятия, но для эффективности необходимо соблюдать основные этапы мастерской:
Индуктор – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного
Реконструкция – воссоздание из хаоса свое решение проблемы. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы еѐ решения, создаются творческие работы.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности учащихся.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности.
Нами разработаны мастерские по литературе для учащихся разного возраста. Самыми удачными, на наш взгляд, являются мастерские: «Бал литературных героев 19 века» (для учащихся 10-х классов), для учащихся 6-х классов - «История моей семьи в истории моей родины (по рассказу Е. Носова «Лоскутное одеяло»)» и «Книга собирает друзей» (для учащихся 5-х классов). На этапе индукции в первой мастерской учащимся предлагается поразмышлять, кому из литературных героев 19 века они прислали бы приглашение на бал. Участники мастерской по желанию разбиваются на группы: «Костюм 19 века», «Традиционные бальные танцы 19 века», «Сцены бала в литературных произведениях». Материалы, разработанные в данной мастерской, легли в основу проекта «Бал гимназистов», который был реализован в марте 2014 года. Итогом мастерской по рассказу «Лоскутное одеяло» стало создание полотна «Книга жизни», «сшитого» из лоскутков – воспоминаний бабушек и дедушек.
Подробнее остановимся на мастерской «Книга собирает друзей». Данное занятие является подготовительным этапом читательской конференции.
Цель мастерской: развитие умения самостоятельно отбирать материал для выступления на конференции; создание условий для развития умений и навыков работы с художественным произведением.
Оборудование: выставка любимых книг; выставка предметов, принадлежащих литературным персонажам.
1 этап. Индуктор. Учащимся предлагается посетить выставку «потерянных» вещей и предположить, кому из литературных персонажей могли принадлежать эти предметы (например: подзорная труба, бечевка от воздушного змея, пузырек с надписью «Выпей меня», кочан капусты и др.) и почему они сегодня оказались в нашей мастерской. В ходе «экскурсии» учащиеся делают предположения, что дальнейший разговор пойдет о произведениях художественной литературы; ставят перед собой задачу поделиться размышлениями о прочитанных книгах на читательской конференции.
2 этап. Деконструкция. Учащиеся просматривают фрагмент к/ж «Ералаш», в котором главный герой делится своими впечатлениями о фильме. В ходе обсуждения эпизода сталкиваемся с проблемой, что нельзя заинтересовать аудиторию, если выступление не наполнено содержанием, и при этом выступающий не владеет коммуникативными качествами речи. Учащиеся соотносят выступление героя фильма с личным опытом, приходят к выводу о необходимости разработать памятку, позволяющую им успешно выступить на конференции.
3 этап. Реконструкция. Учащиеся в группах обсуждают поставленную задачу, предлагают свои пути решения проблемы, составляют памятку для выступления на читательской конференции.
4 этап. Афиширование. Каждая группа наглядно представляет результаты своей деятельности, защищает свою работу, аргументирует включение того или иного пункта в памятку. Остальные учащиеся задают вопросы, выделяют оригинальные и интересные идеи. Далее каждая группа дорабатывает продукт своей деятельности. Параллельно, в соответствии с технологией мастерской, создаются 2 группы с новым составом: «Эксперты» и «Аналитики». Группа экспертов обобщает результаты работы участников мастерской, разрабатывает экспертный лист. Группа аналитиков создает рефлексивный лист.
5 этап. Разрыв. Каждая группа представляет окончательный продукт своей деятельности.
6 этап. Рефлексия. Учащиеся осознают себя в собственной деятельности, дописывая фразу: «Сегодня на мастерской я…».
Результатом самостоятельной деятельности учащихся в мастерской стали следующие материалы: памятка, экспертный и рефлексивный листы.
Памятка (Составлена учениками 5 В класса)
Как сделать выступление на читательской конференции успешным
Назвать прочитанное произведение, автора; поделиться впечатлениями и информацией, кто помог выбрать книгу для чтения;
Познакомить участников конференции с жанром произведения;
Кратко рассказать об авторе произведения;
Познакомить с героями произведения, дать им краткую характеристику;
Познакомить с сюжетом произведения так, чтобы участники конференции заинтересовались этой книгой (кратко, о чем?);
Выразить главную мысль, которую хотел донести до читателя автор (чему учит книга, кому адресована);
Зачитать самый яркий (интересный) эпизод, который заинтересовал бы участников конференции.
Экспертный лист (разработан группой экспертов 5 В класса)
Читательская конференция в 5 классе «Книга собирает друзей»
Дата____________________
№ ФИ ученика Автор, название произведения Жанровая принадлежность Краткий сюжет Знакомство с героями Главная мысль Интересный эпизод Дополнительные баллы Итог
1 Акб… 2 Бас… 3 Вах… Эксперт______________________________________
Рефлексивный лист (разработан группой аналитиков 5 В класса)
Как я оцениваю свое выступление на конференции
Самые сильные стороны моего выступления
С какими трудностями мне необходимо справиться, чтобы в следующий раз быть успешнее?
Какие книги я захотел поставить на свою книжную полку
Результатом такой формы организации учебной деятельности стало повышение уровня внутренней мотивации к участию в проекте «Читательская конференция «Книга собирает друзей», а следовательно, к изучению предмета.
Таким образом, одним из положительных моментов данной технологии, на наш взгляд, является то, что у учащегося появляется возможность стать успешным, он из пассивного слушателя превращается в активного, полноправного участника учебного процесса. Развивается его рефлексивная культура и культура общения, вырабатывается умение аргументировать свою позицию.
Источники
Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб., 2001
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.М.: Просвещение, 2011