Тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс (система ПНШ)


Тематическое планирование.
1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
№ урока Тема урока Количество часов Основное содержание, понятия, изученные на уроке Характеристика деятельности учащихся
Радел 1 .
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире
( 3 часа)
1
Знакомство с учебником «Окружающий мир».
Населённый пункт, в котором мы живём.
Расположение предметов в пространстве. 1 ч.
Главные герои учебника, его интрига. Уметь читать условные обозначения; знакомство с тетрадью для самостоятельных работ, хрестоматией. — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для человека и общества.
2 Мы познаём мир органами чувств.
1 ч.
Усвоение того, что человек с рождения познаёт окружающий мир с помощью глаз, ушей, носа, языка и кожи. Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке
3
Практическая работа «Различение звуков, цвета. Определение вкуса, запаха». 1 ч. Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы. Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке
Раздел 2.
Живая природа (6 ч)
4
Что нас окружает.
Живая и неживая природа. 1 ч.
Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке
5 Животные – часть живой природы.
Группы животных. 1 ч. Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека. — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
6 Дикие животные.
Домашние животные.
1 ч.
Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
7. Насекомые – часть живой природы.
1 ч.
Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых. Называть насекомых родного края — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
— работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
8. Растения – часть живой природы.
1 ч.
Признаки, общие для всех растений, сходства и отличия травянистых растений: кустарников, деревьев. Названия и 8-10 растений (на уровне рода) — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;
— прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;
— формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
9. Части растений. Практическая работа «Способы распространения семян».
1 ч. Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).Раздел 3.
Природа и ее сезонные изменения (21 ч)
10 (1) Природа и еѐ сезонные изменения.
Экскурсия «Наблюдения за изменениями в природе». 1 ч.
Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
11(2) Жизнь растений осенью.
Труд людей осенью.
1 ч. Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью.
Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты Характеризовать природные явления в разные времена года; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
12 ( 3) Жизнь диких животных осенью.
Как животные готовятся к зиме.
1 ч.
Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
13 (4) Зимние изменения в неживой природе.
Три состояния воды. Практическая работа 1 ч.
Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последователь
ность. Уметь выделить существенные признаки зимы. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
14 (5) Снежные загадки. Жизнь лесных зверей зимой 1 ч.
Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег. Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. Знать признаки сходства млекопитающих зверей. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
15 (6) Птицы зимой. Как помочь птицам зимой.
1 ч. Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
16 (7) Контрольная работа 1 ч.
Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий
17 (8) Жизнь в воде подо льдом.
1 ч. Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке
18 (1) Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой.
Учимся различать деревья и кустарники зимой. 1 ч.
Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы характеризовать природные явления в разные времена года; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
19(2) Труд людей зимой. 1 ч.
Знать особенности труда людей зимой. Уметь обобщать жизненные наблюдения. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке
— наблюдать сезонные изменения в природе
— различать способы и средства познания окружающего мира;
20 (3) Весенние изменения в неживой и в живой природе.
1 ч.
Знать основные признаки весны, правила безопасности в природе весной — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
21 (4) Травянистые раннецветущие растения. 1 ч. Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений. — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
22 (5) Жизнь диких и домашних животных весной
1 ч.
Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке
23 (6) Про больших и маленьких.
Как животные о потомстве заботятся. 1 ч. Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать животных и их детенышей. Знакомство с термином «млекопитающие» животные 24 (7) Труд людей весной.
1 ч. Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке
25 (8) Летние изменения в неживой и в живой природе.
1 ч.
Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
26 (9) Лесные ягоды.
Съедобные и несъедобные ягоды. 1 ч. Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
27 (1) С лукошком за грибами.
Съедобные и несъедобные грибы. 1 ч. Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов. — Выполнять тестовые задания учебника;
— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся
28 (2) Лекарственные растения.
Правила сбора лекарственных растений.
1 ч.
Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника
29 (3) Правила поведения в природе.
Красная книга России.
1 ч. Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе.
Знать некоторые растения и животных Красной книги России и Чувашской Республики.
Уметь устанавливать взаимосвязи в жизни растений и животных. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника ответы на вопросы;
— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
30(4) Что такое экология.
Обобщающий урок «Сезонные изменения» 1 ч. Понятие «Экология».
Правила поведения в пироде. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
Раздел 4. Наша родина — Россия (3 часа)
31(5) Наша родина – Россия. Символы нашего государства. 1 ч. Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России.
Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника ответы на вопросы;
— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
32(6) Москва – столица нашего государства. Достопримечательности Москвы. 1 ч.
Знать столицу государства, главную площадь столицы, главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасскую башню). Уметь описывать достопримечательности Москвы. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных)народов;
— узнавать достопримечательности столицы;
— работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
— работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
33(7) Наш родной край. Символика родного края. Экскурсия «Достопримечательности нашего края». 1 ч. Знать названия страны, области, города; рассказывать о достопримечательностях страны и своего края.
Уметь описывать достопримечательности края. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей