Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки (оригами)»


Пояснительная записка.
Программа «Умелые ручки (оригами)». Для учащихся начальной школы. Срок реализации данной программы 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа.
Программа «Умелые ручки » является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
 
Значение оригами для развития ребенка :учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
 Задачи программы
Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать  умения следовать устным инструкциям.
Обучать  различным приемам работы с бумагой.
Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитывать интерес к искусству оригами.
Воспитывать  коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия;  игры,  конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Содержание курса.
№ Содержание курса Кол-во часов
История возникновения искусства оригами 2
Базовые формы 21
Коллективные композиции 11
Всего 34 часа
Календарно- тематическое планирование.
№ Тема занятия Кол-во часов Описание примерного содержания занятий Дата
Раздел 1. История возникновения искусства оригами.
1-2 История возникновения искусства оригами 2 Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии. Раздел 2. Базовые формы.
3-5 Квадрат- основная фигура оригами 3 Практическое занятие. Способ заготовки квадрата. 6-8 Базовая форма «Треугольник» 3 Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. 9-11 Базовая форма «Воздушный змей» 3 Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. 12-14 Базовая форма «Двойной треугольник» 3 Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. 15-17 Базовая форма «Двойной квадрат» 3 Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. 18-20 Базовая форма «Конверт» 3 Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. Раздел 3 .Коллективные композиции.
21-22 Аппликация “Деревенский домик ” 2 Содержание беседы: “Жизнь в деревне”, “Деревенская изба”, “Домашние и дикие животные”, знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”, игрушек :котенок, собачка, зайка, домик. Выполнение практической работы. 23-24 Аппликация “Аквариум” 2 Содержание беседы: “обитатели водоемов”, “Океанографическое судно”; знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы. 25-26 Аппликация “Осенний лес” 2 Беседа по теме: “Осень в лесу”, ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”, игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа. 27-28 Аппликация “У лесного озера” 2 Беседа по теме: “Обитатели водоемов, “Озеро”; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей”, игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф “Байкал-жемчужина России”. 29-30 Аппликация “Ночь” 2 Беседа по теме: “Солнечная система; летучие мыши, совы ; сказка В. Бианки “Сова”, знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф “двойной треугольник”, “воздушный змей”, 31-32 Аппликация по сказке “Гадкий утенок” 2 Беседа по теме “Водоплавающие птицы”, знакомство с различными изданиями книги “Гадкий утенок”, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей” и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа. 33-34 Итоговое занятие. Оформление выставочных работ 2 Оформление выставочных работ Предполагаемая результативность курса.
К концу обучения обучающиеся должны
знать уметь
что такое оригами подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей собирать игрушки – «оригамушки»
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД:
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Научно-методическое обеспечение.
Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2010
Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2011.
Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2007
Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2007
Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003
Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2006
Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2010 “Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2011
“Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 2009
“100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2010
“Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2010
“Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2010