Программа кружка Умелые ручки


Пояснительная записка

Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей.
В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса.
Игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
На занятиях кружка учащиеся занимаются изготовлением плоских игрушек –аппликаций из бумаги и ткани, плоских комбинированных и объемных игрушек из ткани и меха. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. При выполнении плоских комбинированных игрушек из плотных тканей дети осваивают швы (шов «вперед иголку», петельный шов, «через край»), с помощью которых соединяют детали игрушек, приручаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек.

Основная цель программы:
вызвать у детей интерес к творчеству;
пробудить желание творить самостоятельно;

Цель работы кружка:
Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения плоских комбинированных и объемных игрушек.
Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

Задачи программы:
Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек из ткани.
развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности; способствовать развитию у ребенка:
Мелкой моторики пальцев рук,
Сенсорного восприятия
Глазомера;
Логического мышления;
Воображения;
Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
Приносить удовлетворение от выполненной работы.

Методы и приёмы обучения
Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:
объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;
репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления изделия;
исследовательский: творческая деятельность детей по решению выполнения работы.
Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.
Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, шилом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся. (приложение 1)
Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему. Думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности кружковцев, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.
В кружке занимаются учащиеся 1 класса с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, допускается в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Так же необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.
Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть.
Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных кружковцев, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий способствует воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде, доске или расставив, разложив на столе. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Их анализ приучат школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Формы организации работы с кружковцами:
Изготовление поделок к праздникам (подарки).
Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе.
Участие в районных и областных выставках и конкурсах.
Предполагаемые результаты.
После освоения данной программы учащиеся:
научатся работать с литературой, схемами, алгоритмами, при помощи которых можно изготовить изделие;
приобретут навыки коллективного труда и общения в коллективе, взаимовыручке;
разовьют творческие способности;
познакомятся с различными видами народного творчества.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
1 год.
Планируемые результаты:
Организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
Исследовать особенности предлагаемых изделий.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов.
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
Моделировать и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам.
Решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, природных материалов;
Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани - с помощью выкройки;
Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
Конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
Выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
Осуществлять самоконтроль и коррективу хода работы и конечного результата.
Характеризовать основные требования к изделию.
Общие сведения кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
Количество членов: учащиеся 1 класса
Количество занятий в неделю: 2 занятие продолжительностью 35минут
Количество занятий за год: 68 занятий
Место проведения кружковых занятий: кабинет начальных классов.
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Дидактические материалы: Инструкционные карты и схемы базовых форм. Инструкционные карты сборки изделий. Схемы создания изделий Образцы изделий.
Инструкции по технике безопасности Альбом лучших работ детей.
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий: Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные наборы цветной бумаги, картона, различный тканный материал, нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. В качестве инструментов потребуются: игольницы с иголками; линейка; простой карандаш; мел, клей ПВА, шило (мы пользуемся кнопками с иголочкой длиной несколько миллиметров);
Все это всегда есть в любой семье.





































Тематический план работы кружка «Умелые ручки» одного года обучения

№п/п
занятия
Наименование тем
Содержание
Дата

1-2


Вводное занятие
Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком. Из истории народной игрушки.
1 неделя

Аппликация 28 занятий

3-4
Выполнение плоской аппликации «Осенние мотивы» (грибочки)

Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников.
2 неделя

5-6
Выполнение плоской аппликации «Корова»

3 неделя

7-8
Выполнение плоской аппликации «Сорока белобока»

4 неделя

9-10
Выполнение объемной аппликации «Уточка»

5 неделя

11-12
Выполнение объемной аппликации «Лев»

6 неделя

13-14
Выполнение объемной аппликации «Нарцисс»

7 неделя

15-16
Выполнение объемной аппликации «Снеговик»

8 неделя

17-18
«Заинька» (из ткани)
Заготовка, раскрой лекал из ткани, наклеивание фоновую картонную поверхность.
9 неделя

19-20
«Котик» (из ваты)
Заготовка ватных лекала, нанесение лекал на бархатную поверхность.
10 неделя

21-22
Выполнение объемной комбинированной аппликации «Поздравительная открытка»
Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность.
11неделя

23-24
Выполнение объемной комбинированной аппликации «Поздравительная открытка»
Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность.
12 неделя

25-26
Выполнение объемной игрушки из бумаги «Зайка»
Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.
13 неделя

27-28
Выполнение объемной игрушки из бумаги «Лиса»
Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.
14 неделя

29-30
Выполнение объемной игрушки из бумаги «Волк»
Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.
15 неделя

Комбинированные плоские игрушки 10 часов

31-32
Вводное занятие по теме: «Комбинированные плоские игрушки»
Вводное занятие Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки
16 неделя

33-34
Плоские комбинированные игрушки Игольница «Божья коровка»
Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.
17 неделя

35-36
Окончательная обработка изделия.
Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
18 неделя

37-38
Игольница «Солнышко»
Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.
19 неделя

39-40
Окончательная обработка изделия.
Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
20 неделя

Куклы-варежки 10 часов

41-42
Выполнение прихватки с аппликацией «Котофей»
Выполнение выкроек – лекал.
21 неделя

43-44
Окончательная обработка изделия.
Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
22 неделя

45-46
Выполнение прихватки с аппликацией «Попугай»
Выполнение выкроек – лекал.
23 неделя

47-48
Окончательная обработка изделия.
Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
24 неделя

49-50
Выполнение прихватки с аппликацией «Пингвин»
Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
25 неделя

Куклы-перчатки 16 часов

51-52
Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Зайка»
Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.
26 неделя

53-54
Окончательная обработка изделия.
Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
27 неделя

55-56
Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Хрюшка»
Выполнение выкроек – лекал.
28 неделя

57-58
Окончательная обработка изделия.
Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
29 неделя

59-60
Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Мышка»
Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.
30 неделя

61-62
Окончательная обработка изделия.
Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
31 неделя

63-64
Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Котик»
Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.
32 неделя

65-66
Окончательная обработка изделия.
Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
33 неделя










Список литературы


З.Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // - М.: Изд. Эксмо-2004-160с
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 458 с.
Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. - 58 с.
Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки "Солнечный лучик". - М.: НОТА, 2002. - 18 с.
Е. Твердохлеб //Мягкая игрушка своими руками» //Харьков- 2005.-160с.
Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.
































Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Т/Б при работе электроутюгом:
При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
не отвлекаться во время работы утюгом. Не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора. То не допускать его перегрева.
Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладить, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 2—ђ Заголовок 315