ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ручки»

МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат»


Утверждаю
Директор
МКОУ«Каширская
коррекционная
общеобразовательная
школа-интернат»
И.Н. Пичугина

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Приказ
от 25 августа 2014г № 50/11






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА КРУЖКА

«Умелые ручки»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД




Программа рассчитана на детей в возрасте 10 – 11 лет.

Срок реализации 1 год.




Программу разработала Черникова Т. В., воспитатель II квалификационной категории.

Кашира
2014г.


«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами:
чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.



Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья – создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью (художественным трудом), что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом.   Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально–трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности  у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Программа разработана, с учётом возрастных особенностей воспитанников школы-интерната.
   Занятия ручным трудом  позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей  на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям.   Центральное место на занятиях занимает практическая работа (непосредственное самостоятельное и совместное изготовление изделий).
Цель программы.
Создание условий для формирования первоначальных трудовых навыков и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с ограниченными  возможностями здоровья средствами декоративно–прикладного  творчества.
  Задачи программы.
Воспитательная: Формировать интерес к декоративно–прикладным видам деятельности, воспитывать трудолюбие; настойчивость в преодолении трудностей в достижении поставленных целей.
 Развивающая: Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с бумагой, пластилином, тканью, нитками и другими материалами и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Коррекционная: Развивать мотивацию к творческому труду; элементы творческого воображения; развивать  мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Формы и режим  работы.
         Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Ожидаемые результаты
К концу  обучения обучающиеся должны знать:
-  название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
-  название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, линейка;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
 К концу  обучения учащиеся должны уметь:
-   анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
-  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Формы подведения итогов работы
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, родителей, оформления зала для проведения праздничных утренников.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по понедельникам.
Тематический план


№ п/п
Наименование
раздела
Теория
Практика
Всего часов

1

Введение
1



1


2
Работа с бумагой и картоном

1
7
8

3
Работа с тканью
1
5
6

4
Работа с природным материалом.

1
3

4

5
Работа с пластилином
1
3
4

6
Аппликация из текстильных и других материалов (ватные диски, нитки и т. д.)
1
7
8

7
Итоговое занятие

3

3



6
28

Итого
34

34 часа


Содержание программы
1.Введение (1 час).
Теория – 1 час
Введение в образовательную программу.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Работа с бумагой и картоном (8часов).
Теория – 1 час
Виды бумаги и картона.
Практика – 7 часов
Знакомство с техникой «мозаика» (3 часа)
Мозаика «Воспоминание о лете» (1 час)
Изготовление аппликаций «Зимний лес»(1час),
Изготовление поздравительных открыток (2 часа)
Работа с тканью (6 часов).
Теория – 1 час
Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Правила безопасной работы.
Знакомство с профессией швеи (1 час, экскурсия в школьную мастерскую).
Практика – 5часов
Техника выполнения шва «вперед иголку». Тренировочные упражнения (1 час)
Мелкий ремонт одежды: пришивание вешалки, пуговицы, зашивание кармана и распоровшегося шва. (4 часа)
4.Работа с природным материалом (4 часа).
Теория – 1 час
Флористика. Материалы, используемые в работе (листья, цветы, веточки, семена растений). Различные способы сушки природного материала (утюгом, путем проглаживания, в бумаге, в сухом песке). Свойства природных материалов, используемых в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Правила безопасной работы.
Практика – 3 часа
Изготовление композиций из засушенных листьев (1 час)
Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (1 час)
Мозаика «Веселые узоры» с использованием семян, листьев. (1час)
5.Работа с пластилином (4часа).
Теория – 1 час
Материалы, используемые для лепки: пластилин, глина. Основные свойства пластилина: пластичность и окрашиваемость. Организация рабочего места для лепки. Профессия скульптора.
Практика – 3 часа
Лепка людей, животных по образцу (1 час)
Пластилиновая аппликация на картоне «Яблоко на ветке» (по образцу) (2 часа)
Лепка по замыслу детей (1 час)

6.Аппликация из текстильных и других материалов (8часов)
Теория – 1 час
Беседа о разновидностях материалов, используемых для аппликации.
Аппликация из нарезанных ниток или ваты. Правила безопасной работы.
Практика – 7 часов
Аппликация из ватных дисков. Собачка (1час)
Аппликация из ватных дисков. Открытка для мамы (2часа)
Аппликация из бумажных салфеток в технике «гофротрубочки». Изготовление цветов (2часа)
Аппликация из ткани. Колобок (1час)
Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) (2 часа)

7. Итоговое занятие (3 часа).
Практика – 3 часа
Подготовка и выставка творческих работ

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, Москва, «Просвещение», 2009г
2.Интернет-ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Т.М. Геронимус «150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий». 1997 г.
4.М.А.Гусакова «Аппликация», Просвещение, 1987 г.
5.М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками», ТЦ "Сфера", 1999 г.
6.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.

Заголовок 315