Конспект занятия кружка Умелые руки по теме Аппликация из осенних листьев (5 класс ГУО)


ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ» ПО ТЕМЕ:
«АППЛИКАЦИЯ ИЗ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ»
ЗАДАЧИ:
Учить выполнять аппликацию из осенних листьев.
Развивать слуховое внимание, зрительную память, мелкую моторику, совершенствовать умение работать в технологической последовательности изготовления аппликации.
Активизировать словарный запас; развивать фразовую речь.
Воспитывать аккуратность, терпение, эстетический вкус.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Экскурсии в парк, сбор осенних листьев, просмотр осенних кинозарисовок, работа с «Календарём природы и труда», наблюдения за изменением природы, за явлениями природы: листопад, положением солнца, состоянием погоды, чтение рассказов В.Бианки, разучивание стихов про осень, аппликации из осенних листьев для стенда «Умелые руки», тонирование бумаги в технике набрызг.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Аппликация, пейзаж, берёзовый, дубовый, рябиновый, кленовый
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийное оборудование, презентация по теме, на окнах стоят вазы с осенними букетами (цветы, ветки рябины, калины); осенние листья, тонированная бумага, клей-карандаш, фломастер, паспарту, элемент украшения «С Днём воспитателя!»ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент. СЛАЙД - ЗАСТАВКА
Ребята, поприветствуйте наших гостей, поздоровайтесь, приготовьтесь к физминутке. (Руки вперёд)
Физминутка:
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап-кап-кап,
Где сучек к сучку присох
Появился серый мох,
Где листок к листку прилип
Появился первый гриб.
Кто нашёл его, друзья?
Это я, это я!
В небе жаворонок пел
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год!
Ребята, вы слышали как листья, кружась в воздухе, тихо падают на землю? Сядьте так же тихо, как листочки.
Коррекция осанки.
II Введение в урок.
Работа с уголком «Календарь природы и труда»
- Какое сегодня число, месяц? день недели? (28 сентября, понедельник)
- Какое число было вчера, (27 сентября, воскресенье)
- будет завтра? (29 сентября, вторник)
- Ребята, а какое время года сейчас? ( Осень)
- Какие явления природы мы наблюдаем осенью? СЛАЙД
(Постепенно холодает, короче становятся дни, меняют окраску листья, листопад,  часто идут дожди, птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края)
– Правильно, ребята! СЛАЙД
Осень – чудесное время! Как из красивой сказки приходит к нам царица Осень! Украшает деревья яркими бусами, меняет окраску листьям. Теперь они не только зеленые, но и желтые, оранжевые, красные, коричневые! Топнула Осень своим багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу кормилицу.
Ребята, посмотрите, как осень украсила наш класс! Мы с вами собирали осенние букеты, делали поделки из листьев, учили стишок. Давайте прочитаем его. (По одному, хором)
III  Эмоциональная зарядка
– А сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеоролик и послушаем «Осеннюю песню», именно так называется музыка Петра Ильича Чайковского. СЛАЙД
Но сначала покажите мне свои смайлики. Кто из них грустит? А кто радуется? Послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? КЛИК– Какое настроение создала у вас эта музыка? Поднимите один из смайликов. (С одной стороны – грустное и печальное, а с другой – солнечное и радостное.)
Вы правы ребята. Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость.– Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать настроение осени и красоту осенней природы. (Да)– У композитора – звуки, а у художника кисти и краски. Посмотрите, пожалуйста, на картину Исаака Левитана «Золотая осень».
Осень – самое выразительное время года! Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски осени. Что вы видите на картине?
– Какие цвета осенней листвы вы видите? (Красные, жёлтые, зелёные, багровые, оранжевые.)
Ребята, а вы знаете, как называются картины, где изображена природа? Давайте прочитаем: ПЕЙЗАЖ, произнесём хором.
Вы на уроках живого мира изучаете, что такое природа. Что же такого можно нарисовать на картине, чтобы картина называлась пейзаж? (ответы детей)
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
А сейчас мы немного отдохнём. СЛАЙД
Физминутка.
Мы листики осенние,На ветках мы сидим.Дунул ветер – полетели.Мы летели, мы летели.И на землю тихо сели.Ветер снова набежал.И листочки все поднял.Закружились , полетелиИ на землю тихо сели.
 IV. Актуализация знаний учащихся.
– Мы с вами на прогулках собрали много листьев.  Вы видели, как падают листья с деревьев? (Да)– Как называется это явление природы? (Листопад.)Посмотрите они лежат у вас на партах. Одинаковые ли они? (Нет)– А чем они отличаются? (Цветом, формой, размером.)– Какие листья бывают по форме? Покажите мне листики: круглые, овальные, треугольные, с пальчиками, с зубчиками, с волнами.
Правильно. Листья разные не только по цвету и по форме, они от разных деревьев.
Сейчас мы с вами немного поиграем:
Дидактическое упражнение “Угадай, с какого дерева лист”.
-Ребята, а кто сможет прочитать, какую работу мы будем выполнять на занятии? (Аппликацию.)
-А кто скажет точнее, кто догадался?
- Верно. Мы будем выполнять аппликацию из осенних листьев. СЛАЙД
V. Анализ образца: (Вывешиваю образец)
Посмотрите внимательно на образец! Что изображено на аппликации?
Есть ли на ней изображение природы? Значит это Пейзаж? Да.
В какой технике выполнена работа? ( Аппликация) Из каких материалов выполнена аппликация? ( Из картона, бумаги, листьев и клея)
Из каких деталей состоит наша аппликация? Из основы, листьев, рамки (паспарту).
Рассмотрим технологическую последовательность выполнения аппликации:
Сначала мы приготовили основу: затонировали бумагу. Кто расскажет как мы тонировали бумагу? (вырезали силуэты облаков, наложили на лист бумаги, затонировали в технике набрызг с помощью зубной щётки и палочки, дали высохнуть) Это наша основа. СЛАЙД
На основу мы должны приклеить осенние листочки так, чтобы композиция из них напоминала нам осенний лес. СЛАЙД
Оформить рамкой (паспарту)
Нарисовать при помощи чёрного фломастера улетающих на юг птиц.
Ребята, какие правила необходимо соблюдать в процессе выполнения аппликации? (Быть аккуратными и выполнять по порядку)
- Молодцы. Приступаем к выполнению аппликации из осенних листьев.
VI. Практическая работа.
Обучающие работают под музыку. (П.И. Чайковский «Осенняя песня»)
Самостоятельное выполнение аппликации.
VII. Итог занятия:
Итак, ребята, наше занятие подошло к концу.
Какую поделку вы сегодня выполнили? Из какого материала?
Какое бы название вы дали этой аппликации? (Осенний пейзаж, Золотая осень)
Оцените свои аппликации самостоятельно при помощи смайликов. Анализ работ.
Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник? День воспитателя! Давайте поздравим наших дорогих воспитателей с праздником. Что мы им пожелаем? (дети по очереди говорят пожелания)
А что же мы им подарим?
Ко дню торжества не покупай подарок дорогой,
Вручи подарок, сделанный своей рукой.
В таком сувенире тепло твоих рук,
Поверь, непременно оценит твой друг!
- Подарим воспитателям свои поделки? Тогда я вам раздам элементы украшения «С Днём воспитателя!», вы их приклеите и подарите свои подарки!
Дети дарят подарки воспитателям.