Рабочая программа кружка Умелые ручки





Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей
«Погарский ДДТ»


ПРОГРАММА
кружка
«Умелые ручки»
Работа с природным материалом








Программу разработал: педагог дополнительного
образования
Клисенок Татьяна Михайловна

2016-2017уч.г



Содержание:

-пояснительная записка;

-цель, задачи;

- содержание программы;

-используемая литература;

-тематическое планирование.












Пояснительная записка

Программа реализуется в рамках художественно- эстетической направленности и создана в соответствии с образовательной программой МОУДОД «Погарский ДДТ».
На занятиях кружка «Умелые ручки» учащиеся будут заниматься изготовлением поделок из природного материала.
Данная программа разработана на один год, она позволяет работать с разновозрастным контингентом учащихся одновременно (7-15 лет).
Направление работы: флористика, аппликация из семян, поделки из природного материала;
Срок реализации программы:
2016-2017 уч.год -144ч.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности. В ходе занятий расширяется кругозор детей, знакомством с разновидностями растительного материала, формирование любви к природе, родного края.
Техника выполнения флористики, аппликаций из различного материала, лепка из глины располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно- трудовой деятельности ребёнок осваивает целый ряд графических, художественных навыков, учиться анализировать явления и предметы окружающего мира пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования. Воспитывается любовь к прекрасному, к природе, к точности, аккуратности, формируется терпение, усидчивость, стремление довести начатое дело до конца.
Занятия в кружке будут способствовать формированию не только трудовых навыков, но и позволят детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробудить в них радость труда, жажду творчества. Дети будут учиться понимать и ценить произведения искусства, познакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много интересного об истории и культуре своего края и страны.
Занятия в кружке будут сочетать теоретические и практические вопросы. Материал, применяемый при работе доступен и дешевый, что не мало важно в настоящее время. На занятиях будет больше уделяться внимания практическим занятиям. Занятия будут положительно влиять на эстетическое воспитание, развитие фантазии, художественного вкуса.
Полученные навыки дети смогут применить в жизни, как для оформления сувениров, открыток, подарков, интерьера дома так и для выполнения сложных композиций из различных природных материалов.
Данная программа основывается на следующих педагогических принципах:
преемственности;
личностно-ориентированного подхода;
природосообразности;
доступности;
научности;
системности;
культуросообразности;
связи с другими видами декоративного творчества и предметами школьного курса;
профессиональной целесообразности.
Данная программа-это комплексная система образовательной деятельности, которая включает в себя: цикл теоретических и практических занятий по предмету;
знакомство с историей народный промыслов;
знакомство с профессиональной деятельностью;
участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества, городских, районных, областных выставках;
практические занятия на природе;
посещение выставок, обмен опытом;
творческие встречи с родителями, мастерами;
работ у над авторскими, исследовательскими проектами.
При подборе объекта работы необходимо учитывать не только теоретический
материал темы, но и пожелания детей, их возможности, т.е. осуществлять
индивидуальный подход к каждому обучающемуся через создание системы
творческих заданий. Объёмную работу можно выполнить коллективно,
что ускорит процесс творчества и даст обучающимся навыки совместной,
коллективной работы.
Успехи детей в обучении рождают у них уверенность в своих силах, помогают преодолеть барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности; а также помогают преодолеть барьеры в общении с другими людьми.
























ЦЕЛЬ:

научить учащихся выполнять из разнообразного природного материала различного вида аппликации, объёмные композиции, освоить искусство лепки из глины, мозаики из яичной скорлупы.

ЗАДАЧИ:

1.Обучающие:
- сформировать у обучающихся основные знания о композиции и цветоведения; - сформировать у обучающихся знания о различных природных материалах для изготовления аппликаций, композиций, объемных поделок, инструментах и приспособлениях и обучить основным приемам работы;
- научить выполнять и пользоваться эскизами, рисунками, технологическими картами;
-сформировать практические трудовые навыки;
- научить разрабатывать авторские изделия.

2. Развивающие.
- развивать личностные качества, внутреннюю свободу, способность к объективной самооценке;
- развивать творческие качества личности, способности к решению конструкторских и дизайнерских задач;
- развивать воображение, память, мышление.
-вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно.

3. Воспитательные:
- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, направленных на сохранение и развитие древних ремесел, прививать любовь к природе, к традициям и обычаям родного края;
- формировать у обучающихся общечеловеческие нормы морали, уважение к нормам коллективной жизни;
- воспитывать положительные отношение к труду, развивать потребности в творческом труде;
- сблизить ребёнка с родной природой;
-научить всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей гармонической красоте, во всём его богатстве;
-воспитать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.


Срок реализации программы и возраст обучающихся
Курс программы кружка «Умелые ручки» рассчитан на один год обучения. Рекомендуемый возраст обучающихся 7 – 15 лет.



Режим занятий.
Занятия в объединениях проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 4 часа в неделю (144 в год).
Формы и методы обучения в кружке по курсу «Умелые ручки».
Формы, методы организации занятий:
Методы: Формы работы:
репродуктивный; - индивидуальная;
объяснительно-иллюстративный; - групповая:
эвристический; - коллективная.
проблемный.
Формы организации обучения:
практикум;
творческая мастерская;
семинарские занятия;
занятия на природе;
экскурсии;
уроки обобщения;
эксперимент;
уроки-выставки и уроки-праздники.
Виды контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся должен быть обязательным и систематическим. Он позволяет не только проанализировать работы детей, но помогает педагогу разнообразить формы, приемы и методы работы, изменить некоторые виды поделок, учитывая личностные и художественно-творческие способности обучающихся.
Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм аттестаций:
входного контроля (тесты, опрос);
промежуточной аттестации (мини-выставки творческих работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в конкурсах);
итоговой аттестации – защита творческих проектов; участие в различного уровня выставках, конкурсах, фестивалях; проведение обучающимися мастер-классов и участие в творческих мастерских.
Среди видов контроля выделяются следующие: текущий; тематический; итоговый; индивидуальный, которые осуществляются путем проведения:
-тестирования;
-анкетирования; -собеседования;
-занятий с использованием карточек-знаний технологических карт;
-выставок (ДДТ, районных, областных, авторских);
- творческих отчетов;
-защиты творческих проектов.

Прогнозируемые результаты:
По окончании курса «Умелые ручки » по данной программе
дети будут знать:
- историю возникновения и развития народных промыслов;
- правила безопасного труда и личной гигиены при работе;
- технику и приемы работы с различными инструментами;
- ассортимент материалов и приспособлений для работы;
- основы композиции и цветоведения;
- способы выполнения эскизов и работ. Уметь:
- выполнять простейшие инструкционные карты и читать их;
- разрабатывать самостоятельно несложные композиции;
- пользоваться инструментами и приспособлениями при работе;
- выполнять аппликации и зарисовки отдельных элементов;
- владеть простейшими приемами наклеивания, лепки,окраски;
- рассчитывать материал для будущей работы.































Учебно-тематический план



п/п

Название тем.

Общее
кол-во часов

Теория


Практика


1.
2.
3.
4.
5.


1.
2.
3.
4.
5.


6.
7.
8.






.




Вводное занятие.
Флористика
Аппликация из семян
Поделки из природного материала
Разработка и создание индивидуального
творческого проекта
(с применением изученных технологий).
Экскурсии в музей, на выставки.
Оформление выставок.
Итоговое занятие.


ИТОГО:





2
42
14
32
24


4
12
8


144






1
19
6
12
4


2
6
4








1
23
8
20
16


2
6
4




























Содержание программы

Содержание программы предусматривает ознакомление обучающих с народными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, технологией художественной обработки и оформления изделий, основами цветоведения, основами дизайна, знакомство с разнообразием профессий, связанных с различными видами декоративного искусства.


1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание курса. Техника безопасности. Организация рабочего места. Понятие «природный материал», «форма», «фактура»,«эскиз», «аппликация», «рисунок», «композиция», «орнамент». Законы построения композиции. Виды аппликаций. Группы природного материала.
Цветовой крут «Основные и составные цвета». Теплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость.

2. Флористика

Мир природы. Сбор, заготовка, хранение природного материала. Организация рабочего места. Картины из листьев. Образы из целых листьев или их частей. Силуэтная аппликация. Накладная аппликация. Модульная аппликация. Композиция. Симметричная аппликация. Ленточная аппликация.
Примерный перечень практических работ.
Сбор природного материала. Сортировка и подготовка природного материала к работе. Выполнение аппликаций, составление композиций, образов из листьев. «Лисичка», «Лес», «Полянка» и т.п.
Аппликация из семян.

Заготовка семян растений и семян плодов. Выбор композиции. Способы и последовательность выполнения аппликации из семян.
Примерный перечень практических работ.
Выполнение аппликаций. (открытки, картины)

4.Поделки из природного материала.

Основные технологические операции выполнение игрушек из природных материалов (шишек, желудей, веточек, перьев, скорлупы, каштанов и т.п.): как работать с природным материалом, способы соединения и крепления деталей поделок.
Примерный перечень практических работ.
Сказочные персонажи, герои мультфильмов, сюжетные композиции.«Лесовичёк», «Гусеница», «Белоснежка и семь гномов» и т.п.





5. Разработка и создание индивидуального творческого проекта
(с применением изученных технологий).
Выбор объекта проектирования. Обоснование выбора. Этапы работы над творческим проектом. Требования к проекту.
Подготовка технологической документации на изделие. Работа над изделием. Устранение ошибок и огрехов. Экономический расчет стоимости изделия.
Защита проекта.
Практическая работа:
Практическое выполнение разработанного проекта.

6 Экскурсии в музей, на выставки, на природу.
Экскурсии проводятся на базе школьного музея, на школьные выставки, где учащиеся расширяют свой кругозор, повышают творческий потенциал, экскурсии на природу проводятся с целью заготовки природного материала, наблюдения образов и композиций «созданных» природой.

7.Оформление выставок.
Понятие об эстетическом оформлении выполненных работ. Назначение паспорту, банта, рамки в оформлении работ.
Практическая работа. Оформление работ для выставок.

8.3аключительное занятие.
Выставка лучших работ, выполненных в течение учебного года. Поощрение лучших учащихся. Подведение итогов с вручением похвальных листов и грамот.
Игры, конкурсы.

Используемая литература

1.Природные дары для поделок и игры. Нагибина М.И.
2.Листопад в ладошках. Лыкова И.А.
3. Подарки своими руками. Туфанова Г.В.
4.Поделки из природного материала . Маркелова О.Н.
5.Поделки из желудей. Перевертень Г.И.
6. Чудеса из пуха растений. Перевертень Г.И.
7.Поделки из яичной скорлупы. Перевертень Г.И.
8. Плетение из соломки, бересты и лозы. Загребаева Л.В.
9.Мозаика из яичной скорлупы . Л.Мешакина
10. Поделки из природных материалов. К.Стародуб Т. Ткаченко.
11. Творческие проекты в младшей школе. Симоненко В Д.





Тематическое планирование
занятий кружка «Умелые ручки»
144 часа ( 4 часа в неделю)
(один год обучения)



Тема


часы
теория
Практика
Дидактический материал,

техническое оснащение


1.Введение







1
Вводное занятие. ТБ на занятиях кружка «Умелые ручки».
2
Цели, задачи и содержание курса. ТБ. Орг.раб.места
Просмотр метод. лит-ры. Обзор поделок.
Инструкции по ТБ.
Метод.лит-ра. Поделки.
Журнал по ТБ.


2.Флористика







1
Путешествие в волшебный мир природы.

2
Беседа «Волшебный мир природы»
Обзор рисунков, картин, фотографий.
Рисунки, картины, фотографии

2
Сбор природного материала. Заготовка. Хранение.
8
Технология сбора, сортировки, заготовки, подготовки и хранения природного материала .
Сбор природного материала.
Сортировка. Высушивание. Сортировка. Хранение.
Коробки, газеты, картон.

3
Картины из листьев.

4
Технология выполнения картин из листьев.
Выбор эскиза. Выполнение картины.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, образцы эскиза,
карандаш, салфетка.
Природный материал.

4
Образы из целых листьев или их частей.

4
Технология создание образов из целых частей природного материала.
Выбор образа. Подбор необходимого материала .
Выполнение работы.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, образцы образов,
карандаш, салфетка.
Природный материал.

5
Силуэтная аппликация.

4
Технология выполнения силуэтной аппликации.
Выбор композиции. Выполнение силуэтной аппликации.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, образцы
силуэтных аппликаций,
карандаш, салфетка.
Природный материал.

6
Накладная аппликация.

4
Технология выполнения накладной аппликации.
Выбор композиции. Выполнение силуэтной аппликации.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, образцы
накладной аппликации,
карандаш, салфетка.
Природный материал.

7
Модульная аппликация (мозаика)

4
Технология выполнения модульной аппликации (мозаики)
Выбор композиции. Выполнение мозаики.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, образцы
мозаичных аппликаций,
карандаш, салфетка.
Природный материал.

8
Композиция.
Цветоведение.

4
Эскиз. Правильное композиционное решение. Цветоведение.
Зарисовка эскизов.
Расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Образцы эскизов,
композиций.
Цветные карандаши,
Краски, простой карандаш,
ластик, альбомные листы.

9
Симметричная аппликация.

4
Технология выполнения симметричной аппликации.
Выбор композиции. Выполнение симметричной аппликации.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, образцы
симметричных аппликаций,
карандаш, салфетка.
Природный материал.

10
Ленточная аппликация.

4
Технология выполнения ленточной аппликации.
Выбор композиции. Выполнение ленточной аппликации.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, образцы
ленточной аппликации,
карандаш, салфетка.
Природный материал.

11
Творческие работы.

4
Творческий поиск идеи.

Подбор композиции.
Индивидуальная работа.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, природный
материал, карандаш,
салфетка.

12
Контроль знаний и умений по теме «Флористика». (Выставка)
4
Беседа по теме: «Флористика»
Защита творческих работ.
Выставка лучших работ.
Творческие работы.


3.Аппликация из семян.







1
Заготовка семян. Хранение.

4
Технология заготовки семян, хранения.
Сортировка семян.
Семена, баночки,коробочки.

2
Выбор композиции.

4
Технология составления композиции при работе с семенами.
Просмотр образцов.
Работа над композицией.
Образцы композиций.

3
Способы и последовательность выполнения аппликации из семян.
6
Способы переноса эскиза композиции (частичные элементы) на основу.
Нанесение клея на основу.
Сплошные, контурные, подетальные фрагменты композиции.
Перенос композиции на основу.
Выполнение аппликации
из семян.
Образцы аппликаций.
Клей, кисточка, салфетка,
картон, эскизы
композиций. Семена,
веточки. Засушенные листья

4
Творческие работы

14
Творческий поиск идеи.

Подбор композиции.
Индивидуальная работа.
Картон, клей, кисточка,
ножницы, семена, веточки,
карандаш, салфетка.

5
Контроль знаний и умений по теме аппликация из семян.(Выставка)
4
Беседа по теме: «Флористика»
Защита творческих работ.
Выставка лучших работ.
Творческие работы.

4. Поделки из природного материала







1
Заготовка шишек, желудей, веточек
и др.
6
Беседа : «Лесное царство»
Экскурсия в природу с целью сбора рабочего природного материала(шишек, желудей, веточек и т.п.)
Просмотр образцов.
Сбор рабочего природного материала.
Сортировка. Подготовка к работе.
Образцы работ.
Коробки, баночки,
ножницы, нитки.

2
Игрушки из шишек.
«Лесовичёк»
«Ёжик»
«Меведь» и т.п.
6
Технология выполнения поделок из шишек.

Просмотр рисунков с изображением поделок.
Образцы работ.
Выполнение поделок.
Шишки, шило, пластилин
ножницы, клей, веточки,
мох и т.п. Схемы поделок.
Рисунки с изображением
поделок.Образцы.

3
Поделки из желудей.

6
Технология выполнения поделок из желудей.

Просмотр рисунков с изображением поделок.
Образцы работ.
Выполнение поделок.
Желуди, шило, пластилин
ножницы, клей, веточки,
мох, нитки. Схемы поделок.
Рисунки с изображением
поделок.Образцы.

4
Поделки с использованием перьев.

6
Технология выполнения поделок с использование перьев.

Просмотр рисунков с изображением поделок.
Образцы работ.
Выполнение поделок.
Шишки, желуди, каштаны,
пластилин, перья. шило,
ножницы, клей, веточки,
мох и т.п. Схемы поделок.
Рисунки с изображением
поделок.Образцы.

5
Игрушки из яичной скорлупы.

4
Технология выполнения поделок из цельной яичной скорлупы.

Просмотр рисунков с изображением поделок.
Образцы работ.
Выполнение поделок.
Цв.бумага, картон,
яичная скорлупа
ножницы, клей, салфетка.
Рисунки с изображением
поделок. Образцы.


6
Мозаика из яичной скорлупы.

4
Технология выполнения
мозаики из яичной скорлупы.

Просмотр рисунков с изображением мозаики.
Выполнение эскиза композиции.
Просмотр образцов работ.
Выполнение поделок.
Эскизы. Образцы.
Краски, кисточки,
клей ПВА,картон,салфетка.

7
Творческие работы.

12
Творческий поиск идеи.

Подбор композиции,
сюжета.
Индивидуальная работа.
Картон, клей, кисточка,
ножницы,
природный материал,
карандаш, салфетка и т.п.
(индивидуальный подбор
материала)

8
Контроль знаний и умений по теме «Поделки из природного материала» (Выставка)
4
Беседа по теме: «Поделки из природного материала»»
Защита творческих работ.
Выставка лучших работ.
Творческие работы.


5.Экскурсии







1
Экскурсии в музей на выставки
4
Беседа о декоративно прикладном творчестве.
Обзор экспозиций в школьном музее , на школьных и районных выставках .
Просмотр тематических Интернет сайтов.
Посещение музея
и выставок.
Пользование Интернетом.


6. Итоговое занятие







1.
Итоговая выставка. Презентация творческих работ.

I полугодие

4
Беседа о природе и природном материале.
Подведение итогов года.

Презентация лучших работ.
Подготовка к выставке.
Творческие работы.

2
Итоговая выставка. Презентация творческих работ.

I I полугодие

4
Беседа о природе и природном материале.
Подведение итогов года.
Презентация лучших работ.
Подготовка к выставке.
Творческие работы.


ИТОГО:

144ч.









 
·