Рабочая программа кружка Умелые ручки


Рабочая программа
кружка «Волшебная бумага»
СП «Ишимовская начальная школа-детский сад»
МБОУ «Березниковская СОШ им.М.Г.Имашева»
(2013 – 2014 учебный год)
Руководитель кружка:
учитель нач.классов Илькаева Р.И.
2013 г.
Содержание
Введение3
Пояснительная записка4
Организация работы 6
Учебно-тематический план 7
Содержание образовательного процесса 10
Ожидаемый результат 13
Методическое пособие 14
Приложение
Введение
С помощью этой Программы я буду стараться развивать у детей творческие способности, логическое мышление, воображение, а также умственной активности у детей. И для реализации этой идеи буду учитывать мнения детей, подбирать материалы, учитывая их интересы.
Пояснительная записка
Программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетическому направлению.
Для того, чтобы развивать у школьника художественно-эстетического взгляда недостаточно проведение отдельных уроков по технологии и изо.
Поэтому существуют программы дополнительного образования, способствующие расширению кругозора и интереса к получению новой информации у детей младшего школьного возраста. И я решила, тоже попытаться создать программу «Умелые ручки», т.к. хочу заинтересовать детей и расширить у них кругозор. А также узнать их интересы и правильно их направлять в нужное русло.
Применение ее возможно в школьной внеклассной факультативной работе, и учреждениях культуры. Она не ограничена - жесткими временными рамками и дети могут заниматься совместно с родителями, друзьями и одноклассниками.
1.1. Цель:
Способность развитию у детей творческого мышления, через занятия художественно-эстетического направления.
Задачи:
Обучающие:
- научить детей логически мыслить и выбирать нужный вариант действий;
- познакомить с разнообразием интересного материала для расширения своего кругозора;
- сформировать умения творчески мыслить.
Развивающее:
- развивать творческие способности у детей;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать творческое воображение детей.
Воспитывающее:
- воспитывать интерес к окружающему и чувства патриотизма;
- воспитывать социально-значимые качества личности: целеустремленность, самостоятельность, ответственность, организованность, аккуратность и коммуникативность;
- способствовать развитию дружеских отношений в детском коллективе.
Отличительная особенность этой программы - направленность на взаимодействие разных видов деятельности, что дает ребенку возможность получать более глубокие знания, а создание своеобразной среды на занятиях способствует активизации процессов самопознания и саморазвития, направленных на формирование творческой личности. Приобретение комплексных знаний позволяет обучающемуся перерабатывать впечатления, ощущения окружающего мира и воплощать их в индивидуальных творческих проектах.
Возрастная категория детей, которые будут участвовать в реализации этой программы от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы 1 год. С каждым годом программа будет дополняться новыми идеями и направлениями для развития всесторонне развитой личности.
Организация работы
Программа рассчитана на один год. Занятия будут проводиться четыре раза в неделю. В содержание программы входят теоретические и практические занятия.Педагогическая целесообразность программы «Умелые ручки» в том, что она адресована детям младшего школьного возраста и предоставляет возможности доступными средствами получить знания, умения и навыки в области декоративно – прикладного творчества, необходимые для дальнейшего развития творческих способностей.
На занятиях будут применены различные формы организации образовательного процесса:
- художественно-эстетические (аппликации, оригами, лепка, работа с природными материалами, работа тканью и др.)
Программа носит практико-ориентированный характер. Большое внимание будет уделяться практическим занятиям, в котором будут участвовать и родители, например при выполнении домашних задании.
Содержание знаний будет воплощаться в музыке, сказках, стихах, песнях, советах, викторинах и играх.
Значимость занятия определяется общими признаками:
- абсолютная добровольность – участие в мероприятиях добровольно и не принудительно;
- общественно-полезная направленность – помогает узнавать что-либо новое, интересное.
Учебно-тематический план
Цель:
Способствовать развитию у детей творческого мышления, через занятия художественно-эстетического направления.
Задачи:
- научить детей логически мыслить и выбирать нужный вариант действий;
- познакомить с разнообразием интересного материала для расширения своего кругозора;
- сформировать умения творчески мыслить;
- развивать интеллектуальные способности и воображение детей;
- воспитать социально-значимые качества личности: целеустремленность, самостоятельность, ответственность, организованность, аккуратность и коммуникативность.
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов Формы занятий Формы проведения итогов
теория Практ. всего 1 Вводное занятие
1 1 2 Беседа
Конкурс
Анкетирование
2 Знакомство. Общее собрание детей и родителей. Цели и задачи курса. Ознакомление с планом занятий. Требования к учащимся. Демонстрация работ детей. 2 - 2 Беседа
Анкетирование
3 Начальная диагностика. Знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о назначении и применении инструментов. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности, санитарии и гигиены. 1 1 2 Беседа
Игра
4 Аппликация «Золотая осень» 2 4 6 Беседа, экскурсия, мини-лекции, подборка необходимого материала Игра
Самоанализ
Выставка полученных результатов
5 «Крестики-нолики» + вышивка салфеток
4 18 22 Беседа, мини-лексия, подборка необходимого материала Выставка полученных результатов
Самоанализ
6 Домашний дизайн 2 6 8 Мини-лекции, беседа,. Индивиудаль-ные работы Рефлексия
7 Работа с природными материалами 2 14 16 Практическая работа, конкурсы, праздник Взаимооценка8 Новогодние игрушки 2 10 12 Мини-лекция
Конкурсы
Ребусы
Индивидуаль-ная работа Игры
Тест
9 Красивая мозаика 2 8 10 Рассмотрение идей и подбор необходимых материалов.
Практическая работа Выставка полученных работ
10 Поделки и сувениры из соленого теста 4 12 16 Рассмотрение идей и подборка необходимых материалов. Практическая работа
11 Подарок маме - 6 6 Практическая работа Самоанализ
12 Путешествие в страну цветных бумаг 4 10 14 Мини-лекция
Практическая часть
Конкурс Игра
Анализ своей работы
13 Забавные зверюшки4 18 22 Беседа, рассмотрение идей и подбор материала Практическая работа
14 Создание весенней картины «Первая капель» 1 2 3 Беседа
Викторина
Загадки
Работа с литературой Поле чудес
Оценка своей работы
15 Итоговые занятия 1 2 3 Беседа, практическая работа Анкетирование
Содержание образовательного процесса
1. Вводное занятие (2 ч)
2 Знакомство. Общее собрание детей и родителей. Цели и задачи курса. Ознакомление с планом занятий. Требования к учащимся. Демонстрация работ детей.(2 ч)
3. Начальная диагностика. Знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о назначении и применении инструментов. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности, санитарии и гигиены.(2 ч)
4. Аппликация «Золотая осень» (6 ч).
Беседа, инструктаж правильного поведения на экскурсии. Наблюдения за изменением природы и создание общей осенней композиции.
5. «Крестики-нолики» + вышивка салфетки (22 ч).
Беседа, подборка необходимого рисунка, или создание своей композиции. Результатом работы будет организация выставка готовых изделий.
6. Домашний дизайн (8 ч)
Создаем домашний дизайн используя кожу, стекло, металл, дерево.
7. Работа с природными материалами (16 ч)
Создаем свои шедевры с помощью природных материалов: разных зверюшек, природы.
8. Новогодние игрушки (12 ч).
Создание своими руками украшений для елки.
9. Красивая мозаика (10 ч).
Рассмотрение идей и подбор материала на свое усмотрение. Создаем свой дизайн.
10. Поделки и сувениры из соленого теста (16 ч).
Рассмотрение новых идей оформление интерьеров.
11. Подарок маме (6 ч).
Рассмотрение разных вариантов идей для создания собственной.
12. Путешествие в страну цветных бумаг (14 ч).
Работаем с бумагами, превращаем бумагу в различных зверюшек, игрушек.
13. Забавные зверюшки (22 ч).
Создаем свою любимую игрушку. Для этого рассматриваем варианты идей, чтобы правильно выполнить эту работу.
14. Создание весенней картины «Первая капель» (3 ч).
Обсуждение изменении происходящих в природе и используя эти знания создание своей весенней картины.
15. Итоговые занятия(3 ч).
Диагностика полученных знаний: итоговое занятие, тесты, анкеты, игровые программы.
Ожидаемый результат
По итогам реализации программы, обучающиеся должны знать:
1. Самостоятельно выявлять необходимость творческих решений в разных видах деятельности. Изобретать оригинальное решение в ходе выполнения творческих заданий.
2. Должно возникнуть стремление много узнать.
3. Стремиться к самостоятельным поступкам. Уметь отстаивать свою точку зрения.
4. Своевременно и качественно выполнять любое поручение и задание.
5. Должен владеть техникой общения с окружающими его людей, независимо от их возраста.
Методическое пособие
Литература при составлении программы:
1.Домашний дизайн. Используем кожу, металл, стекло, дерево/ Х. Махмутова.- М.: Эксмо,2007.-64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
2. Красивая мозаика. Идея для дома/ Перевод с нем. Степановой А.Н.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-64с.: цв.ил.
3.Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов/ Пер. с пол.- М.: Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006.- 112с.: ил.-(Украшаем дом).
Литература для детей
Ефимава Л. Белогородская Р. Русская вышивка и кружево. – М., 1982.
Жабинский М. П. Составь узор сам. — Минск: Пламя, 1992.
Митителло. Аппликация, техника и искусство. — М.: Эксмо-пресс, 2002.
Паранюшин Р. В. Композиция. — Ростов н/Д : Феникс, 2002.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. М.: Просвещение, 1990.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. М.: Просвещение, 1990. – 57 с.
Приложение 1
Анкета для определения интенсивности познавательного интереса
1. Как часто ребенок по долгу занимается умственной работой?
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
3. Много ли читает дополнительной литературы?
а) постоянно, много;
б) неровно: иногда много, иногда ничего не читает;
в) мало или совсем ничего не читает.
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а) очень эмоционально;
б) когда как;
в) эмоции ярко не выражены.