Тематическое планирование «Знакомство детей дошкольного возраста с деревьями ближайшего окружения»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 169 г. Ульяновска
Тематическое планирование:
«Знакомство детей дошкольного возраста
с деревьями ближайшего окружения»
Подготовила:
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ детский сад № 169
г. Ульяновска
Ершова Оксана Анатольевна
г. Ульяновск
Планирование образовательных мероприятий
по формированию представлений детей о деревьях ближайшего окружения
Познавательная
деятельность Трудовая
деятельность Природоохранные акции Пропагандистская деятельность Взаимодействие с семьей Взаимодействие
с другими
специалистами
апрель
ФЦКМ «Зачем нужны деревья»
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях, закрепить понятие живая природа.Наблюдения
Цель: рассмотреть строение веток, цвет коры, состояние почек на деревьях.
Закрепить классификацию растений (деревья, кусты, травы, цветы)
Определить какие деревья растут на участке детского сада.
Дидактические игры
«Что за дерево такое».
Цель: узнавать дерево по описанию, называть и показывать его.
«Сложи дерево»
Цель: составлять целое из частей
«Что где растет?»
Цель: закреплять знания детей о том, где какие растения произрастают.
Беседа «Что будет, если исчезнут деревья?».
Цель: углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека.
Сюжетно-ролевая игра
Цель: развивать сюжет игры «семья в парке» Привлечь детей к уборке сухих веточек с участка детского сада.
Опыт «Веточка березы»
Цель: учить вести наблюдения за появление листочков из почек деревьев» (веточки березы, ваза с водой. дневник наблюдений для ежедневных зарисовок) Конкурс рисунков
«Не рубите деревья»
Участие родителей в акции «Посади дерево». Рассказать детям младшей группы «Почему деревья плачут». Привлечение родителей к наведению порядка на участке детского сада.
Инструктор по ФизоПодвижная игра «Птички в гнездышках»
май Рисование «Яблоня в цвету»
Цель: передавать в рисунке образ цветущего весной дерева.
Чтение стихотворения С.Есенина «Черемуха душистая»
Цель: учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворения.
Наблюдения
Цель: учить замечать появление листочков на деревьях, замечать разную форму и оттенки листьев разных пород деревьев.
Познакомить со значением листьев для растений, и окружающего мира природы. Обратить внимание на разнообразное строение листьев (сложные, лист-иголка…)
Рассмотреть цветущие деревья (яблони…) объяснить значение цветов на деревьях.
Дидактические игры
«С какого дерева листок»
Цель: узнавать листья деревьев по форме и цвету.
«Четвёртый лишний».
Цель: определять лишний предмет и убирать его.
«Живое, неживое»
Цель: классифицировать предметы по признакам живое неживое
Беседа «Как растут деревья»
Цель: сформировать понятие об основных потребностях деревьев в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития
Беседа «Люблю березку русскую»
Цель: объяснить детям почему березку называю русской, …..
Привлечь детей поливу деревьев на участке детского сада.
Сбор березовых сережек. Составление альбома со стихами и загадками «Моё любимое дерево».
Педагог-психолог
Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе "Город, вид с неба",
июнь Беседа «Пернатые друзья деревьев».
Цель: уточнить представления о связи деревьев с миром пернатых.
Наблюдения
Цель: обратить внимание детей, что у тополя появились семена в виде пуха.
Замечать семенами, каких деревьев питаются птицы (голуби, воробьи, трясогузки)
Сравнить осину и березу найти общие и отличительные признаки.
Рассмотреть деревья и кустарники на участке найти общие и отличительные признаки, расширять пред-ия о разнообразии жизненных форм растений.
Викторина «Как зовут тебя, деревце?»
Цель: расширить знания детей о деревьях произрастающих на участке детского сада.
Дидактические игры
«Найди такой же листок»
Цель: развивать внимание, память.
«С какого дерева плод»
Цель: определять с какого дерева плод, называть деревья и плоды.
«Собери дерево»
Цель: составлять модель дерева из частей.
Развлечение «Белоствольная красавица»
Цель: вызвать желание любоваться красотой березы.
Рисование «Птички на дереве»
Цель: закреплять умение рисовать карандашами, передавать в рисунке объекты живой природы. Коллективная работа Создание плана «Деревья и кустарники участка группы».
Сбор тополиного пуха. Конкурс рисунков «Березкин узор» Составление рассказов в рисунках о бережном отношении к деревьям для детей младшей группы. Читаем дома А. Прокофьев «Берёзка»
Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев Инструктор по Физо подвижная игра «Кто быстрее до березки»
июль Аппликация «Липовый цвет»
Цвет: передавать образ дерева в цвету, использовать способ обрывания бумаги для изображения цветов.
Наблюдения
Цель: рассмотреть липу, рябину. Обратить внимание на форму листьев. Найти общие и отличительные признаки.
Обратить внимание детей, что в сильную жару можно спрятаться в тени деревьев, показать связь между неживой и живой природой.
Целевая прогулка. Рассмотреть на территории детского сада деревья разного возраста (молодые, старые) замечать особенности внешнего вида деревьев одного вида, но разного возраста.
Рассматривание тематического альбома «Природа нашего края»
Цель: любоваться красотами родного края.
Дидактические игры
«Чем полезны деревья»
Цель: закреплять знания детей о роли деревьев в жизни человека и окружающей среды.
«Угадай дерево по тени»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
«Растения»
Цель: закреплять умение классифицировать растения по видам.
Чтение Н. Некрасов «Зелёный шум»,
Цель: внимательно относиться к образному слову, помочь усвоить содержание произведения.
Составление "Круга полезности деревьев".
Составление рассказов о лекарственных деревьях. Посещение выставочного центра «Радуга» - «Деревья глазами художников» (И. Шишкин, И. Левитан) .Педагог-психолог
"Пейзажи родного города", презентация
август Беседа «В чем отличие деревьев от других растений?
Цель: расширять представления детей о разнообразии жизненных форм растений, познакомить с взаимным влиянием растений друг на друга.
Дидактические игры
«С чьей ветки детки»
Цель: определять с какого дерева лист
«Дикорастущие, культурные деревья»
Цель: формировать понятия «дикорастущие» и «культурные» растения.
«Путаница»
Цель: систематизировать знания детей о жизни растений и животных.
"Расставим знаки"
Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
Рассматривание тематического альбома «Хвойные деревья»
Цель: познакомить с разнообразием хвойных деревьев.
Наблюдения
Найти на территории детского сада хвойные деревья, назвать их.
Сравнить листья березы и ели.
Замечать влияние окружающей среды, человека на жизнь деревьев и кустарников.
Художественное творчество
Поделка из природного материала «Подарок для мамы»
Цель: составлять узоры из веточек и листьев. Подготовить рассказы для детей младшей группы «Какую пользу приносят деревья?» Придумать знаки-схемы охраны деревьев.
Инструктор по ФизоПод.игра «Животные и растения»
сентябрь ФЦКМ
«Почему желтеют и опадают листья? »
Цель: уточнить знания детей об осенних изменениях природе, объяснить значение растений в живой и неживой природе.
Наблюдения
За погодными явлениями: ветром, дождем и их влияние на состояние деревьев.
Рассмотреть клен, осину найти общие и отличительные признаки..Целевая экскурсия «На улицах нашего города» Цель: рассмотреть деревья ближайшего окружения, замечать знакомые растения, называть их. Объяснить роль человека в охране растительного мира, в сохранении разнообразия растений.
Заучивание: И. Бунин «Листопад». Цель разучивать стихотворение
Сюжетно – ролевая игра
«Поездка в лес»,
Цель: вызвать у детей желание заниматься поисковой деятельностью (семян и листочков)
Дидактические игры
«Сложи дерево»
Цель: составлять целое из частей
«Что где растет?»
Цель: закреплять знания детей о том, где какие растения произрастают.
«С какого дерева листок»
Цель: узнавать листья деревьев по форме и цвету. Сбор листьев для гербария. Предложить детям средней группы серию знаков «Защитим деревья». Рассмотреть деревья около дома. зарисовать их, назвать знакомые. Педагог-психолог просмотр Фотоматериалов проделанной работы
"Этот садик самый лучший садик на Земле".
октябрь Аппликация «Осенний ковёр».
Цель: составлять узор из природного материала.
Беседа «Почему у ёлки зелёные иголки?» Цель: объяснить приспособление разных видов деревьев к различным экологическим факторам и их влияние на жизнь растений.
Наблюдения
Замечать сезонные изменения в жизни растений.
Рассмотреть ель и лиственницу, найти общие и отличительные признаки лиственницы и ели.
Находить на участке деревья с гнездовьями птиц, узнавать и называть эти деревья.
Дидактические игры
«Что сначала, что потом»
Цель: разложить карточки по порядку роста деревьев.
«Найди такой же листок»
Цель: развивать внимание, память.
«С какого дерева плод»
Цель: определять с какого дерева плод, называть деревья и плоды.
Рисование «Мое любимое дерево»
Цель: закреплять умение рисовать красками.
Чтение художественной литературы И. Соколов – Микитов «Листопадничек» Цель: вызвать желание слушать произведение.
Рассматривание «Круга полезности деревьев» Цель: закреплять знания детей о пользе деревьев. Составление гербария «Наши листики»
Выставка рисунков «Деревья моего двора» Рассказ детям младшей группы «Почему нельзя обрывать веточки у деревьев» Изготовление совместных поделок с детьми «Дары осени».
Плакат «Защитим наши елочки-зеленые иголочки» Инструктор по Физо, воспитатель.
Развлечение «Зеленые друзья».
Заключение:
Данный проект дополняет основной курс по программам «Воспитания и обучения детей в детском саду». Разработанное тематическое планирование образовательной деятельности, дидактических игр, наблюдений, чтение художественной литературы и т.д. позволяет расширить знания детей о деревьях ближайшего окружения. Помогает понять дошкольникам, что деревья делают нашу жизнь не только красивой, но и являются неотъемлемой частью живого мира. Коллекционирование природного материала и гербариев может положить начало беседам о природных богатствах родного края, а также может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Использованная литература:
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: /Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004. – 320с.
Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
Приложение:
Берёза
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку. Автор: И.П. Токмакова.
Береза
От жары и от мороза
Не расплачется берёза,
Но задень её весной -
Слёзы потекут рекой! Автор: Санин Е. Г.
Ель
Ель обыкновенная -
издали надменная,
а вблизи - уютный дом...
Здесь мы дождь и переждём. Автор: Ю. НасимовичВишня
У старого колодца, Где мягко греет солнце,
Раскинув ветви широко,
Стоит велико - велико
Деревце зеленое Из косточки взращенное.
На нем повисли парами
Сережки ярко-алые.
Хоть все под солнышком росли,
Но до чего ж они кислы! Автор: Светлана Суворова
Клен
Клён в рябину был влюблён,
Но стоял безмолвно он,
Как стояла и она,
Тоже в клёна влюблена! Автор: Санин Е. Г.
Клены
Осень-художница дерево кистью
красит и красит влюблённо:
жёлтые листья,
красные листья -
разные листья у клена. Автор: Ю. НасимовичЛипа
От простуды
И от гриппа
Дарит нам
Цветочки липа! Автор: Санин Е. Г.
Липа
Листья-сердечки и с крылышком плод -
Липа на пасеке нашей растёт,
стройная липа,
тенистая липа...
В соты стекается липовый мёд. Автор: Ю. НасимовичЛиственница
Лиственница обронила хвою
и стоит раздетая зимою,
но придёт на Север к нам весна,
и опять оденется она. Автор: Ю. НасимовичОсинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару...
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
Бедной осинке.
Рябина
Под окном растёт рябина -
в красных ягодах вершина.
Прилетели
свиристели -
угощенье мигом съели. Автор: Ю. НасимовичТополь
За окном, в разгаре лета,
Побелела вся земля.
Неужели снег? Нет, это –
Пух роняют тополя! Автор: Санин Е. Г.
Черёмуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей. Автор: Сергей Есенин
Яблоня
Зимою спит устало
Под снежным одеялом.
Весною белым цветом,
Как девица одета.
А с наступленьем лета
Подарки дарит детям.
Ее плоды сочны, вкусны.
Едят до самой до зимы.
Один бочок - зеленый.
Под солнышком взращенный.
Другой бочок горит огнем
И солнца луч играет в нем. Автор: Светлана Суворова
Загадки про деревья
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек (дерево)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает (дерево)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки (березы)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ель)
Они и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют (рябины)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем (тополь)